Ольга Мирских, 29.06.2015 4

Эссе "Плохих детей не бывает… Из дневника учителя, или Закон сердца"


Учитель… Учителя… Педагог-новатор Евгений Ильин всегда спорит, как ставить ударение в этом слове, и утверждает, что правильно говорить «учИтели», потому что учитель призван учить, и не только на уроках, но и вообще в жизни.

Урок жизни… Урок… Учитель…

В этих словах — неугомонная орава ребятишек врывается в светлый солнечный кабинет…


Обсудить статью (уже 4 коммент.) Опубликовать свой материал

В этих словах — шуршание мела по классной доске и шелест страниц ученических тетрадей, и шепот учеников, неслышный и отчетливый, и ветер, воющий в проводах и отчаянно барабанящий в школьные окна сентябрьским дождем…

В этих словах — судьба ребятишек, целые жизни, которые нельзя ни сломать, ни разрушить. Ни словом, ни взглядом. Ведь в этих судьбах — моя жизнь.

...И память вновь и вновь перелистывает страницы моего педагогического дневника.

Воскресенье

Солнечный луч будит меня, а я прячусь от него в надежде еще подремать. И вдруг вскакиваю: завтра в школу!

Последний день лета наполнен хлопотами: приготовить платье, повторить слова приветствия. Завтра я встречусь со своими пятиклашками! Интересно, какие они? Я наливаю большую кружку ароматного кофе и задумываюсь… Итак, я учитель. Учитель — в школе. Дома я — жена, хозяйка…

Стоп! Кто такой учитель? Не просто же я буду учить этих ребятишек, смешных и серьезных, любознательных и робких, молчаливых и шумных?! Я же буду проживать с ними часть своей жизни, и они будут, наверное, ждать меня и верить мне?!

Наверное, учитель — это мама в квадрате… А это значит, что выход из любой ситуации подскажет сердце. Так я сформулировала первое правило своей педагогики: закон школы — закон сердца.

Понедельник

Я сегодня влюбилась! Влюбилась в своих ребятишек. Просто влюбилась и все! Долго к ним привыкала, а сегодня поняла, что очень их люблю! И сказала им об этом. Прямо на классном часе. Что тут началось!

— Ура-а-а!

— Мы Вас тоже любим! А я улыбалась, слушала эту уже неугомонную веселую болтовню и понимала, что не просто влюбилась, что школа — это навсегда. Так родилось второе правило моей педагогики: открываю двери тому, кто открыт.

Вторник

Что значит — быть недисциплинированным? Сегодня я, придя на урок, застала следующую картину: форточка настежь, весь класс разместился на подоконнике (прямо ногами на чистом белом подоконнике!) и каждый что-то радостно кричит, машет руками и подпрыгивает. Вот вам яркий пример недисциплинированности! В открытую форточку врывается свежий весенний ветерок, наполняет кабинет какой-то радостью и доносит до меня крики ребят. И я понимаю, в чем, собственно, дело. Оказывается, в кабинет залетела синица и так сильно билась о стекло, что 5 класс в полном составе решил освободить ее из случайного плена. И сейчас все ребята кричали какие-то слова прощания и напутствия этой бестолковой птице и радовались, что они сделали доброе дело. И еще, наверное, радовались весне, солнышку… И мне захотелось, очень-очень, забраться на подоконник (прямо на чистый белый подоконник!) и тоже что-нибудь кричать в открытое окно и спасенной синице и ветру, и смеяться. Увидев меня, ребята замолчали, ожидая, наверное, серьезной беседы о недисциплинированности.

 И я начала:

— Однажды один мальчик, отец которого был лесорубом и охотником, отказался идти с ним в лес и рубить деревья и убивать зверей. Мальчик решил, что будет лучше, если он их нарисует. Так он стал великим художником. Поговорим об этом? Разрешите мне начать урок? А недисциплинированность — это глупое слово! Третье правило моей педагогики: в себе самой быть каждым из них.

Среда

Завуч нам, учителям, всегда говорит, чтобы мы правильно указывали тип урока. Сегодня у меня был урок счастья. Вроде бы все как всегда: вопросы, ответы, чтение и письмо, упражнения в учебнике и домашнее задание… Но — ощущение невесомости, 40 минут на одном дыхании, блеск в глазах… Такое не забывается. Я шла с урока и улыбалась. И у меня спросили:

Чему ты улыбаешься? Кто-то сделал тебе подарок?

— Да. Дети подарили мне урок! Это был обычный урок. Урок счастья.

Четвертое правило моей педагогики звучит так: уметь и учить быть счастливыми.

Четверг

Сегодня Дима опять не готов к уроку. Вроде бы не глупый парень, но вот какой-то безответственный.

— Вынуждена поставить тебе «2». Пусть это будет тебе уроком. И настроение испортилось. То ли от двойки, то ли оттого, что за окном уже вторые сутки выла сильная метель.

После урока, когда все ребята уже вышли из кабинета, Дима подошел ко мне и, опустив голову, тихо проговорил:

— Простите меня, у меня, вообще-то английский любимый предмет, просто вчера нас с мамой отец из дома выгнал, и мы у соседей ночевали... Если бы на меня сейчас вылили ведро ледяной воды, то я бы даже не заметила. Было стыдно перед этим мальчишкой за свою глухоту и слепоту, за несовершенство нашего общества. Это было хорошим уроком, из которого я вынесла пятое правило моей педагогики: всегда думать, как поставить стул — рядом или напротив.

Пятница

Она была тихоней. Скромной, незаметной, серенькой. К урокам часто была не готова, ну не дается ей английский… Однажды она не пришла в школу.

— Люда у нас заболела, — сообщили мне дети. И я пошла к ней домой. Встретила меня бабушка, провела в комнату, попросила подождать. Комната была небольшая, но очень солнечная. Казалось, что солнце светило на улицу из этой комнаты. И везде: на полу, шкафу, диване, столике подоконнике — уютно расположились мягкие игрушки, яркие, цветные, большие и маленькие, веселые и грустные.

 — Вам их откуда-то привозят? В ма­газинах у нас таких точно нет! — спросила я у вошедшей бабушки.

— Это у нас Людочка шьет. Сейчас вот приболела, правда.

Шестое правило моей педагогики: расти должны все цветы.

Суббота

Я люблю субботу. Не надо никуда спешить и делать уроки. Можно по­лежать и посмотреть какой-нибудь старый интересный фильм или почитать книгу. Звонок в дверь. Открываю.

— Ольга Владимировна, я вот тут на­чал делать домашнее задание, а правило по грамматике не понял, не могли бы Вы мне объяснить еще раз? Конечно, объясню. И дам реко­мендации по выполнению домашнего задания. И даже с радостью. Пото­му что, хоть и люблю я субботу, но без школы и учеников жить не могу. Не умею.

И поэтому седьмое, и самое глав­ное правило моей педагогики: смот­реть, куда светишь, непрерывно.

Об авторе: Мирских Ольга Владимировна, учитель английского языка, МБУОШИ «Новопортовская школа-интернат среднего (полного) общего образования».

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?

Комментарии:
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
4 квитае • 21:58, 03.10.2015
Ольга Владимировна! Большое спасибо за работу! Чувствуется, что любовь к детям не просто слова, а именно то, что помогает сделать такой вывод: "Плохих детей не бывает".А это действительно так!
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
3 квитае • 00:25, 29.09.2015
Очень оригинально и, что самое главное, во всем этом виден учитель как личность
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
2 azhyolt • 11:46, 28.09.2015
Ольга Владимировна! Ваша работа мне очень понравилась. Вы не только мастер своего учительского дела, но и мастер ЭССЕ. Вашу работу отличают непринуждённость повествования и внутренне смысловое единство. Спасибо за работу!
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
1 Lara3172 • 08:19, 26.09.2015
Очень красивое, доброе, светлое эссе. Видно, что вы любите и работу, и детей, и школу. Пусть у вас все уроки будут уроками счастья! Удачи!
[Материал]