Необязательные звуки
Необязательных стихов.
Чужие голоса и руки.
Прощение чужих грехов.
Забота о чужих печалях.
Лечение чужих обид.
И тот, кто с зеркалом в начале —
В итоге с Богом говорит.
И.Г. Табацкая
Для описания метода моей работы лучше всего подходит следующий художественный образ. Куратор представляется проводником на горной дороге, в чьи обязанности входит сопровождение группы на сложном участке. Проводник должен перевести всю группу, но работать с каждым индивидуально, показывая наилучший маршрут, подбадривая и подавая руку в случае необходимости. При этом путник должен, тем не менее, идти самостоятельно. Этот образ кажется мне подходящим, потому что мы встречаем наших подопечных не в начале их пути и должны учитывать их предыдущий опыт, полученные навыки и возможные травмы. Мы представляем себе конечную цель их прохода по данному участку (получение профессии), для них же подобная перспектива достаточно иллюзорна. Мы также, в силу опыта и полученной подготовки, можем до определенной степени прогнозировать личностные изменения, но у наших студентов подобного опыта нет, и они чаще всего уверены, что их личность останется практически неизменной. Если мы хотим влиять на ситуацию, необходимо возникновение доверия как результата отношений «субъект-субъект».
Основой моей деятельности является педагогика сотрудничества. Сформировавшаяся в 80-х годах прошлого столетия, педагогика сотрудничества стала одной из наиболее всеобъемлющих и богатейших педагогических обобщений, вызвавших к жизни многочисленные инновационные процессы в образовании. В современных условиях в среднем специальном образовании педагогика сотрудничества может рассматриваться как гуманистическая идея совместной развивающей деятельности студентов и преподавателей, построенная на осознании педагогом и обучаемым общности целей в педагогическом процессе.
Особенно важным аспектом для меня является то, что принцип сотрудничества распространяется и на все виды отношений обучаемых, преподавателей и руководителей с окружающей социальной средой (родителями, семьей, общественными и трудовыми организациями).
С одной стороны, эта система близка мне лично. Своеобразную базу для текущей работы мне дает не совсем обычный предыдущий опыт. В качестве старшего преподавателя Института международного образования Воронежского государственного университета я являлась куратором национальных землячеств — индийского, афганского, китайского, землячества Конго. Основной целью работы в тот период было приобщение вновь прибывших студентов к российской культуре, ознакомление с нормами и особенностями жизни в России при демонстрации уважения и интереса к их национальным культурам и постоянной помощи в решении многочисленный повседневных проблем. Работа в этом направлении требовала от меня как от куратора полного самоконтроля, осознания себя представителем культуры своей страны, неослабевающего внимания к малейшим проявлениям личности студента, контроля вербального и невербального общения. Опыт работы является бесценным для любых условий и помогает мне и сейчас.
С другой стороны, педагогика сотрудничества представляется оптимальной для использования в среднем специальном учебном заведении, целью которого является подготовка к самостоятельной работе в рамках избранной профессии. Поскольку преподаватели являются профессионалами, задача куратора — обеспечить соответствующую атмосферу для восприятия профессиональных знаний. Мы стараемся наладить постоянные контакты между всеми, кто работает с данным студентом, — преподавателями, заведующими отделениями и, конечно, куратором, который является носителем информации о студенте и может обеспечить контакты с родителями. Такая система позволяет обеспечить индивидуальный подход, не упуская особенностей группы и всего отделения.
Педагогика сотрудничества является продуктивной и при работе с родителями. Зачастую родители наших студентов работают по сходным специальностям, и часто предполагается, что сын или дочь продолжат династию. При встречах с родителями, особенно на 2 курсе, я стараюсь убедить их не просто интересоваться успехами детей (что делается и на 1 курсе), но больше вовлекать детей в собственную жизнь, демонстрировать им принятые в данном кругу нормы поведения, профессиональный уровень, даже дресс-код. На практике это перерастает в постоянный контакт с родителями, обсуждение их радостей и печалей, связанных с развитием повзрослевшего ребенка.
В начале работы с новой группой возникает противоречие между необходимостью создания работоспособного коллектива, нацеленного на обучение с целью приобретения профессии, и индивидуальными траекториями обучения, обусловленными как неодинаковой базовой подготовкой и, следовательно, разными потребностями в рамках образовательного процесса, так и различным воспитанием, сложившейся в семье и школе системой ценностей и разной степенью сформированности образа будущей профессии. Таким образом, необходимы методы, создающие условия возникновения резонанса личностных устремлений и микроклимата в группе, способствующего более успешному обучению и формированию личности молодого специалиста.
В настоящее время я строю свою работу на 4 основных принципах
- Постоянное стремление к заранее определенной цели.
- Максимальная информированность о текущей ситуации.
- Учет возрастных особенностей.
- Гибкость в выборе средств.
- Целью работы всего коллектива Воронежского юридического техникума является формирование разносторонне развитой личности с активной жизненной позицией в рамках реализации основных направлений будущей профессиональной деятельности. В качестве непосредственной задачи выступает совершенствование основных направлении формирования гармонично развитой личности в рамках гражданского общества, духовно-нравственное воспитание. Например, волонтерское движение «Радуга добра», в которое вовлечены студенты курируемой группы, позволяет как подготовить их к работе юристов в системе социального обеспечения, так и духовно развивает их, побуждая заботиться о людях и осознавать из проблемы.
- Я стараюсь получить как можно больше информации о состоянии дел в современной системе среднего образования, читаю материалы специализированных сайтов, общаюсь с педагогами тех школ, откуда приходят к нам студенты. Стараюсь быть в курсе состояния дел в семьях моих подопечных, хотя это нелегко, так как родители зачастую опасаются, что негативная информация может повлиять на отношение к их ребенку. Если удается достичь доверия, то создается хорошая возможность выбора средств, адекватных конкретной ситуации. Важно понимать, что проблемы студента с обучением могут иметь источником самые разные моменты: личные особенности восприятия, эмоциональное напряжение разного происхождения, пробелы в базовой подготовке и многое другое. Нужно, во-первых, по возможности четко их себе представлять, и, во-вторых, нацеливать студента на успех в любой ситуации, показывая пути преодоления конкретных трудностей. Молодежная среда изменчива, постоянно появляются новые модные фильмы, игры, музыкальные направления и т.д. Мои студенты знают, что их увлечения интересны мне, и что мы можем их обсуждать в неформальной обстановке. Я же получаю возможность знакомить их (также неформально) со своими вкусами, рассказывать о фильмах, книгах, театральных спектаклях, музыке. Главное, чтобы интерес был взаимным, чего нетрудно достичь на основе взаимного уважения.
- Возраст 15-17 лет предъявляет особые требования к работающим с подростками. Здесь происходит существенное изменение самосознания — растет значимость собственных ценностей, единичные самооценки собственных качеств личности перерастают в целостное отношение к себе. При соответствующей работе студенты не только переживают эти изменения, но пытаются осознать их. Они интересуются популярной психологией, и здесь важно обеспечить их качественной литературой, продемонстрировать наличие тестов, тренингов и т.д. Я считаю, что это является одним из способов отвлечь подростков от увлечения деструктивными формами поведения, склонности уходить от действительности в любой форме, от интереса к психотропным препаратам до экстремистских молодежных группировок. Учитывая, что мнение сверстников или молодых людей, близких по возрасту, является очень важным, я стараюсь привлечь выпускников, которые в неформальной обстановке делятся своим жизненным опытом. Такие мероприятия чаще всего организуются спонтанно и касаются опыта учебы, но главное, что студенты видят юношей и девушек немногим старше их, спокойных, уверенных в себе, успешных или борющихся с трудностями.
- В работе с подростками мало эффективны «лобовые атаки». Я стараюсь, чтобы кураторские часы, например, обязательно начинались или заканчивались общей беседой, выражением собственного мнения. О чем бы ни шла речь, о здоровом образе жизни, патриотизме или об успеваемости в группе, следует вести кураторский час так, чтобы студенты осознали обсуждаемую тему как важную лично для них. В идеале подготовленный сценарий кураторского часа перетекает в непринужденную беседу, подчас весьма эмоциональную. Роль куратора здесь — показать, что личная точка зрения заслуживает уважения, и что, с другой стороны, любую проблему можно обсуждать спокойно и искать рациональное решение. Иногда помогает парадоксальный подход, он удивляет и заставляет студентов начать мыслить самостоятельно.
Взаимопомощь, ответственность, работоспособность — вот к чему я стремлюсь в своей профессиональной деятельности и чему пытаюсь научить студентов, с которыми работаю.
Об авторе: Табацкая Ирина Геннадиевна, преподаватель английского языка, Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области "Воронежский юридический техникум".
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.