Что слышат наши дети? Агрессивную, жестокую и безнравственную музыку. О культуре пения современные дети мало задумываются. А много ли вообще поют наши дети? В основном, дети занимаются пением в музыкальных школах, хоровых студиях, кружках, на уроках музыки в школе. И все. А ведь было время, когда вся жизнь человека на Руси была связана с песней: рождение и смерть, горе и радость, бытовой обыденный труд и праздники. Принятие христианства на Руси оказало огромную роль в создании национальной певческой школы.
Профессионально дети обучались пению именно в церковном хоре. Первый профессиональный хор был организован еще в 1439 г. На основе церковного пения заложились основные особенности русской певческой школы: длинное диафрагмальное дыхание, отчетливая чеканная дикция, умение выдержать звук в определенном тембре, не допуская крика и форсировки. Русская народная песня также сыграла роль в становлении детской певческой школы. Разнообразие характеров русской песни требовало различных приемов в исполнении, применения разнообразных вокальных техник. XIX и начало XX в. поистине можно назвать «золотым веком» детского вокально-хорового искусства. Даже в селах были достаточно профессиональные церковные хоры. Великие русские композиторы: Чайковский, Римский-Корсаков, Рахманинов, Чесноков и другие писали для детских хоров, создавая «золотой фонд» классической детской вокальной литературы.
В первые годы советской власти хоровое пение приобрело массовый характер, в систему школьного образования вводится обязательный учебный предмет «школьное пение». Казалось бы, запели все. Коллективизация коснулась и пения. Индивидуальный подход к каждому участнику хора заменялся на общий и безличностный. В связи с этим резко понижается общий уровень вокального воспитания детей. «Песенный репертуар тех лет, песни маршевого характера, революционные песни провоцировали детей на неправильное, форсированное пение» [4], детские голоса работали в режиме перегрузки, что приводило к фонастении, несмыканию, сипу. В 30-е годы XX в. — в тяжелое время репрессий и гонений — музыкантам-хормейстерам, ученым приходилось начинать все с нуля. В большинстве ученых работ выделились две точки зрения на детское пение. Первая группа ученых придерживалась традиционной точки зрения: детям присуща фальцетная манера пения, в силу того, что при пении у детей не происходит полного смыкания связок. Другая точка зрения доказывала, что дети могут петь не только «по-пионерски», легко и поверхностно, но и красивым сочным тембром с грудной манерой звукоизвлечения. Сторонниками таких взглядов являются Д.Е. Огороднов, В.В. Емельянов и другие. Кандидат педагогических наук Г.П. Стулова доказала с помощью научно-экспериментальной базы, что для обучения всех детей единой манере пения — фальцетной — нет оснований. Детские голосовые возможности детей более разнообразны. Например, новорожденный ребенок уже обладает своим спектром голосовых данных, и по его неоформленному крику уже можно узнать, какими качествами голоса он будет обладать: силой, тембром, диапазоном. Ученый настаивала, что вокальное обучение детей нужно начинать как можно раньше — от 0 до 4 лет. Именно в этом возрасте закладываются базовые основы вокального пения.
Таким образом, только в середине XX века наметился прогресс в детской вокальной педагогике, связанный с всеобщим подъемом в культуре, науке, медицине, психологии. Это время расцвета детского хорового искусства, создания таких легендарных детских коллективов, как Большой Детский Хор всесоюзного радио и центрального телевидения им. В. Попова, Детский хор Союза композиторов, Хор мальчиков хорового училища им. Свешникова.
В настоящее время также создается большое количество самых разнообразных детских хоровых коллективов; Большой Детский Хор, хоровые школы г. Дубны, Королева, Мытищ. Но это ведь специальные коллективы, с особым контингентом детей — талантливых, одаренных. А как быть хормейстеру в обычной, самой обыкновенной школе, где дети через одного «гудошники» или дети, чей слух испорчен массовой современной поп-музыкой? К сожалению, с введением предпрофессиональных программ в музыкальных школах куда-то исчез учебный предмет «постановка голоса» в младших классах. Мотивация такого решения наших чиновников не понятна. Именно в младшем школьном возрасте у детей формируются базовые основы вокально-певческих навыков: дыхание, артикуляция, координация слуха и голоса, диапазон, тембр. В хоровом коллективе из 30 и более человек хормейстер физически не может за 45 минут уделить внимание каждому участнику хора. Индивидуальные занятия по постановке голоса в младших классах детской школы искусств необходимы. Об этом написаны тысячи и тысячи статей и исследований. Но читали ли их наши чиновники образования? Администрация школ искусств вынуждена всем желающим и любящим петь детям предлагать, как альтернативу, платные уроки вокала. А если в семье несколько поющих детей или у родителей нет возможности выкладывать дополнительные финансы на обучение ребенка пению? Можно ли все ставить на платные рельсы? Получается, что сохранение и преумножение вокальных традиций детской вокальной педагогики в современной России становится прерогативой только крупных вокальных специальных школ или богатых родителей. Коммерциализация нашего образования способна убить то, что складывалось веками и называлось русская детская вокальная национальная школа.
Список используемой литературы
- Агин, М. С. Недостатки голоса и пути их преодоления. // Перспективы развития вокального образ [Текст] – М., 1986.
- Апраксина, О.А. Методика развития детского голоса. [Текст] – М., 1983.
- Арчажникова, Л. Г. Профессия-учитель музыки. [Текст] – М., 1984.
- Багадуров, В. А. Очерки по истории вокальной педагогики [Текст] – М., 1937.
- Бражников, М. В. Древнерусская теория музыки по рукописным материалам XV–XVIII вв. / М.В. Бражников [Текст] – Л., 1972
- Ветлугина, Н. А. Музыкальное воспитание и развитие ребенка. [Текст] – М., 1967.
- Гладкая, С. Н. О формировании певческих навыков на уроках музыки в начальных классах. [Текст] – М., 2002.
- Денисова, Г. А. Очерки по истории вокальной педагогики в России / Г. Денисова. [Текст] – Челябинск, 2003.
- Дмитриев, Л. Б. Основы вокальной методики / Л.Б. Дмитриев. [Текст] – М., 1968.
- Еорова, Е. А. Современные авторские концепции развития детского голоса [Текст] – М., 2007.
- Емельянов, В. В. Развитие голоса [Текст] – Спб. 2007.
- Ермолаев, В.Г. Руководство по фониатрии / В.Г. Ермолаев, Н.Ф. Лебедева, В.П. Морозов. [Текст] – Л., 1970
- 13. Земцовский, И. И. Русские народные протяжные песни. Антология / И. Земцовский. [Текст] – М.; Л., 1966.
- Левидов, И. И. Охрана и культура детского голоса / И.И. Левидов. [Текст] – Л.; М., 1939.
- Малинина, Е. М. Опыт работы по обучению школьников пению. [Текст] – М., 1967.
- Морозов, В. П. Вокальная одаренность: научные основы ее распознавания и развития / В. П. Морозов. [Текст] – М.: Институт психологии РАН, 2002.
- Огороднов, Д. Е. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе / [Текст] Д.Е. Огороднов. Киев: Музычна Украйина, 1989. Огороднов, Д.Е. Памятка педагогу в вокальной работе по алгоритму с детьми и самим собой / Д.Е. Огороднов. – Свердловск, 2006
- Педагогическая и возрастная психология. [Текст] – М, 1988.
- Сергеев, А. А. Воспитание детского голоса / А.А. Сергеев. [Текст] – М., 1950.
- Стулова, Г. П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению / Г.П. Стулова. [Текст] – М., 1992.
- Шацкая, В. Н. Детский голос: Экспериментальное исследование / В.Н. Шацкая. [Текст] – М., 1970.
- Яковлева, А. К. Русская вокальная школа. Исторический очерк развития от истоков до середины XIX столетия: Учебное пособие к лекционному курсу «История вокального искусства» / А. К. Яковлева. [Текст] – М., 2000.
Об авторе: Курунова Татьяна Михайловна, педагог, концертмейстер, Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Детская Школа Искусств №5 города Краснозаводска Сергиево Посадского района Московской области.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.