Но учащиеся с задержкой психического развития произвели на меня удручающее впечатление… сначала.
Я сразу почувствовала, что они четко делят мир на «своих» и «чужих». Они требуют к себе иного подхода, чем те, с которыми я доселе работала. Нужно было научиться их понимать и принимать такими, какие они есть.
Постепенно я поняла, что по большому счету они были просто дети, ранимые и беззащитные. Я и представить себе не могла, что так быстро привяжусь к ним. Особый ребенок — это целый мир со своими радостями и огорчениями, со своим особенным восприятием окружающей действительности, которая не всегда добра к ним. Они очень нуждаются в нашей помощи и поддержке.
Творчески используя народные игры как эмоционально-образное средство влияния, я попыталась создать радостную непринужденную обстановку в группе, пробуждая интерес, воображение, добиваясь осознанного выполнения игровых действий, а затем и правил школьной жизни.
За пять лет работы воспитателем с «особенными» детьми, изучив массу специальной теоретической и практической литературы по коррекционной педагогике, я поняла, что всегда и при любых условиях нужно сохранять верность главному постулату: нет «серых», «трудных», «чужих», «ненужных», «лишних» детей. Есть дети, развитые настолько, насколько это возможно в сочетании их внутренних качеств и внешних обстоятельств. Все дети имеют право на успех, на счастье быть услышанными и понятыми.
Очень часто современные образовательные методики направлены на коррекцию познавательной сферы и интеллектуальное развитие. Но учащиеся с задержкой психического развития имеют слабую память, неустойчивое внимание и чаще всего ничего не хотят делать для себя.
Нейропсихологи говорят, что главное в обучении разбудить кору головного мозга и сформировать устремление быть умным. Я считаю, будить нужно душу; будить событиями, впечатлениями.
Еще выдающийся психолог и педагог XX века В.В. Зеньковский отмечал: «Творческие недра души, творческие ее силы связаны именно с эмоциональной сферой, откуда и излучается творческая энергия, согревающая и одушевляющая работу ума и нашу активность…».
Моя главная задача — зажечь огонек интереса в душе ребенка. Этим и обусловлен выбор содержания занятий и тех способов, с помощью которых это содержание я сообщаю своим «особенным» детям.
При этом игра, наполненная увлекательным, понятным детям содержанием, имеет свою указующую, воспитательную цель и формирует ощущение собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления о добре и зле, об окружающем мире.
Знание, полученное посредством игровой деятельности становит ся впечатлением, формирующим внутренний мир ребенка. А впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти человека. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности.
Об авторе: Тяпкина Татьяна Алексеевна, воспитатель, ГБОУ СКОШИ №73.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.