Эссе "Человек, разрывающий нити забвенья, паутину, в которую прячется мир..."
От осени отнять осень будет 73 года…
Поздняя осень. Дует холодный пронизывающий ветер. На окоченевшем небе тяжело переваливаются с боку на бок озябшие тучи. От резких порывов ветра в воздух поднимаются ворохи листьев, то внезапно припадая к окнам, то с шумом отрываясь от них и исчезая в пыльной круговерти. В унисон ноябрьской сюите в классе звучат «Сибирские рассказы» А.Г. Приставкина.
Мы читаем о холодной сибирской военной осени сорок второго года, когда дети-сироты выкапывали из мерзлой земли капустные корни и мечтали, что когда-нибудь они их наедятся вдоволь. Как они писали на фронт своим отцам письма огрызками химических карандашей на книжных и газетных страницах между строк о своей сытой и хорошей жизни. О воспитаннике детского дома, отдавшего последний рубль за яблоко для слепого старика Джафара, который никому не был нужен. Кто-то слушает затаив дыхание, а иной недоверчиво сверлит глазами учителя: «Неужели же такое могло быть?». Но учитель чувствует по тому, как дети почти перестают дышать, как их глаза увлажняются — процесс узнавания войны и человеческого горя не прошел мимо их сердец. Что они знают об этой войне, про которую в учебнике истории рассказано всего на восьми листах? Слышали ли они о том, как народ старался сохранить свое будущее, эвакуируя в тылы детские дома? За что воевали наши народы? Сколько погибло людей и сколько пропало без вести? Где и когда эта проклятая война началась, и когда пришел ей конец? Так начинается наш маршрут по дорогам Великой Отечественной войны, путь ее постижения по пути сердца и совести. Изо дня в день, из урока в урок мы говорим о самом важном, о мире — в душе, семье и во вселенной, даже если это книга не на военную тему; о том, для чего его надо сохранить в наше непростое время. Это тема, которую, пока я жива, закрыть нельзя. Ни по-человечески, ни по-граждански, ни по справедливости.
Новелла вторая
От войны до свадьбы — один шаг
Студеным декабрем мы с ребятами поднимаемся по обледеневшим ступеням Дворца бракосочетания «Чевар». Вдруг распахиваются громоздкие, массивные, со скрипом, двери, торопливо выбегает фотограф, а вслед за ним целая процессия родственников вместе со счастливыми брачующимися. Они стараются побыстрее спуститься вниз, сесть в машину, чтобы не стоять на холоде. Все веселы, молоды, счастливы, начинается новый этап в жизни молодой семьи. Жених с невестой удивленно посматривают на нас: что здесь делает группа ребят с ярко-красными гвоздиками? Я поздравляю молодоженов, и, набравшись смелости, говорю: «Вы, наверно, сейчас, поедете, к монументу скорбящей Матери в Центральный парк, чтобы по традиции возложить там цветы? А мы вот с ребятами пришли сюда, чтобы оставить цветы здесь. Вряд ли вы обратили внимание на мемориальную доску вот здесь, на стене. А она здесь тоже в честь погибших, которые отдали жизнь за то, чтобы мы могли свободно жить, быть счастливыми сегодня и завтра». На меня с недоумением смотрят родственники, поторапливают нетерпеливые водители. Но вот уже молодые, держась за руки, снова поднимаются к нам наверх и совершают вместе с моими подопечными экскурс в прошлое. Никто из сопровождающих не пытается меня оборвать или поторопить. Они слышат впервые о том, как в этом здании во время Великой Отечественной войны находилось училище подольских курсантов. Молодые мальчишки, проучившиеся три месяца вместо нескольких лет, срочно уезжали на фронт. Из трех тысяч человек, проходивших здесь обучение по ускоренному курсу, осталось в живых только триста. Эти, такие же, как и наши собеседники, юноши выдержали за три недели в подмосковном Климовске 100 атак (одна из них была штыковая) и 200 бомбежек. Сейчас в живых из курсантов, закончивших Подольское военное училище, эвакуированное в Бухару, участников ВОв, осталось только двое. Одному из них, ныне здравствующему Георгию Андрееву, в настоящее время исполнилось 100 лет.
Мои детки кладут кроваво-красные гвоздики у памятной доски; рядом, внизу на подоконник — молодожены. Пожилой мужчина еле слышно говорит мне: «Спасибо вам… Оказывается, нам надо было сделать всего шаг, чтобы отблагодарить в такой день людей, отдавших жизнь за то, чтобы мы видели солнце и могли любить, радуясь, что живем на этом свете». Невеста сказала: «Поверьте, мы этого никогда не забудем и детям расскажем». А я их поблагодарила за то, что не остались равнодушны в эти пятнадцать минут, выслушали и все поняли правильно. Свадебный кортеж удалился, а по дороге в лицей я еще много рассказывала ребятам о героях, курсантах Подольского училища, которые учились здесь, на нашей земле, бороться с фашизмом. Может быть, неспроста, в этом здании сейчас находится Дворец бракосочетания? Незримая связь, наверно, существует, между веками, между годами, между событиями, которые нам кажутся иногда случайными. А выглянувшее в это время из-за облаков солнышко показалось таким не по-зимнему горячим и слепящим до слез.
Новелла третья
Анна и Александра
Каждый год я делю своих учеников на две группы, которые ухаживают за двумя могилами участниц ВОв, родных сестер Анны и Александры Океановых. Двадцать три года мы свято с детьми чтим память этих двух замечательных женщин. Когда они были живы, мы часто с учениками ходили к ним в гости, слушали удивительные рассказы о такой разной военной судьбе, приглашали их к себе на концерты и различные мероприятия, которые готовили ко Дню Победы, поздравляли их с каждым праздником. Иногда приходили просто так, поддержать в болезни или помочь по хозяйству. Пели песни, говорили о прочитанных книгах (они были книгочеи еще те!), и никогда с ними не было скучно. Наоборот, они нас надолго заряжали своим оптимизмом, жаждой деятельности; учили жить не поучая. Родились они на Волге, в Балаково, в многодетной семье. Старшая, Анна, закончила медучилище, но, когда началась война, ушла на фронт медсестрой. Прошла до Берлина и закончила войну в звании лейтенанта медицинской службы, имея на груди два ордена Красной звезды, орден Отечественной войны и десятки медалей. Вторая в 19 лет пошла добровольно на фронт и служила на медпоезде, пока ее не контузило в Румынии. Лечение в госпитале от последствий контузии и заражения тифом было долгим. Потом обе приехали в Узбекистан, создали семьи. Жили и работали в Бухаре — она стала им второй родиной.
Мы с ребятами сняли короткометражные фильмы о судьбе женщин, прошедших дорогами войны от ее начала до конца, и, когда к нам в лицей приходят новые учащиеся, обязательно рассказываем о жизни Анны и Александры, таких разных и таких похожих в любви к жизни, земле, народу, за свободу которого они сражались. Родились в России, ушли на фронт из Казахстана, прошли всю Западную Европу, упокоились в Узбекистане. Настоящие граждане мира…
Валентин Распутин в 1986 году сказал в своем телевизионном интервью, что «правда в памяти, а без нее нет жизни». Память как важнейшее свойство мыслительной деятельности человека, связанное со способностью удержать в голове важную информацию, необходима не только отдельно взятому человеку, но и семье, коллективу, обществу и, тем паче, государству. У всех она разная: у кого-то хорошая, у кого-то не очень, а у третьих она полностью отсутствует. Любой вид памяти — это своего рода тоненькие нити, незримо связывающие нас с внешним миром. Историческая память помогает нам осознать нашу связь через предков с событиями прошлого, понять свое место в настоящем, продолжать развивать лучшие традиции и обычаи своего народа, связывая их с общечеловеческими. Семейная память позволяет понять значимость и неповторимость каждого члена твоей семьи, знать свои корни, гордиться ими, любить и уважать своих родных. Священная память сохраняет для нас имена героев, отдавших свои жизни за счастье и независимость родины. Разные люди… Разная память… Но это то, что всех нас связывает, хотим мы этого или нет. Она позволяет нам сверять свое прошлое с настоящим и прогнозировать будущее. Позволяет оценивать самих себя и других, не повторять прошлых ошибок; изменяя свои наклонности и привычки, соотносить свои личные желания с потребностями других людей. Она может доставлять нам удовольствие, когда мы вспоминаем приятные моменты нашей жизни, или бесконечно нас мучить, если связана с неприятными ситуациями и ощущениями. Но она всегда отсеивает лишнее, ненужное. Оставляя только самое важное, что-то по- настоящему ценное, то, что с годами не тускнеет, не стареет.
Наверно, в современном мире учитель — это тот человек, который и позволяет сохранить память человечества на всех уровнях и становится самым важным человеком в политические «смутные времена», потому что там, где другие опускают руки, учитель только удваивает свои усилия, там, где другие разрушают — он созидает. В этом и есть самая важная педагогическая философия, а все остальное, поверьте, приложится.
Об авторе: Мельникова Людмила Николаевна, учитель русского языка и литературы Академический лицей № 4 при Бухарском государственном университете, Узбекистан.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.