Эссе "Я — Куратор"
Необязательные звуки
Необязательных стихов.
Чужие голоса и руки.
Прощение чужих грехов.
Забота о чужих печалях.
Лечение чужих обид.
И тот, кто с зеркалом в начале —
В итоге с Богом говорит.
И.Г. Табацкая
Для описания метода моей работы лучше всего подходит следующий художественный образ. Куратор представляется проводником на горной дороге, в чьи обязанности входит сопровождение группы на сложном участке. Проводник должен перевести всю группу, но работать с каждым индивидуально, показывая наилучший маршрут, подбадривая и подавая руку в случае необходимости. При этом путник должен, тем не менее, идти самостоятельно. Этот образ кажется мне подходящим, потому что мы встречаем наших подопечных не в начале их пути и должны учитывать их предыдущий опыт, полученные навыки и возможные травмы. Мы представляем себе конечную цель их прохода по данному участку (получение профессии), для них же подобная перспектива достаточно иллюзорна. Мы также, в силу опыта и полученной подготовки, можем до определенной степени прогнозировать личностные изменения, но у наших студентов подобного опыта нет, и они чаще всего уверены, что их личность останется практически неизменной. Если мы хотим влиять на ситуацию, необходимо возникновение доверия как результата отношений «субъект-субъект».
Основой моей деятельности является педагогика сотрудничества. Сформировавшаяся в 80-х годах прошлого столетия, педагогика сотрудничества стала одной из наиболее всеобъемлющих и богатейших педагогических обобщений, вызвавших к жизни многочисленные инновационные процессы в образовании. В современных условиях в среднем специальном образовании педагогика сотрудничества может рассматриваться как гуманистическая идея совместной развивающей деятельности студентов и преподавателей, построенная на осознании педагогом и обучаемым общности целей в педагогическом процессе.
Особенно важным аспектом для меня является то, что принцип сотрудничества распространяется и на все виды отношений обучаемых, преподавателей и руководителей с окружающей социальной средой (родителями, семьей, общественными и трудовыми организациями).
С одной стороны, эта система близка мне лично. Своеобразную базу для текущей работы мне дает не совсем обычный предыдущий опыт. В качестве старшего преподавателя Института международного образования Воронежского государственного университета я являлась куратором национальных землячеств — индийского, афганского, китайского, землячества Конго. Основной целью работы в тот период было приобщение вновь прибывших студентов к российской культуре, ознакомление с нормами и особенностями жизни в России при демонстрации уважения и интереса к их национальным культурам и постоянной помощи в решении многочисленный повседневных проблем. Работа в этом направлении требовала от меня как от куратора полного самоконтроля, осознания себя представителем культуры своей страны, неослабевающего внимания к малейшим проявлениям личности студента, контроля вербального и невербального общения. Опыт работы является бесценным для любых условий и помогает мне и сейчас.
С другой стороны, педагогика сотрудничества представляется оптимальной для использования в среднем специальном учебном заведении, целью которого является подготовка к самостоятельной работе в рамках избранной профессии. Поскольку преподаватели являются профессионалами, задача куратора — обеспечить соответствующую атмосферу для восприятия профессиональных знаний. Мы стараемся наладить постоянные контакты между всеми, кто работает с данным студентом, — преподавателями, заведующими отделениями и, конечно, куратором, который является носителем информации о студенте и может обеспечить контакты с родителями. Такая система позволяет обеспечить индивидуальный подход, не упуская особенностей группы и всего отделения.
Педагогика сотрудничества является продуктивной и при работе с родителями. Зачастую родители наших студентов работают по сходным специальностям, и часто предполагается, что сын или дочь продолжат династию. При встречах с родителями, особенно на 2 курсе, я стараюсь убедить их не просто интересоваться успехами детей (что делается и на 1 курсе), но больше вовлекать детей в собственную жизнь, демонстрировать им принятые в данном кругу нормы поведения, профессиональный уровень, даже дресс-код. На практике это перерастает в постоянный контакт с родителями, обсуждение их радостей и печалей, связанных с развитием повзрослевшего ребенка.
В начале работы с новой группой возникает противоречие между необходимостью создания работоспособного коллектива, нацеленного на обучение с целью приобретения профессии, и индивидуальными траекториями обучения, обусловленными как неодинаковой базовой подготовкой и, следовательно, разными потребностями в рамках образовательного процесса, так и различным воспитанием, сложившейся в семье и школе системой ценностей и разной степенью сформированности образа будущей профессии. Таким образом, необходимы методы, создающие условия возникновения резонанса личностных устремлений и микроклимата в группе, способствующего более успешному обучению и формированию личности молодого специалиста.
В настоящее время я строю свою работу на 4 основных принципах
- Постоянное стремление к заранее определенной цели.
- Максимальная информированность о текущей ситуации.
- Учет возрастных особенностей.
- Гибкость в выборе средств.
- Целью работы всего коллектива Воронежского юридического техникума является формирование разносторонне развитой личности с активной жизненной позицией в рамках реализации основных направлений будущей профессиональной деятельности. В качестве непосредственной задачи выступает совершенствование основных направлении формирования гармонично развитой личности в рамках гражданского общества, духовно-нравственное воспитание. Например, волонтерское движение «Радуга добра», в которое вовлечены студенты курируемой группы, позволяет как подготовить их к работе юристов в системе социального обеспечения, так и духовно развивает их, побуждая заботиться о людях и осознавать из проблемы.
- Я стараюсь получить как можно больше информации о состоянии дел в современной системе среднего образования, читаю материалы специализированных сайтов, общаюсь с педагогами тех школ, откуда приходят к нам студенты. Стараюсь быть в курсе состояния дел в семьях моих подопечных, хотя это нелегко, так как родители зачастую опасаются, что негативная информация может повлиять на отношение к их ребенку. Если удается достичь доверия, то создается хорошая возможность выбора средств, адекватных конкретной ситуации. Важно понимать, что проблемы студента с обучением могут иметь источником самые разные моменты: личные особенности восприятия, эмоциональное напряжение разного происхождения, пробелы в базовой подготовке и многое другое. Нужно, во-первых, по возможности четко их себе представлять, и, во-вторых, нацеливать студента на успех в любой ситуации, показывая пути преодоления конкретных трудностей. Молодежная среда изменчива, постоянно появляются новые модные фильмы, игры, музыкальные направления и т.д. Мои студенты знают, что их увлечения интересны мне, и что мы можем их обсуждать в неформальной обстановке. Я же получаю возможность знакомить их (также неформально) со своими вкусами, рассказывать о фильмах, книгах, театральных спектаклях, музыке. Главное, чтобы интерес был взаимным, чего нетрудно достичь на основе взаимного уважения.
- Возраст 15-17 лет предъявляет особые требования к работающим с подростками. Здесь происходит существенное изменение самосознания — растет значимость собственных ценностей, единичные самооценки собственных качеств личности перерастают в целостное отношение к себе. При соответствующей работе студенты не только переживают эти изменения, но пытаются осознать их. Они интересуются популярной психологией, и здесь важно обеспечить их качественной литературой, продемонстрировать наличие тестов, тренингов и т.д. Я считаю, что это является одним из способов отвлечь подростков от увлечения деструктивными формами поведения, склонности уходить от действительности в любой форме, от интереса к психотропным препаратам до экстремистских молодежных группировок. Учитывая, что мнение сверстников или молодых людей, близких по возрасту, является очень важным, я стараюсь привлечь выпускников, которые в неформальной обстановке делятся своим жизненным опытом. Такие мероприятия чаще всего организуются спонтанно и касаются опыта учебы, но главное, что студенты видят юношей и девушек немногим старше их, спокойных, уверенных в себе, успешных или борющихся с трудностями.
- В работе с подростками мало эффективны «лобовые атаки». Я стараюсь, чтобы кураторские часы, например, обязательно начинались или заканчивались общей беседой, выражением собственного мнения. О чем бы ни шла речь, о здоровом образе жизни, патриотизме или об успеваемости в группе, следует вести кураторский час так, чтобы студенты осознали обсуждаемую тему как важную лично для них. В идеале подготовленный сценарий кураторского часа перетекает в непринужденную беседу, подчас весьма эмоциональную. Роль куратора здесь — показать, что личная точка зрения заслуживает уважения, и что, с другой стороны, любую проблему можно обсуждать спокойно и искать рациональное решение. Иногда помогает парадоксальный подход, он удивляет и заставляет студентов начать мыслить самостоятельно.
Взаимопомощь, ответственность, работоспособность — вот к чему я стремлюсь в своей профессиональной деятельности и чему пытаюсь научить студентов, с которыми работаю.
Об авторе: Табацкая Ирина Геннадиевна, преподаватель английского языка, Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области "Воронежский юридический техникум".
