Мудрец подобен водам родника.
Постигнуть мудрость —
В жизни разобраться
И передать ее ученикам,
Чтобы плодов от их трудов дождаться.
Сферой моих интересов и инновационной деятельности как преподавателя химии на протяжении 20 лет являются интегрированные уроки. Поскольку химия — это предмет естественнонаучного цикла, он должен раскрывать моим ученикам современную картину мира природы и знаний о нем, создавать в их сознании единый образ окружающего мира. Но, к сожалению, система обучения в современной школе представляет учащимся мир природы в виде разрозненных знаний по биологии, химии, физике, географии. Поэтому на отдельно взятом уроке трудно сформировать целостное мировоззрение личности, которое отражало бы единство и взаимосвязь явлений окружающего мира.
В практике своей преподавательской работы мне приходилось вести такие предметы, как биология, природоведение, обществознание, основы безопасности жизнедеятельности. Все это привело меня к пониманию актуальности межпредметного интегрирования при обучении различным, порой даже, казалось бы, несопоставимым и несвязанным предметам. В настоящее время я убеждена, что только такие межпредметные связи раскроют подрастающей и формирующейся личности ученика, получающей на уроках самые разнообразные знания, взаимообусловленность науки о природе, обществе и личности человека. Я думаю, что интегрированные уроки — это очень эффективная форма, в результате которой происходит синтез знаний самых разных наук, а согласованная работа учителей, проводящих такие уроки и осуществляющих межпредметные связи, позволяет нам, педагогам, совершенствовать содержание, методы и формы организации обучения.
Если вы спросите меня сейчас, удовлетворена ли я своим профессиональным выбором, то задумываться долго не буду. Отвечу: и да, и нет…
«Нет», потому что иногда ощущаю себя Дон Кихотом, который сражается с ветряными мельницами. Ведь не секрет, что в сегодняшней системе образования, где старшеклассник четко разграничивает «нужные» и «ненужные» для поступления в ВУЗ предметы, обратная связь с учениками не всегда получается или налаживается трудно. А значит, мне нужно приложить гораздо большие усилия, использовать такие инновационные технологии, которые и напрямую, и опосредованно будут влиять на интерес моих учеников к химии.
«Да», потому что я занимаюсь любимым делом, которое заставляет постоянно находиться в состоянии творческого поиска, которое, как выброс адреналина в кровь, не дает расслабиться, погрязнуть в рутине повседневности. Ведь дети — это вечный двигатель нашей учительской мысли и деятельности. А каждый новый класс, новые ученики — этот новая жизнь, которую мы, учителя проживаем вместе с ними, это новое открытие, которое мы тоже сделаем вместе. А удачи и неудачи в нашей профессии… что ж, это обычная история.
Я часто вспоминаю слова одного восточного мудреца, адресованные каждому педагогу, которые помогают мне в моей непростой учительской работе: «Сейте добрые семена в душах учеников и не ждите, когда они вырастут. Возможно при своей жизни вы и не увидите плодов своего труда, но они обязательно будут. В свое время!» Что для этого нужно? Мне кажется, быть профессионалом. Знать и любить то, что преподаешь, знать и любить тех, кому преподаешь. И тогда будешь чувствовать радость от достижений твоих учеников, от их взросления. И тогда придет понимание того, что дело, которому ты себя посвятил, и является, несмотря на все трудности, самым важным. Такова моя педагогическая философия.
Об авторе: Жарко Марина Анатольевна, учитель химии, МБОУ средняя общеобразовательная школа №141 г. Нижнего Новгорода.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.