Эссе "Занимайтесь любимым делом, и в вашем календаре не будет рабочих дней"
Первое время в роли учителя я себя видела как бы со стороны: я оценивала себя, делала себе замечания и вносила коррективы в аккуратно написанные поурочные планы. Я вела классически безукоризненно выстроенные уроки и красивым почерком без помарок аккуратно выписывала страничку за страничкой. Теперь я вспоминаю об этом с улыбкой. Выпустив своих первых старшеклассников, я поняла только одно — учитель есть один — жизнь, а мы все так и будем учениками. Чем старше я становилась, чем больше накапливался опыт, тем больше моя книга становилась похожа на черновик, испещренный помарками, рисунками на полях, пометками и закладками. Я взрослела вместе с моими учениками. В этом процессе проб и ошибок постепенно и приходили ответы на вопросы: почему, как и зачем.
Уроки уже не были похожи друг на друга, записей в книге становилось все больше. Из ежедневника она постепенно превращалась сначала в книгу, а затем в собрание сочинений. Я научилась не просто планировать свои уроки, а моделировать саму систему знаний и умений моих учеников.
В сущности, что такое урок? Это целых 45 минут непрерывного обмена: знаниями, умениями, информацией, энергетикой, чувствами и эмоциями. В чем задача любого учебного процесса? Разве только передаче и получении знаний? Конечно же, нет! Любые знания будут лишь мертвым грузом, пока они не реализованы: не применены в жизни и не принесли своих результатов! Отсюда и вытекает некая цепь правил, которая помогает не растерять и не растеряться. Я учу детей умению правильно и красиво думать, говорить и записывать придуманное и сказанное. Именно общение в наше время является главной движущей силой! Человек, не умеющий пользоваться всеми ресурсами языка и не имеющий солидного багажа начитанности, обречен на провал. Язык, данный нам с рождения, должен быть живым инструментом успешности; а опыт поколений, описанный в литературе, нужно использовать для исправления погрешностей на пути к совершенству. Отсюда и вытекают самые важные задачи, которые я поставила перед собой и старательно решаю из года в год, добиваясь нужного результата.
Для достижения цели в современном процессе обучения есть все: ИКТ, различные формы проведения уроков, проектная деятельность, творческие мастерские. Главное, чтобы этот процесс был достаточно вариативным, чтобы можно было как можно глубже вовлекать в него детей. В связи с загруженностью современных школьников часто возникает нехватка времени на дополнительные и внеклассные занятия. Но тут на помощь приходит дистанционная работа. Я всегда на связи со своими учениками, если мы задействованы в одном рабочем процессе. Удаленное общение помогает не только постоянно быть на связи, оно решает еще и важную проблему публичности. Многие ребята не могут открыто общаться со сверстниками, а диалог в том же скайпе постепенно подготавливает их и дает уверенность, что при очной встрече они будут достаточно успешны. Не менее важны и творческие мастерские, где дети менее мотивированные на учебу, могут раскрыть свои таланты именно в практическом применении знаний и умений, например, в роли актеров школьного театра.
При всей любви к своим предметам, я понимаю, что сработать на ученика они могут лишь вместе с другими учебными дисциплинами. Без знания языка и умения анализировать текст ни один ребенок не сможет реализовать себя даже в точных науках, не говоря уж о гуманитарном цикле. Именно поэтому мы с коллегами регулярно встречаемся за круглым столом для обмена опытом в новых наработках на благо наших маленьких гениев. Результатом такого сотрудничества стал клуб «Эрудиты», где дети могут увеличить свои знания разных предметов в игровой форме.
Любая педагогическая деятельность, в моем понятии, должна быть направлена на реализацию не личных амбиций, а повторения и развития в своих учениках. Я постоянно учусь, чтобы соответствовать их мнению обо мне. Участие в этом конкурсе — еще один шаг на пути к гармонии с миром и собой. Я доказываю себе и другим, что учитель — это не профессия, это образ жизни. Уроки складываются в дни, дни в четверти… Выпуск за выпуском я наблюдаю, как школа меняет меня в лучшую сторону, учить мудрости и любви.
Об авторе: Царева Ирина Леонидовна, учитель русского языка и литературы, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Школа № 630 "Лингвистический центр".
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.