Людмила Мельникова, 01.07.2015 72

Эссе "Человек, разрывающий нити забвенья, паутину, в которую прячется мир..."


Выбор редакции

Поздняя осень. Дует холодный пронизывающий ветер. На окоченевшем небе тяжело переваливаются с боку на бок озябшие тучи. От резких порывов ветра в воздух поднимаются ворохи листьев, то внезапно припадая к окнам, то с шумом отрываясь от них и исчезая в пыльной круговерти. В унисон ноябрьской сюите в классе звучат «Сибирские рассказы» А.Г. Приставкина...


Обсудить статью (уже 72 коммент.) Опубликовать свой материал

От осени отнять осень будет 73 года…

Поздняя осень. Дует холодный пронизывающий ветер. На окоченевшем небе тяжело переваливаются с боку на бок озябшие тучи. От резких порывов ветра в воздух поднимаются ворохи листьев, то внезапно припадая к окнам, то с шумом отрываясь от них и исчезая в пыльной круговерти. В унисон ноябрьской сюите в классе звучат «Сибирские рассказы» А.Г. Приставкина.

Мы читаем о холодной сибирской военной осени сорок второго года, когда дети-сироты выкапывали из мерзлой земли капустные корни и мечтали, что когда-нибудь они их наедятся вдоволь. Как они писали на фронт своим отцам письма огрызками химических карандашей на книжных и газетных страницах между строк о своей сытой и хорошей жизни. О воспитаннике детского дома, отдавшего последний рубль за яблоко для слепого старика Джафара, который никому не был нужен. Кто-то слушает затаив дыхание, а иной недоверчиво сверлит глазами учителя: «Неужели же такое могло быть?». Но учитель чувствует по тому, как дети почти перестают дышать, как их глаза увлажняются — процесс узнавания войны и человеческого горя не прошел мимо их сердец. Что они знают об этой войне, про которую в учебнике истории рассказано всего на восьми листах? Слышали ли они о том, как народ старался сохранить свое будущее, эвакуируя в тылы детские дома? За что воевали наши народы? Сколько погибло людей и сколько пропало без вести? Где и когда эта проклятая война началась, и когда пришел ей конец? Так начинается наш маршрут по дорогам Великой Отечественной войны, путь ее постижения по пути сердца и совести. Изо дня в день, из урока в урок мы говорим о самом важном, о мире — в душе, семье и во вселенной, даже если это книга не на военную тему; о том, для чего его надо сохранить в наше непростое время. Это тема, которую, пока я жива, закрыть нельзя. Ни по-человечески, ни по-граждански, ни по справедливости.

Новелла вторая

От войны до свадьбы — один шаг

Студеным декабрем мы с ребятами поднимаемся по обледеневшим ступеням Дворца бракосочетания «Чевар». Вдруг распахиваются громоздкие, массивные, со скрипом, двери, торопливо выбегает фотограф, а вслед за ним целая процессия родственников вместе со счастливыми брачующимися. Они стараются побыстрее спуститься вниз, сесть в машину, чтобы не стоять на холоде. Все веселы, молоды, счастливы, начинается новый этап в жизни молодой семьи. Жених с невестой удивленно посматривают на нас: что здесь делает группа ребят с ярко-красными гвоздиками? Я поздравляю молодоженов, и, набравшись смелости, говорю: «Вы, наверно, сейчас, поедете, к монументу скорбящей Матери в Центральный парк, чтобы по традиции возложить там цветы? А мы вот с ребятами пришли сюда, чтобы оставить цветы здесь. Вряд ли вы обратили внимание на мемориальную доску вот здесь, на стене. А она здесь тоже в честь погибших, которые отдали жизнь за то, чтобы мы могли свободно жить, быть счастливыми сегодня и завтра». На меня с недоумением смотрят родственники, поторапливают нетерпеливые водители. Но вот уже молодые, держась за руки, снова поднимаются к нам наверх и совершают вместе с моими подопечными экскурс в прошлое. Никто из сопровождающих не пытается меня оборвать или поторопить. Они слышат впервые о том, как в этом здании во время Великой Отечественной войны находилось училище подольских курсантов. Молодые мальчишки, проучившиеся  три месяца вместо нескольких лет, срочно уезжали на фронт. Из трех тысяч человек, проходивших здесь обучение по ускоренному курсу, осталось в живых только триста. Эти, такие же, как и наши собеседники, юноши выдержали за три недели в подмосковном Климовске 100 атак (одна из них была штыковая) и 200 бомбежек. Сейчас в живых из курсантов, закончивших Подольское военное училище, эвакуированное в Бухару, участников ВОв, осталось только двое. Одному из них, ныне здравствующему Георгию Андрееву, в настоящее время исполнилось 100 лет.

Мои детки кладут кроваво-красные гвоздики у памятной доски; рядом, внизу на подоконник — молодожены. Пожилой мужчина еле слышно говорит мне: «Спасибо вам… Оказывается, нам надо было сделать всего шаг, чтобы отблагодарить в такой день людей, отдавших жизнь за то, чтобы мы видели солнце и могли любить, радуясь, что живем на этом свете». Невеста сказала: «Поверьте, мы этого никогда не забудем и детям расскажем». А я их поблагодарила за то, что не остались равнодушны в эти пятнадцать минут, выслушали и все поняли правильно. Свадебный кортеж удалился, а по дороге в лицей я еще много рассказывала ребятам о героях, курсантах Подольского училища, которые учились здесь, на нашей земле, бороться с фашизмом. Может быть, неспроста, в этом здании сейчас находится Дворец бракосочетания? Незримая связь, наверно, существует, между веками, между годами, между событиями, которые нам кажутся иногда случайными. А выглянувшее в это время из-за облаков солнышко показалось таким не по-зимнему горячим и слепящим до слез.

Новелла третья

Анна и Александра

Каждый год я делю своих учеников на две группы, которые ухаживают за двумя могилами участниц ВОв, родных сестер Анны и Александры Океановых. Двадцать три года мы свято с детьми чтим память этих двух замечательных женщин. Когда они были живы, мы часто с учениками ходили к ним в гости, слушали удивительные рассказы о такой разной военной судьбе, приглашали их к себе на концерты и различные мероприятия, которые готовили ко Дню Победы, поздравляли их с каждым праздником. Иногда приходили просто так, поддержать в болезни или помочь по хозяйству. Пели песни, говорили о прочитанных книгах (они были книгочеи еще те!), и никогда с ними не было скучно. Наоборот, они нас надолго заряжали своим оптимизмом, жаждой деятельности; учили жить не поучая. Родились они на Волге, в Балаково, в многодетной семье. Старшая, Анна, закончила медучилище, но, когда началась война, ушла на фронт медсестрой. Прошла до Берлина и закончила войну в звании лейтенанта медицинской службы, имея на груди два ордена Красной звезды, орден Отечественной войны и десятки медалей. Вторая в 19 лет пошла добровольно на фронт и служила на медпоезде, пока ее не контузило в Румынии. Лечение в госпитале от последствий контузии и заражения тифом было долгим. Потом обе приехали в Узбекистан, создали семьи. Жили и работали в Бухаре — она стала им второй родиной.

Мы с ребятами сняли короткометражные фильмы о судьбе женщин, прошедших дорогами войны от ее начала до конца, и, когда к нам в лицей приходят новые учащиеся, обязательно рассказываем о жизни Анны и Александры, таких разных и таких похожих в любви к жизни, земле, народу, за свободу которого они сражались. Родились в России, ушли на фронт из Казахстана, прошли всю Западную Европу, упокоились в Узбекистане. Настоящие граждане мира…

Валентин Распутин в 1986 году сказал в своем телевизионном интервью, что «правда в памяти, а без нее нет жизни». Память как важнейшее свойство мыслительной деятельности человека, связанное со способностью удержать в голове важную информацию, необходима не только отдельно взятому человеку, но и семье, коллективу, обществу и, тем паче, государству. У всех она разная: у кого-то хорошая, у кого-то не очень, а у третьих она полностью отсутствует. Любой вид памяти — это своего рода тоненькие нити, незримо связывающие нас с внешним миром. Историческая память помогает нам осознать нашу связь через предков с событиями прошлого, понять свое место в настоящем, продолжать развивать лучшие традиции и обычаи своего народа, связывая их с общечеловеческими. Семейная память позволяет понять значимость и неповторимость каждого члена твоей семьи, знать свои корни, гордиться ими, любить и уважать своих родных. Священная память сохраняет для нас имена героев, отдавших свои жизни за счастье и независимость родины. Разные люди… Разная память… Но это то, что всех нас связывает, хотим мы этого или нет. Она позволяет нам сверять свое прошлое с настоящим и прогнозировать будущее. Позволяет оценивать самих себя и других, не повторять прошлых ошибок; изменяя свои наклонности и привычки, соотносить свои личные желания с потребностями других людей. Она может доставлять нам удовольствие, когда мы вспоминаем приятные моменты нашей жизни, или бесконечно нас мучить, если связана с неприятными ситуациями и ощущениями. Но она всегда отсеивает лишнее, ненужное. Оставляя только самое важное, что-то по- настоящему ценное, то, что с годами не тускнеет, не стареет.

Наверно, в современном мире учитель — это тот человек, который и позволяет сохранить память человечества на всех уровнях и становится самым важным человеком в политические «смутные времена», потому что там, где другие опускают руки, учитель только удваивает свои усилия, там, где другие разрушают — он созидает. В этом и есть самая важная педагогическая философия, а все остальное, поверьте, приложится.

Об авторе: Мельникова Людмила Николаевна, учитель русского языка и литературы Академический лицей № 4 при Бухарском государственном университете, Узбекистан.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?

Комментарии:
avatar
71 Biblos • 20:40, 03.03.2016
Читала с замиранием сердца. Понравилось! У меня тоже есть что рассказать. Папина тетя, которую отец считал своей приемной матерью, а я моей бабушкой - коренная бакинская армянка. Как и все её родные сестры, она в начале ХХ в. закончила в Баку учительскую семинарию (бабушка с гордостью именовала её именно так: Царская учительская семинария!). Начало педагогической деятельности совсем молоденькой учительницы совпало с революцией и установлением советской власти. Довелось ей - в числе небольшой группы лучших филологов города - видеть С. Есенина. В 20-ые переболела тифом, оспой, но выжила. В 30-е её послали учительствовать в село. А туда же был прислан из Петербурга передовой рабочий, коммунист - украинец Митя. Бабушка сначала выступала в роли переводчика, помогала ему составлять документы, а потом возникло взаимное чувство. Любовь пришла к ним весной... Бабушка до конца жизни вспоминала, как она шла со своим Митей по селу и он, не в силах словами выразить вдруг нахлынувшее чувство, просто охапками срывал ветки сирени и дарил ей... Прожить вместе удалось немного. В первые же дни войны муж (председатель сельсовета) поехал в город и потребовал снять бронь. Ему отказывали, но он - высокий, сильный, жилистый мужчина с крепкими рабочими руками стучал по столу военкома и убеждал, что его место как коммуниста сейчас на фронте. Бронь с него сняли, и он погиб в первом же бое. А папина тетя всю войну русский язык и литературу в школе-интернате. Там жили и учились эвакуированные с оккупированных фашистами дети: украинцы, русские, белорусы... Они были серьезные, тихие, худенькие, а в глазах стояла тоска. Бабушка незаметно совсем слабеньких чем могла подкармливала, а они ей в благодарность приносили свои подарки - полевые цветы, бабочки а однажды на 8 Марта подарили пойманного в поле забавного зверька - тушканчика. Мальчики наломали прутьев и смастерили клетку. Тушканчик скачал по клетке, а дети - впервые с 1 сентября - засмеялись...
Когда умер мой дедушка, папиной маме стало трудно одной воспитывать троих детей, и бездетная папина тетя взяла моего папу к себе на воспитание, а потом и меня вырастила. Замуж она больше не вышла - все ждала мужа с фронта, не верила, что её Митя погиб...
Самым лучшим цветком для бабушки так и осталась
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
72 klishe • 05:33, 04.03.2016
Низкий Вам поклон за память, которая объединяет нас в один народ - народ Мира и Согласия и помогает нам и нашим детям, сохраняя лучшее из прошлого, двигаться вместе в будущее.
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи1Не согласен с высказыванием
70 школа21 • 22:05, 30.01.2016
Очень хорошие и правильные слова!
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи1Не согласен с высказыванием
68 nadezhda_ahmadeeva1951 • 16:47, 30.01.2016
Хорошие публикации. Спасибо! Дает возможность глубже осмыслить исторические события. истории. Жду продолжения.
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
69 klishe • 17:34, 30.01.2016
Рада, что понравилось,продолжение есть /publ/129-1-0-5971. Спасибо!
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи1Не согласен с высказыванием
66 Гульчатай • 19:48, 19.01.2016
Большое спасибо за Ваши новеллы. Читая их, приходят на ум рассказы дедушки Амина о войне. Страшные судьбы, страшные смерти, нескончаемые слёзы матерей... Помню его рассказ о молодом солдате, который старался уцелеть ради матери. Он очень хотел обеспечить ее старость, он ее любил. И в то же время лез под пули. Нашим ученикам надо чаще рассказывать о героях тех лет.
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
67 klishe • 09:44, 20.01.2016
Cпасибо за Ваши слова!
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи1Не согласен с высказыванием
64 geograf6680 • 22:15, 18.01.2016
Есть замечательные слова: «Человек есть то, что он помнит». Я согласна с автором эссе - память может быть разной. Она может заставлять нас совершать поступки и быть осторожными. Она сподвигла многих людей на подвиги, одних окунула в забвение, для других стала философией жизни. Память – это та нить, которая связывает нас с прошлым. По этой нити, как по кровеносным сосудам, попадает к нам в души все величие ежедневного подвига маленького человека на большой войне. И эту нить держит в своих руках учитель. Как это почетно и ответственно! Я убеждена, что нить в руках педагога, жизненной философией которого является историческая память, в надежных руках. Людмила Николаевна, спасибо Вам большое.
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
65 klishe • 17:52, 19.01.2016
Очень признательна Вам!
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи1Не согласен с высказыванием
59 rima4250 • 09:06, 18.01.2016
Я плакала, читая Ваши новеллы! Ах, если бы в каждой школе был такой Учитель! Очнь, очень, очень понравились Ваши рассказы!
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
63 klishe • 11:12, 18.01.2016
Низкий Вам поклон за искренность и горячее сердце!
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи2Не согласен с высказыванием
58 БТ • 00:10, 18.01.2016
Огромное спасибо за Вашу работу, Людмила Николаевна. Это относится и к прекрасному тексту, но в ещё большей степени к сохранению Памяти. Согласна с мнением коллег, Вашим ученикам повезло с Учителем. Творческих Вам успехов!
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
62 klishe • 11:11, 18.01.2016
Да будет светлым наше будущее, да будут радостны наши дни! С Крещением Вас, с великим духовным праздником!
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи1Не согласен с высказыванием
57 1Людмила1 • 23:01, 17.01.2016
Уважаемая Людмила Николаевна, Ваше эссе меня очень впечатлило. Перечитывала несколько раз. Спасибо!!!
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
61 klishe • 11:09, 18.01.2016
Сердечная Вам благодарность за добрые слова, которые Вы нашли для меня!
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи1Не согласен с высказыванием
56 Дана2307 • 21:18, 17.01.2016
Необыкновенно трогательное повествование! Важные, точные, нужные мысли и слова. Спасибо большое.
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
60 klishe • 11:08, 18.01.2016
Благодарю Вас и желаю общего над нами мирного неба!
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи1Не согласен с высказыванием
54 Svetlana25 • 19:07, 17.01.2016
Спасибо большое за Ваши новеллы. Читала и , как обычно, плакала. Сразу вспомнила рассказы своего отца том, как он был в оккупации. Никогда не забуду глаза отца мужа, когда он смотрел документальное кино о войне. Только прочитав его дневник, я поняла, почему он никогда не рассказывал о пережитом. И очень обидно, что в программах начального образования не осталось произведений о войне.
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
55 klishe • 19:58, 17.01.2016
Спасибо за прекрасные слова! Вы знаете,любую тему можно вывести опосредованно на тему войны и мира, даже сказку,исходя из психологии и возраста ребёнка: на тему между добром и злом,подлостью и благородством. Иногда важнее бывает подтекст в произведении, проявляющий идею. Поэтому стараюсь говорить на уроках не о том, о чём говорит автор (хотя и это является, бесспорно, важным), а зачем. Успехов Вам огромных!
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи1Не согласен с высказыванием
53 Евгения9382 • 10:02, 17.01.2016
Опыт - самый сильный учитель...
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи1Не согласен с высказыванием
50 Шаршакова • 23:17, 16.01.2016
Спасибо Вам, Людмила Николаевна! Читала и растрогалась до слез. Связь времен, без нее нельзя жить. В любое время есть место подвигу, а память о наших дедах и прадедах - это святое, и наши дети и внуки должны это знать.
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
51 klishe • 07:34, 17.01.2016
Благодарю Вас за проникновенные сроки. Любые знания - будь то учебный материал или любая другая информация - сами по себе ничего не значат, если это не применимо к жизни и не трогает сердце. Поэтому, если это важно для нас, то мы должны приложить все свои усилия, чтобы это осталось важным и для тех, кто придёт после нас. Спасибо Вам за понимание и поддержку!
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи1Не согласен с высказыванием
49 Аист • 18:26, 16.01.2016
"Сердце отдаю детям". Это про вас. Спасибо!
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
52 klishe • 07:36, 17.01.2016
От всего сердца благодарю и Вас.
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи1Не согласен с высказыванием
34 zelenovaunona • 10:50, 16.01.2016
Уважаемая Людмила Николаевна! Ваше эссе вызвало очень сильное душевное волнение. Я читала, а перед собой видела Вас, Ваших учеников, невесту и жениха...Очень близка мне Ваша педагогическая философия! Но как, порой, бывает трудно не опустить руки!!! И тогда представляешь себя оловянным солдатиком, смелым и неравнодушным - и вперед! Здоровья Вам и творческих успехов!
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи1Не согласен с высказыванием
48 klishe • 11:59, 16.01.2016
Спасибо Вам не один раз за все добрые и тёплые слова!!!
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи2Не согласен с высказыванием
33 ElenG • 08:52, 16.01.2016
Перечитала эссе во второй раз, и на ум пришли незабываемые строки
Н. Некрасова:
Учитель! перед именем твоим
Позволь смиренно преклонить колени!
Ты нас гуманно мыслить научил...
Людмила Николаевна, Вы делаете большое дело, воспитывая в подрастающем поколении трепетное отношение к прошлому, а значит, учите ценить настоящее, мыслить гуманно. Думаю, в будущем Ваши выпускники будут достойными людьми, умеющими хранить память. Спасибо Вам!
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи1Не согласен с высказыванием
47 klishe • 11:57, 16.01.2016
Мы живём в разных государствах, но память о нашей когда-то общей родине одна. Не станет её - и мира на земле не будет. Спасибо Вам!
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи2Не согласен с высказыванием
32 ArtyShok • 23:38, 15.01.2016
Спасибо. Берёт за живое! Обязательно расскажу коллегам.
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи1Не согласен с высказыванием
46 klishe • 11:55, 16.01.2016
Благодарю за честное и непредвзятое мнение, идущее от глубины души.
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи2Не согласен с высказыванием
31 ТАНтан • 22:09, 15.01.2016
Здравствуйте, Людмила Николаевна. Прочитала на одном дыхании! Готова подписаться под каждой строкой. Многие думают так же, а сказать так понятно, легко и интересно дано немногим. А Вы ещё и делаете. И не один год! Как же повезло детям с учителем!
Одним из требований нынешнего ФГОС является деятельностный подход. Читаю новеллы и понимаю: если человек на своём месте (кстати, не только учитель!), то эта творческая деятельность прямо прёт из него и увлекает за собой остальных (и не думает он ни о каком стандарте педагога!)
Вы ЛУЧШАЯ
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
45 klishe • 11:53, 16.01.2016
Спасибо огромное за позитивный отзыв, думаю, что такая работа проводится не на показ, конечно, но уж иногда нужно и поговорить о ней. Ведь с нами и за нами идут молодые педагоги. Дай бог, чтобы они никогда не говорили, что на детей после уроков у них не хватит времени. Вам всяческих благ и удовлетворения от работы!!!
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи1Не согласен с высказыванием
30 klishe • 21:28, 15.01.2016
Милые коллеги, всех сердечно благодарю за Ваше неравнодушие, теплые и искренние слова. Это не просто ваша оценка конкурсного эссе на тему..., а единство наших взглядов на те непреходящие ценности, которыми живы мы, наши дети и будут - наши внуки. Ваше понимание очень ценно и дорого для меня. То, какой энергией обмениваются учитель с учеником, зависит то, каким будет будущее. Она должна идти от сердца к сердцу, глаза в глаза. Вот как сейчас мы с вами. Всем вам терпения и огромного удовлетворения от творческого и прекрасного труда, лучше которого нет на свете!!!
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи2Не согласен с высказыванием
29 kariatida97 • 21:27, 15.01.2016
Большое спасибо за строки, которые заставляют наворачиваться слезам. Память о минувшей войне не должна исчезнуть. Правильно Вы говорите. Очень многое зависит и от нас учителей. Еще раз спасибо.
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
44 klishe • 11:47, 16.01.2016
Непередаваемые ощущения от Ваших слов: и смущение от похвалы и радость от благодарности. Ещё раз убеждаюсь- словом можно и убить, и сделать самым счастливым человеком на свете!
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи2Не согласен с высказыванием
28 rekbyf • 21:06, 15.01.2016
Побольше бы таких педагогов. Людмила Николаевна, спасибо за Ваш труд, труд Учителя! Сегодня у нас в школах все больше "преподавателей"...
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи1Не согласен с высказыванием
43 klishe • 11:44, 16.01.2016
У меня сегодня Праздник - никогда столько прекрасных слов я не слышала. Это такая награда для человека, который прошёл немалый путь вместе с детьми - целых 35 лет. Поэтому Ваши слова прямо к моему юбилею! Спасибо много - много раз!
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи1Не согласен с высказыванием
26 Кесебежева • 20:28, 15.01.2016
Простите за нечаянно выставленную оценку предыдущего комментария. Это случайно!
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи1Не согласен с высказыванием
27 Екатерина_Пашкова • 20:32, 15.01.2016
Ничего страшного!
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи2Не согласен с высказыванием
25 Кесебежева • 20:23, 15.01.2016
Прочитала на одном дыхании. Людмила Николаевна, должно быть, прекрасный учитель. Пишет легко, но вдумчиво. Так же, видимо, и работает. Вторая новелла вызвала слезы... Спасибо Вам, Людмила Николаевна!
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи1Не согласен с высказыванием
42 klishe • 11:41, 16.01.2016
Рада, что смогла всколыхнуть чувства, которые всех нас делают всегда чище, лучше и человечнее. Благодарю Вас за слова, которые Вы нашли для меня!
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи1Не согласен с высказыванием
24 goldabina71 • 19:40, 15.01.2016
Спасибо. вам Людмила Николаевна, за прекрасные эссе. Я обязательно возьму несколько из них для участия в конкурсе "Живая классика". С уважением жанна Анатольевна МБОУ ООШ № 20 ст.Краснооктябрьская Краснодарский край
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи1Не согласен с высказыванием
41 klishe • 11:39, 16.01.2016
Как я горда, что Вы сможете поработать с тем материалом, во что я вложила всю свою душу. Желаю, чтобы энергетика этой работы помогла Вам победить. Победа за Победу!!!
[Материал]
avatar
23 korjakina-rosl • 19:08, 15.01.2016
Замечательные эссе, спасибо, за удивительно теплые слова.
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи1Не согласен с высказыванием
40 klishe • 11:36, 16.01.2016
Милее нет слов одобрения, которые звучат из уст коллег по педагогическому цеху. Спасибо за поддержку!
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи2Не согласен с высказыванием
22 аналитик0491 • 18:52, 15.01.2016
Читала и слезы текли по щекам... Большое спасибо.
Я согласна с тем, что мы учителя, действительно, являемся той ниточкой, которая связывает наших учеников с героическим прошлым, и от нас зависит, какими они вырастут. Проверено много раз - на уроках мужества, даже самые "отчаянные" слушают с замиранием сердца рассказы о ветеранах Великой Отечественной, "афганцах" и "чеченцах", и это, наверное, лучшая оценка нашего труда.
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи1Не согласен с высказыванием
39 klishe • 11:34, 16.01.2016
Счастлива, что смогла "достать до дна" сердец. Дорогая коллега, бесконечно Вам благодарна за искренность и эмоциональность!
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи1Не согласен с высказыванием
21 Nik6593 • 18:44, 15.01.2016
Спасибо большое за проникновенные строки!!!
Заслуженный учитель Рф Николай Петрович Белозерский
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи1Не согласен с высказыванием
38 klishe • 11:31, 16.01.2016
Ваши слова дорогого стоят, мы их так редко слышим, но тем они приятнее и важнее для нас.
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи2Не согласен с высказыванием
20 ogryzkoira • 18:36, 15.01.2016
Людмила Николаевна, спасибо! Я обязательно познакомлю с Вашим эссе своих коллег и учеников. Я плакала, я всегда плачу, когда читаю или рассказываю о войне своим ученикам, хотя я не видела войну., мне 50 лет. Но советская школа воспитала в нас правильно, память - это главное. В моей памяти 1975 год, когда в нашем маленьком городе открывали стелу в честь Дня победы, то колонна ветеранов ВОв растянулась на 300 метров, они шли гордые. И звон их медалей о орденов так врезался мне в детскую память... В 2015 году на праздновании 70 годовщины Великой Победы у обелиска сидели только 15 человек... С уважением, учитель математики Огрызко И.В., г. Донецк, Ростовской области
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи1Не согласен с высказыванием
37 klishe • 11:29, 16.01.2016
Признательна Вам и за горячее сердце и Вашу память - одну на всех нас. Пусть слёзы наши будут только от счастья.
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи1Не согласен с высказыванием
19 Ясенька8789 • 18:33, 15.01.2016
Спасибо Вам за Ваш труд! И низкий поклон за память!
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи1Не согласен с высказыванием
36 klishe • 11:27, 16.01.2016
Спасибо за душевность.Пусть наш учительский долг перед людьми будет всем в радость.
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи1Не согласен с высказыванием
18 Makkotto • 18:23, 15.01.2016
Здравствуйте, Людмила Николаевна! С интересом прочитала Ваши эссе. Особенно заинтересовало эссе о сестрах Океаановых. Я живу в Балаково Саратовской области(есть ещё Балаково тверской области.) Если сестры Океановы из моего города были , а вы снимали короткометражные фильмы, было бы интересно их увидеть. Думаю, что и моим коллегам было бы тоже интересно узнать о землячках. Ваша патриотическая работа очень нужна подрастающему поколению. Я- Минакова Вера Александровна, учитель английского языка.
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи1Не согласен с высказыванием
35 klishe • 11:25, 16.01.2016
Благодарю за Ваше мнение по поводу эссе, как отформатирую для посылки по электронке фильм (чтоб легче весил), так сразу.
[Материал]
avatar
17 Julija1981 • 20:45, 01.10.2015
Побольше бы таких педагогов, выходящих за рамки школьных учебников и выводящих детей за порог школы! Молодец! Педагог от Бога!
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи1Не согласен с высказыванием
16 shumilonadya • 21:48, 30.09.2015
Я потрясена Вашей работой! Низкий поклон за всё, что Вы делаете!Уверена, что Ваши ученики никогда не забудут таких уроков и вырастут настоящими людьми, достойными гражданами.
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи1Не согласен с высказыванием
15 маргаритка3898 • 17:48, 30.09.2015
Работа уникальна и оригинальна, очень интересный подход автора представить свой опыт работы в форме новелл. Статья не оставляет читателя равнодушным
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи2Не согласен с высказыванием
14 pari • 20:43, 20.08.2015
История и литература - две составляющие одного целого. Умение соединить их не формально, а фактически, показав окружающим важность и ценность этого союза - один из показателей высокого уровня педагога и просто человека. Человека понимающего и несущего ответственность за то, что происходит рядом с ним. Это пространство физически и пространственно малое, но духовно-необъятно-великое, объединяющее наше прошлое, настоящее и будущее. Их может объединить человек неординарный. Имя ему - Учитель.
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи1Не согласен с высказыванием
13 element1111 • 16:22, 21.07.2015
Получил огромное наслаждение, прочитав это эссе. Читается легко, не спотыкаешься о слова и фразы. Мысли и эмоции не мешают друг другу. Безупречен стиль автора - его умение говорить точно, ясно, выразительно. Захватывает тебя полностью. Спасибо Вам за удовольствие!
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи2Не согласен с высказыванием
12 Анфиса22 • 15:32, 20.07.2015
Тема войны всегда трогает наши сердца и души,воспроизводя в памяти все то,что наше поколение знает о войне.И хоть мы не видели всего ужаса, невозможно забыть о войне и нельзя забывать о ней.Поэтому, очень важно напоминать будущему поколению про те испытание,которые прошли наши прадеды ради мира и спокойствия!
Правда в памяти,а без нее нет жизни!!! Символично напомнить о победе и о ее героях в год празднования 70летия Великой Отечественной Войны и в год Заботы о старшем поколении, чтобы мы всегда помнили и ценили мир,которые нам подарили!!!
И спасибо за это автору.
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи2Не согласен с высказыванием
11 VAZI • 20:48, 19.07.2015
Читала несколько раз, и каждый раз появлялись новые ассоциации, ощущения. Нет и тени бахвальства, чем грешат иногда сочинения учителей, самовлюблённости, а есть только безграничная любовь к делу жизни учителя, к детям, и ответственность за всё, что происходит на земле. Фокусировать внимание людей на том, что на самом деле важно в жизни - это дорогого стоит. Низкий Вам поклон, дорогой автор. Здоровья Вам и счастья на долгие годы и благодарных учеников.
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи2Не согласен с высказыванием
10 @ziz@0743 • 07:27, 18.07.2015
Да, не слабая работа. А автор эссе является таким учителем, с которым детям не бывает скучно, я думаю.Он из тех редких, но счастливых людей, для которых смысл профессии-в творчестве.Создавая из фактов материального мира духовные образы книги жизни, такой профессионал все акценты расставляет верно. Истинно подвижнический труд, который, несомненно, заслуживает уважения, как и это эссе, отражающее взгляды и опыт мудрого и талантливого человека.
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи2Не согласен с высказыванием
9 toshvamp • 16:45, 17.07.2015
Как важно иногда, чтобы педагогу верили, что он ведёт детей( и не только своих учеников) по верной дороге - жизненному пути, освещённому светом правды и настоящих человеческих ценностей. Педагогу, который не плачется по поводу загруженности или обилия документов, а честно и от души отдаёт своё сердце на самом деле тому, кто станет духовной опорой в будущем - нашим потомкам. Браво!
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи2Не согласен с высказыванием
8 Светлана0850 • 14:47, 15.07.2015
Учитель не имеет право бездумно выполнять политический заказ. Он должен стоять вне времени и над временем, если идёт речь о том, чтобы слепо не вдалбливать в сознание детей фальшивые истины, сиюминутно придуманные для обслуживания икусственно насаждаемой идеологии.
Учитель должен формировать и способствовать усвоению вечных истин, на которых держится мир и Мир. А это как раз то, о чём данная работа. Автор- из тех учителей, которые стоят с молоточком не у каждой двери, а у каждого сердца и пытаются достучаться до памяти и правды.
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи2Не согласен с высказыванием
7 alina_2014 • 20:24, 14.07.2015
Война - тема, которая во все времена будет связана в умах человечества с чем то ужасным, со смертью, потерями и горем. Память о тех, кто не остался в стороне, кто пожертвовал многим ради Победы, о многих из них современная молодежь даже и не знает. Мы вспоминает о Победе, о героях лишь в определенные дни, узнаем и слушаем о войне лишь тогда, когда она является темой дня. Но вот так просто, так близко о войне еще никто не рассказывал! И это великое чудо, что такой человек- учитель. Именно тот, кто является для детей в стенах учебного заведения проводником в прошлое, так правильно и так правдиво рассказывает о временах, которых наше поколение даже не видело. Спасибо огромное автору, спасибо, что есть такие преподаватели, хранители памяти и воспитатели человеческой души!
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи1Не согласен с высказыванием
6 metaloformat • 00:06, 11.07.2015
Просто непередаваемо, сколько чувств, эмоций, жизненного опыта вложил автор в каждую из трёх новелл. Каждая новелла повествует о своём, но в то же время складывается ощущение, что они просто неразделимы, будто они оживают прямо перед глазами и сливаются воедино. Темы, которые затронул автор, будут актуальны во все времена, ведь и знание своей истории, и возможность донести до людей те чувства, которые испытывали герои новелл дорогого стоят. Особенно понравился эпилог. Насколько все точно и правильно в нём написано. Я считаю, что автора с таким жизненным опытом и таким прекрасным стилем изложения стоит называть не просто учителем, а Учителем с большой буквы.
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи1Не согласен с высказыванием
5 azizasamandarova • 20:30, 09.07.2015
Мне всегда казалось, что страшнее врага, чем банальшина и обыденность в школе, не бывает. Приятно, что в своём эссе учитель не встал на этот путь. Здесь и сами методы воспитания и то, каким слогом написана работа, восхищают и трогают до глубины души. Чувствуешь такой уровень профессионализма, что не можешь остаться равнодушным к тому, о чём написана и как. Нечасто бывает такое счастливое совпадение.
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи1Не согласен с высказыванием
4 madina_raxmonova • 18:42, 09.07.2015
В этом эссе увидела не столько что-то новое, сколько ярко выраженную гражданскую позицию учителя с большой буквы. Вполне понятно, что человек, имеющий такие принципы воспитания, не равнодушный к тому, что чувствуют и думают дети, способен исправить издержки влияния на сознание неокрепших в нравственном отношении молодых людей некоторых СМИ и уличной "программы образования". Формы работы педагога могут быть различны, но вектор направленности усилий на души ребят-единственно верный. Работа интересна и в профессиональном плане, и в литературном.
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи1Не согласен с высказыванием
3 kseniya-1198 • 14:20, 09.07.2015
Нетривиальный, незамыленный взгляд на сущность педагогической работы. Пример самого педагога - не только слово его, но и, прежде всего, дело, совпадающее с этим словом - знак качества самого высокого достоинства. Очень достойная и солидная работа.
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи3Не согласен с высказыванием
2 viktoriya-1198 • 20:02, 06.07.2015
Эссе замечательно как по форме,так и по глубине содержания и мастерски раскрытой теме.В работе присутствуют не только размышления по поводу обозначенной проблемы,но и аргументы,позволяющие безусловно согласиться с мнением автора.За талант и вдохновение-моё благородное признание сего труда.
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
1 apostol5459 • 20:05, 04.07.2015
Прочитал на одном дыхании. Подумал, что на самом деле педагог - это тот человек, который и в прямом, и в переносном смысле ведёт ученика за руку по дороге жизни. Потому такая пропасть существует между понятиями "учитель" и "педагог" сейчас. Не тот, кто снабжает мозг учащегося информацией по тому или иному предмету, а формирует душу, личность, способную любое знание реализовать на практике. Как много об этом говорят, но как мало в реальности осуществляют. Был бы счастлив отдать своего ребёнка в руки педагогу, написавшему эссе - ведущему подрастающее поколение по пути совести и сердца.
[Материал]