Как нас учат книги, друзья, эпоха:
завтра не может быть также плохо,
как вчера, и слово сие писати
в tempi следует нам passati.
Иосиф Бродский «Песня невинности, она же — опыта»
С 1 сентября началась апробация нового федерального государственного образовательного стандарта для старшеклассников. Ничего хорошего из рук нашего Минобрнауки ждать не приходилось во все времена. Впрочем, благодаря, открытому письму министру образования и науки от Сергея Волкова, известного московского учителя русского языка и литературы и по совместительству главного редактора журнала «Литература», а также активной позиции нашей общественности, стандарт все-таки освободили от ряда сомнительных положений, которые содержались в его проекте, а-ля освобождения старшеклассников от обязательного изучения литературы, русского языка, истории и математики.
Все-таки государство задумалось и согласилось, что ни с какой точки зрения ему не выгодно объявлять предметом по выбору ту же историю, без знания которой нельзя ориентироваться в современном мире, что совершенно противоестественно отказываться от обязательного изучения старшими подростками русской литературы, формирующей ту личность, о которой так складно и торжественно повествует новый стандарт.
Но в сущности, идея-то правильная — переход от наполнения детей знаниями к обучению их тому, как эти знания добыть и применить. Наша система образования с советских времен гордится тем, что ребята много знают. Но проблема в том, что те же самые ребята просто не понимают, как эти знания «приложить» к реальной жизни. Безусловно, нужно научить школьника самому решать, какие предметы ему нужны, а какие не очень. Однако стандарт — это только paroles, paroles, paroles… В новом стандарте перечислены только навыки, умения. А уж как и на основе чего их формировать — стандарту неважно.
Учитель литературы обязан научить ребенка читать чужой текст и понимать его. Соответственно, делать это он может и посредством «нашего всего» (Александра Сергеевича), а может и — посредством Людмилы Улицкой. Выбор есть. И сначала — это было хорошо (для государства), а потом вдруг оказалось плохо: государство стало небезразлично, что дети прочтут в школе и под каким углом зрения. И слава богу, потому что для культуры важен некий общий корпус произведений, без которых нельзя обойтись. Ты хочешь или не хочешь, но должен прочесть «А», «Б» и «В» и еще «Д», если говоришь по-русски. Это хорошо. Но плохо другое: серьезные дяденьки из департаментов и управлений начинают требовать с учителей расписывать еще в августе программу на весь учебный год, составлять планы всех уроков, заранее готовить перечни всех домашних заданий, ибо в любой день — как в «старом добром» 37-м году — к тебе неожиданно могут прийти… с проверкой на предмет соответствия запланированной программы ее текущему воплощению.
УУД стали тремя главными буквами современного образования. Универсальные учебные действия. Теперь именно их «положено» у учеников формировать. Личностные, регулятивные и коммуникативные. И так каждое день и каждый урок. Все урочное действо должно быть раз-ложено, по-считано и про-считано, как в том самом советском мультфильме про считающего козленка. Более того, эти составные действия должны быть не просто действиями, а универсальными и учебными. Того требует новый стандарт. А глас стандарта — глас… Нет, не Божий, конечно, но все же… Так что писать учителям теперь программы и планы уроков теми самыми «тремя буквами» и отчаянно ломать голову над тем, сколько таких УУД стоит за каждым словом, произнесенным вслух на уроке.
А ведь каждый раз, входя в класс, учитель остается наедине с двумя десятками (и это в лучшем случае) подростков, с которыми надо вступать в диалог, жить с ними в одном образовательном пространстве, а министерские «бумажки» этому мало помогают, а более того — только мешают.
Да, правительственная установка на всеобщую модернизацию добралась и до школы. Хорошо, конечно. Хотя и так вроде бы не в каменном веке жили. Так, сейчас учителя, чтобы показать, что они освоили новые технологии, должны использовать на уроке презентации. В некоторых школах это сделали даже обязательным форматом урока. Каждый раз, создавая такую презентацию, учитель как бы заявляет проверяющему из того самого департамента о своей профпригодности и соответствии новым стандартам. Получается, урок вроде бы и не для учеников, а для того самого проверяющего: дескать, я современный, «продвинутый» учитель, соответствую всем требованиям стандарта — не увольняй меня, у меня семья и дети. Но никакого отношения ни к истинному образовательному процессу, ни к самим детям это ни имеет.
Так о чем мы?
Ах, да… цыплят по осени считают, а сейчас как раз — осень, самое тяжелое учительское время.
То ли еще будет…
Об авторе: Елистратова Ксения Александровна, учитель русского языка и литературы, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №34" города Череповца.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.