Мир — это песня, которую надо услышать, почувствовать и спеть, увидеть, запомнить и нарисовать, осмыслить, записать и передать другому (самая главная цель образования). В древнем обществе большой популярностью пользовалось устное творчество, так как информация, заложенная в преданиях, учила людей выживать. Песни, мифы, легенды — повторялись, каждым человеком по-своему (субъективно). Постепенно рассказчиками становились более искусные. Чем точнее и красочнее воспроизводился сюжет, тем он лучше запоминался. При постоянном повторении произведения в мелодии и тексте закреплялись типичные интонации, слова и обороты речи. У слушателей развивалась память, образное мышление.
На ранних этапах развития устные рассказы, сюжеты которых были связаны с охотой или войной, инсценировались. В исторической реконструкции участвовали рассказчик-учитель и слушатели-ученики. Проигрывание таких сюжетов развивало коллективное мышление, являлось репетицией к будущим военным действиям, снимало стресс и напряжение. По ходу спектакля участники пели и танцевали, создавая различные образы. Таким образом, искусство и образование шли в одном строю на пути познания мира человеком.
О том, как устроен мир, музыканты узнают с помощью музыки. Музыка состоит из мелодии, гармонии и ритма. Ритм — это движение (чередование различных длительностей звуков), гармония — это чувства (окраска мелодии различными аккордами или подголосками), мелодия — это мысль-имя произведения. Мелодия — часть музыки, которую можно напеть без слов, как песню. Интонация — самый короткий отрезок мелодии, содержащий информацию о движениях и чувствах и выраженный в музыкальных звуках.
Услышав в природе мысль-интонацию, композитор с помощью ритма создает мелодию и, украшая ее гармонией, разворачивает во времени свои эмоциональные мысле-образы. Изменяя основную музыкальную интонацию и добавляя к ней другие типичные интонации из своего и общепринятого музыкального словаря, композитор конкретизирует содержание своего музыкального произведения и этим делает его более доступным к восприятию, исполнению и слушанию.
Изучая музыкальную интонацию с помощью слова, вычленяя ее из текста песни и мелодии пьесы, исполнители интонируют, то есть осознанно исполняют музыкальное произведение. Музыкант-исполнитель является учителем, а слушание музыки — это урок-размышление и развитие чувств слушателей-учеников. Знание, познание, изучение, повторение, закрепление, развитие, воспроизведение, слушание, — такие этапы образовательного цикла проходят и композитор, и исполнитель, и слушатель, постигая мир музыки.
Таким образом музыка — это синоним слова образование.
Образ. Образование. Музыка — искусство музыкальных образов. Образ — субъективная картина действительности, состоящая из различных интонаций. В семье мать — первый учитель ребенка: ее теплая грудь, чувство любви, ласковая колыбельная, первые двигательные навыки, — все это различные виды физических вибраций и музыкальных интонаций, создающие в сознании младенца образ матери.
Ава-мама, ий-дух* . Образование = образ + аван + ие - ий = образ материнского духа*. Образование = об + ар + аза + зов + ан + ие = семейный марийский ребенок зовет самый дух-знание*. Знание приходит к тому, кто жаждет его получить. В семейном образовании получение знаний-интонаций-символов и учебных действий — трудовых навыков происходило ненавязчиво через множество повторений. Лучшей оценкой ребенку была любовь родителей. Закрепление знаний перерастало в небольшой опыт, опираясь на который подрастающий человек с помощью отца-мастера обучался познанию духа во всем окружающем пространстве. Ученик превращался в обучающегося. Обучающийся — обучающегося духа брат*.
Общее образование — это союз разных искусств, которые оперируют образами. Процесс образования будет успешным, если учитель и ученики будут действовать по законам искусства. Любой предмет станет понятным, красивым и привлекательным, если увидишь образ вещи через ее имя (мелодия); поймешь, как она двигается через ритм; почувствуешь ее красоту (гармония). Сочинение музыки, исполнение ее и слушание учат создавать композиции — составление позиций (мест) в окружающем пространстве (образовательные проекты). Семья в процессе образования создает в сознании ребенка первоначальный образ доброты и красоты людей, состоящий из информации о движениях и чувствах (экспозиция). Осмысление образов субъективной картины мира и умение нетипичное делать типичным помогают убирать с дороги обучающегося различные комплексы неполноценности (развитие коммуникативности). Музыка учит, как из старого делать новое (разработка), не забывая о шестеренках в колесе истории (реприза — знак повторения); сложное сделать простым в понимании (осознание); качественно делать свое дело (исполнение). Слушатели награждают музыканта аплодисментами, а ученик за прекрасный ответ получает оценку и одобрительную улыбку учителя. Ученик = уш + еҥ + ик = умный человек первый (первый шаг)*. Учитель = уш + тале = ума герой (ума палата)*. Учитель должен помочь ученику сделать первый шаг в наработке опыта получения и усвоения знаний. Опыт — дерева знания муж*. Знание — хозяин-вождь духа-сознания*. Превратив знание в инструмент сознания для осознания мира, вырастив дерево знания — набрав опыта, мальчик становится мужем, а ученик становится учителем (кода).
* — слова и фразы, отмеченные звездочкой - перевод с марийского языка.
Об авторе: Иванов Михаил Васильевич, музыкальный руководитель, МБОУ «Гимназия № 14 г. Йошкар-Олы».
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.