Татьяна Курунова, 29.06.2015 2

Эссе "Детская вокальная педагогика: вчера, сегодня, завтра"


В настоящее время внимание детской музыкальной педагогики современной России направлено на поиск новых подходов в музыкальном образовании и воспитании детей. Особую важность приобретает вопрос о развитии вокального и хорового искусства среди подрастающего поколения. К сожалению, в настоящее время хоровое воспитание детей переживает немалый кризис. Современные СМИ, телевидение, интернет через песенный жанр обрушивают на детей не культуру, а антикультуру, развращают наивные и чистые детские души.


Обсудить статью (уже 2 коммент.) Опубликовать свой материал

Что слышат наши дети? Агрессивную, жестокую и безнравственную музыку. О культуре пения современные дети мало задумываются. А много ли вообще поют наши дети? В основном, дети занимаются пением в музыкальных школах, хоровых студиях, кружках, на уроках музыки в школе. И все. А ведь было время, когда вся жизнь человека на Руси была связана с песней: рождение и смерть, горе и радость, бытовой обыденный труд и праздники. Принятие христианства на Руси оказало огромную роль в создании национальной певческой школы.

Профессионально дети обучались пению именно в церковном хоре. Первый профессиональный хор был организован еще в 1439 г. На основе церковного пения заложились основные особенности русской певческой школы: длинное диафрагмальное дыхание, отчетливая чеканная дикция, умение выдержать звук в определенном тембре, не допуская крика и форсировки. Русская народная песня также сыграла роль в становлении детской певческой школы. Разнообразие характеров русской песни требовало различных приемов в исполнении, применения разнообразных вокальных техник. XIX и начало XX в. поистине можно назвать «золотым веком» детского вокально-хорового искусства. Даже в селах были достаточно профессиональные церковные хоры. Великие русские композиторы: Чайковский, Римский-Корсаков, Рахманинов, Чесноков и другие писали для детских хоров, создавая «золотой фонд» классической детской вокальной литературы.

В первые годы советской власти хоровое пение приобрело массовый характер, в систему школьного образования вводится обязательный учебный предмет «школьное пение». Казалось бы, запели все. Коллективизация коснулась и пения. Индивидуальный подход к каждому участнику хора заменялся на общий и безличностный. В связи с этим резко понижается общий уровень вокального воспитания детей. «Песенный репертуар тех лет, песни маршевого характера, революционные песни провоцировали детей на неправильное, форсированное пение» [4], детские голоса работали в режиме перегрузки, что приводило к фонастении, несмыканию, сипу. В 30-е годы XX в. — в тяжелое время репрессий и гонений — музыкантам-хормейстерам, ученым приходилось начинать все с нуля. В большинстве ученых работ выделились две точки зрения на детское пение. Первая группа ученых придерживалась традиционной точки зрения: детям присуща фальцетная манера пения, в силу того, что при пении у детей не происходит полного смыкания связок. Другая точка зрения доказывала, что дети могут петь не только «по-пионерски», легко и поверхностно, но и красивым сочным тембром с грудной манерой звукоизвлечения. Сторонниками таких взглядов являются Д.Е. Огороднов, В.В. Емельянов и другие. Кандидат педагогических наук Г.П. Стулова доказала с помощью научно-экспериментальной базы, что для обучения всех детей единой манере пения — фальцетной — нет оснований. Детские голосовые возможности детей более разнообразны. Например, новорожденный ребенок уже обладает своим спектром голосовых данных, и по его неоформленному крику уже можно узнать, какими качествами голоса он будет обладать: силой, тембром, диапазоном. Ученый настаивала, что вокальное обучение детей нужно начинать как можно раньше — от 0 до 4 лет. Именно в этом возрасте закладываются базовые основы вокального пения.

Таким образом, только в середине XX века наметился прогресс в детской вокальной педагогике, связанный с всеобщим подъемом в культуре, науке, медицине, психологии. Это время расцвета детского хорового искусства, создания таких легендарных детских коллективов, как Большой Детский Хор всесоюзного радио и центрального телевидения им. В. Попова, Детский хор Союза композиторов, Хор мальчиков хорового училища им. Свешникова.

В настоящее время также создается большое количество самых разнообразных детских хоровых коллективов; Большой Детский Хор, хоровые школы г. Дубны, Королева, Мытищ. Но это ведь специальные коллективы, с особым контингентом детей — талантливых, одаренных. А как быть хормейстеру в обычной, самой обыкновенной школе, где дети через одного «гудошники» или дети, чей слух испорчен массовой современной поп-музыкой? К сожалению, с введением предпрофессиональных программ в музыкальных школах куда-то исчез учебный предмет «постановка голоса» в младших классах. Мотивация такого решения наших чиновников не понятна. Именно в младшем школьном возрасте у детей формируются базовые основы вокально-певческих навыков: дыхание, артикуляция, координация слуха и голоса, диапазон, тембр. В хоровом коллективе из 30 и более человек хормейстер физически не может за 45 минут уделить внимание каждому участнику хора. Индивидуальные занятия по постановке голоса в младших классах детской школы искусств необходимы. Об этом написаны тысячи и тысячи статей и исследований. Но читали ли их наши чиновники образования? Администрация школ искусств вынуждена всем желающим и любящим петь детям предлагать, как альтернативу, платные уроки вокала. А если в семье несколько поющих детей или у родителей нет возможности выкладывать дополнительные финансы на обучение ребенка пению? Можно ли все ставить на платные рельсы? Получается, что сохранение и преумножение вокальных традиций детской вокальной педагогики в современной России становится прерогативой только крупных вокальных специальных школ или богатых родителей. Коммерциализация нашего образования способна убить то, что складывалось веками и называлось русская детская вокальная национальная школа.

Список используемой литературы

  1. Агин, М. С. Недостатки голоса и пути их преодоления. // Перспективы развития вокального образ [Текст] – М., 1986.
  2. Апраксина, О.А. Методика развития детского голоса. [Текст] – М., 1983.
  3. Арчажникова, Л. Г. Профессия-учитель музыки. [Текст] – М., 1984.
  4. Багадуров, В. А. Очерки по истории вокальной педагогики [Текст] – М., 1937.
  5. Бражников, М. В. Древнерусская теория музыки по рукописным материалам XV–XVIII вв. / М.В. Бражников [Текст] – Л., 1972
  6. Ветлугина, Н. А. Музыкальное воспитание и развитие ребенка. [Текст] – М., 1967.
  7. Гладкая, С. Н. О формировании певческих навыков на уроках музыки в начальных классах. [Текст] – М., 2002.
  8. Денисова, Г. А. Очерки по истории вокальной педагогики в России / Г. Денисова. [Текст] – Челябинск, 2003.
  9. Дмитриев, Л. Б. Основы вокальной методики / Л.Б. Дмитриев. [Текст] – М., 1968.
  10. Еорова, Е. А. Современные авторские концепции развития детского голоса [Текст] – М., 2007.
  11. Емельянов, В. В. Развитие голоса [Текст] – Спб. 2007.
  12. Ермолаев, В.Г. Руководство по фониатрии / В.Г. Ермолаев, Н.Ф. Лебедева, В.П. Морозов. [Текст] – Л., 1970
  13. 13.    Земцовский, И. И. Русские народные протяжные песни. Антология / И. Земцовский. [Текст] – М.; Л., 1966.
  14. Левидов, И. И. Охрана и культура детского голоса / И.И. Левидов. [Текст] – Л.; М., 1939.
  15. Малинина, Е. М. Опыт работы по обучению школьников пению. [Текст] – М., 1967.
  16. Морозов, В. П. Вокальная одаренность: научные основы ее распознавания и развития / В. П. Морозов. [Текст] – М.: Институт психологии РАН, 2002.
  17. Огороднов, Д. Е. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе / [Текст] Д.Е. Огороднов. Киев: Музычна Украйина, 1989. Огороднов, Д.Е. Памятка педагогу в вокальной работе по алгоритму с детьми и самим собой / Д.Е. Огороднов. – Свердловск, 2006
  18. Педагогическая и возрастная психология. [Текст] – М, 1988.
  19. Сергеев, А. А. Воспитание детского голоса / А.А. Сергеев. [Текст] – М., 1950.
  20. Стулова, Г. П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению / Г.П. Стулова. [Текст] – М., 1992.
  21. Шацкая, В. Н. Детский голос: Экспериментальное исследование / В.Н. Шацкая. [Текст] – М., 1970.
  22. Яковлева, А. К. Русская вокальная школа. Исторический очерк развития от истоков до середины XIX столетия: Учебное пособие к лекционному курсу «История вокального искусства» / А. К. Яковлева. [Текст] – М., 2000.

Об авторе: Курунова Татьяна Михайловна, педагог, концертмейстер, Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Детская Школа Искусств №5 города Краснозаводска Сергиево Посадского района Московской области.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?

Комментарии:
avatar
2 agafonovasofa0 • 11:47, 22.01.2018
Добрый день. О какой постановке голоса в нач школе можно говорить? Я училась в спец муз учебных заведениях (муз школа,пед университет муз. Отделение), даже там не оказалось хорошего специалиста.
Татьяна Михайловна, что вы думаете по поводу того, что многие детские сады перешли на пение под фонограммы?
Спасибо. С уважением, Софья Агафонова
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
1 lanbren • 20:22, 23.09.2015
Хорошая тема для разговора. Буквально сегодня размышляла об этом. Хорошая музыка ещё никому не помешала, а школе она сейчас просто необходима. Души детские лечить!
[Материал]