«Барыньки мои, плохое по дорожке бежит, а хорошее на полке лежит. Чем плохое слово сказать, так лучше подумай и скажи хорошее», — эти и другие истины попросту, как умела, внушала нам, внучатам, бабушка, баба Катя, Екатерина Григорьевна. Мать-героиня, большая труженица, озорница и красавица, некогда вышедшая замуж за гармониста и проводившая его на фронт, не подозревая того, своим примером и народной мудростью указывала верное жизненное направление своим детям.
Сама она получила образования всего два класса церковно-приходской школы, но своих семерых детей «довела до ума», дав им кому среднее специальное, а кому и высшее образование. Настало время, когда из-под ее сильного крыла выпорхнули окрепшие и повзрослевшие птенцы. Может быть, жизнь у них была и не самая сытая, но одна только эта семья дала родине медицинского работника, педагога, финансиста, инженера и металлургов. Не чудо ли то, что малограмотная женщина смогла воспитать семерых успешных, надежных, до последней ее минуты заботившихся о матери детей?
В этой крестьянке нам видится и чеховская красота человека, и диалектика поиска смыслов Федора Михайловича Достоевского, и «мысль семейная», «мысль народная» Льва Николаевича Толстого. Ведь русская женщина всей жизнью показала, как надо трудиться, любить и быть верной и мудрой женой, как наперекор превратностям судьбы двигаться к поставленной цели. Цель-то ведь у нее была самая благородная — вырастить и воспитать достойных людей, дать им образование и научить добывать свой кусок хлеба.
Частный случай? Едва ли. Такие мужественные матери воспитали целое поколение российских людей. Образованность в сфере семьи и религиозность, в широком смысле, духовность — вот оплот нашей государственности.
Поневоле задумаешься, что же такое образованность. Это просто отвлеченное понятие или вполне конкретное определение чего-то очень важного, необходимого в жизни человека? Думается, не случайно в сердце этого слова располагается «образ». Образованность, образование, образность, образ мысли, святой образ (лик) — такой ассоциативный ряд предстает в раздумьях о слове. Поражает невероятная семантическая глубина, казалось бы, давно знакомых понятий. Этой глубиной отчасти продиктована великая ответственность дела, которым мы занимаемся. Ведь почетное педагогическое ремесло подразумевает помощь в выборе правильного вектора на пути становления личности (тоже от слова «лик»).
Становится понятным, что образованность необходимо воспринимать шире, чем обладание конкретными знаниями в одной или нескольких узких областях. Несомненно, образованным человеком нельзя считать того, в ком не развиты воспитанность, интеллигентность, способность к состраданию и т.п. Читая эти строки, кто-то может заподозрить автора в излишнем романтическом пафосе, лиризме. Действительно, современный стремительный мир не терпит расплывчатых рассуждений о высоких материях. Но, судари и сударыни, может быть, стоит осадить коней, приостановиться, задуматься, ведь речь идет об уникальном творении природы — человеке! Учитель, если позволите, — подмастерье, сопричастный таинству формирования тонкой материи, хрупкого «продукта», человеческой личности. Следовательно, в педагогической деятельности не стоит придерживаться лишь прагматического подхода: «где я могу применить полученные знания».
Если рассматривать результат многочисленных преобразований и реформ в образовательной сфере как большой красивый дом, то упомянутые выше человеческие качества выполняют в нем роль прочного фундамента. Ни для кого не секрет, что бывает с домом, если его строить без опоры. Давайте представим, будто мы вооружили ученика прочными знаниями, научили его выбирать на экзамене правильный ответ, делая выбор между «да», «нет», «не знаю», но забыли вдохнуть в него ценностное содержание, человечность. Пугающим выглядит мир, населенный бездуховными, циничными, не помнящими своих корней, но при этом высокоинтеллектуальными людьми, не так ли?
Наблюдая за ходом различных конкурсов педагогического мастерства, можно услышать довольно много метафор, определяющих видение педагогов своей роли в образовательном процессе. Вот ученики представляются учителю полем золотых колосьев, а он сам — хлебороб-труженик, с гордостью наблюдающий, как поднимаются и наливаются солнцем плоды его труда. Вот он уже Данко, вырывающий сердце из груди ради того, чтобы вывести толпу соплеменников к свету, и замертво падающий, обессилев от холодности и непонимания оных. А вот учитель превращается в сокола, ставящего своих соколят на крыло…
Метафор много, для каждого своя, прожитая, прочувствованная, омытая потом и слезами.
Вспоминается одно высказывание, найденное мной когда-то в рассказе Владимира Набокова «Рождество». Оно кажется мне очень трогательным, проникновенным и совпадает с моим отношением к предмету сегодняшнего размышления:
«Слепцов открыл глаза и увидел в бисквитной коробке… прорванный кокон, а по стене, над столом, быстро ползет вверх черное сморщенное существо… Оно вылупилось оттого, что изнемогающий… человек перенес жестяную коробку к себе, в теплую комнату, оно вырвалось оттого, что сквозь тугой шелк кокона проникло тепло, оно так долго ожидало этого, так напряженно набиралось сил и вот теперь, вырвавшись, медленно и чудесно росло. Медленно разворачивались смятые лоскутки, бархатные бахромки, крепли, наливаясь воздухом, веерные жилы. Оно стало крылатым незаметно, как незаметно становится прекрасным мужающее лицо. И крылья — еще слабые, еще влажные — все продолжали расти, расправляться, вот развернулись до предела, положенного им Богом… И тогда простертые крылья… вздохнули в порыве нежного, восхитительного, почти человеческого счастья» [1].
Возможно, задача настоящего педагога и состоит в том, чтобы принять кокон в свои руки, теплом и терпением взрастить из него человеческую душу, наполнить ее, дать ей окрепнуть и только тогда выпустить на волю… Сокровища души уж точно найдут практическое применение в жизненных ситуациях, возникающих даже в самом материалистическом обществе. Может быть, самое главное в нашем деле — это увидеть, что ученики стали не только интеллектуальными, но и добрыми, воспитанными, интеллигентными, мудрыми, одним словом, красивыми людьми…
Список источников цитирования
- Набоков В.В. Рассказы. Воспоминания. — М.: Современник, 1991.
Об авторе: Евсеенко Ирина Александровна, учитель русского языка и литературы, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №24» г. Красноярска.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.