Наталья Наумова, 26.09.2016 1

Ищу одаренного учителя (ироническое эссе)


Много долгих лет ведется активная деятельность по поиску одаренных детей среди многообразия вихров и бантов, а также по их обереганию, сопровождению и помоганию не растерять свою одаренность. Стоит отметить, что это является святой обязанностью учителя. Любой же уважающий себя директор должен среди прочего волноваться о наличии в его образовательном учреждении одаренного педагога. В статье предлагается вариант решения проблемы по поиску и удержанию последнего.


Обсудить статью (уже 1 коммент.) Опубликовать свой материал

Даже у таких могучих образовательных учреждений, которые имеют три шкафа кубков и два коридора грамот, есть проблемы. И главная проблема на сегодняшний день достаточно высокого класса, колоссального уровня и немалого масштаба — невозможность развития и обучения одаренного ребенка в школе без наличия при нем одаренного учителя.

Выглядит проблема следующим образом: приходит одаренный отрок в класс, где за партами располагаются еще 29 таких же одаренных отроков, и желает всячески развивать свою одаренность. А учитель, в свою очередь, либо недостаточно одарен и не видит мук творчества, либо не ведает, что он — невероятный отец по части одаренности и не использует этот мощный ресурс в обучении, либо ведает, но физически не успевает развить одаренность 30 человек. Узрев проблему во всем многообразии, сформулируем ее:


У одаренного ребенка должен быть одаренный учитель, чтобы происходило качественное развитие первого, но в реальности трудно найти одаренного учителя или создать ему условия для работы с одаренными детьми.


Чего желает достигнуть руководитель образовательного учреждения, в котором скопилось немалое количество одаренных чад? Иными словами: каков будет идеальный конечный результат, если потрудиться разрешить проблему как можно меньшей кровью? Их, конечно же, несколько.

Например, созданы все условия одаренному педагогу для того, чтобы он всласть упражнялся в развитии одаренности своих подопечных.

Если руководителю привалило счастье и одаренных педагогов несколько, то прекраснее всего — организация типа «Федерации одаренных учителей» для более эффективной работы с подрощенными гениями.

А уж, коли так случилось, и одаренного педагога выявить не представилось возможным, то идеальным результатом будет внедрение среди коллектива идеи «Работаешь сам, не мешай и ребенку».

Прежде чем начать стремительно приближаться к конечному результату, следует подробнее рассмотреть само понятие «одаренный учитель», ибо ни одна теория не сможет работать без основных определений и их свойств.

Оставляя в стороне «одаренного ребенка», которому посвящено немало слов и предложений в самой разнообразной литературе, рассмотрим «одаренного учителя». Итак:

Одаренный учитель — учитель, работающий в самом широком диапазоне детских возможностей, наделенный мощной интуицией, способной к мгновенному распознаванию и выделению в ребенке таланта либо признаков одаренности, и владеющий методами дедукции и индукции, или, по крайней мере, знающий эти слова.

Какими свойствами обладает объект нашего могучего исследования? Во-первых, он любит свой предмет до дрожи в голосе и горящих, как уголья, глаз, но детей — больше. Во-вторых, он либо достойно учился в педагогическом ВУЗе на дисциплине «методика преподавания», либо, ежели он не имел счастья там учиться, то образование, опыт и работа над собой позволили ему придти к профессиональной компетентности другим путем. В-третьих, он обладает какими-то ярко выраженными способностями, как то: интеллектуальными, творческими, социальными, психомоторными, художественными и др. И, наконец, имеет гибкий ум, хорошую память и богатое воображение.

Здесь стоит обсудить, как же проявляет себя наша суровая проблема.

  • Недостаточно качественная работа одаренного учителя (или его отсутствие) приводит к тому, что одаренные дети, не развивая свой внутренний потенциал, начинают развивать разные наклонности и предаваться сомнительным пристрастиям, вместо того, чтобы двигать науку с младых ногтей.
  • Недостойные условия для работы одаренного педагога приводят к тому, что последний начинает нервничать и болеть, тем самым еще больше понижая качество результата, а также его количество.
  • Любая из вышеприведенных причин приводит к ухудшению показателей олимпиадного движения в районе и городе, а также результатов ЕГЭ, которыми любая приличная школа гордится со страшной силой.

Следует подробно рассмотреть ресурсы, которые имеет образовательное учреждение для того, чтобы справится со своей проблемой.

  • Человеческие (учителя и ученики).
  • Временные (штатное расписание и дополнительное образование).
  • Материально-вещественные (оборудование кабинетов).
  • Информационные (Интернет, телевидение).
  • Имидж (статус школы в районе и городе).

Оставляя на совести директора проблему обнаружения в педагогическом коллективе одаренного учителя, рассмотрим ситуацию, когда руководитель знает о его существовании.

Поскольку ни для кого уже не является секретом, что подбирать коллектив нужно так, чтобы был выполнен «принцип дополнительности», то первое решение, которое необходимо провести в жизнь — это пересмотр педагогической нагрузки, то есть «разным преподавателям — нагрузка по способностям». Используя таким образом ресурс времени, можно обеспечить одаренному учителю часы, которые он посвятит работе с одаренными детьми. Сюда же относится деление класса на подгруппы для более успешной работы педагога.

Кроме этого, стоит проверить достаточную оснащенность кабинетов, а также услышать просьбу учителя о необходимости приобретения оборудования. Представляется возможным попросту отобрать нужное у тех, кто не попадает под определение «одаренный учитель».

Заведующему учебной частью по научной работе вменяется в обязанность всячески пиарить одаренного учителя, как то: выдвигать на премии и конкурсы, помогая со сбором документов, приглашать телевидение и отмечать отдельно на сайте школы.

Кроме всего прочего, одаренного учителя следует непрерывно мотивировать, например, словами о том, что он работает в «нашей – ого-го – школе». Использование имиджа образовательного учреждения, как правило, приводит к тому, что тонкая душевная организация одаренного учителя начинает волноваться, вибрировать и от этого работает еще лучше.

Если так случилось, что одаренных учителей в учреждении не менее двух человек, то прямой обязанностью заведующего учебной частью станет призыв к объединению и помощь в создании «Союза одаренных учителей школы №1». Союз необходим для обмена детьми, потому как известно, что многие одаренные дети проявляют себя в разных областях деятельности.

«Союз», в свою очередь, может вырасти в «Федерацию», где одаренные учителя города, страны и мира будут поддерживать всячески друг друга в их нелегком труде.

И, наконец, самый тяжелый случай когда в школе не обнаружен ни один одаренный учитель. Приняв во внимание это форменное безобразие, все-таки следует постараться свести к минимуму все тяжелые последствия такого безрассудства. Для этих целей необходимо приобрести еще один компьютер (желательно — не такой, как другие), а для его обслуживания выделить ставку системного администратора. Но поскольку все остальные компьютеры в школе обслуживает учитель информатики, то ему не составит труда присмотреть еще за одним. А на эту ставку следует немедленно взять психолога, который будет непрестанно рассказывать педагогическому коллективу о том, как работать с одаренными детьми, проводить с учителями тренинги для развития у них хотя бы признаков одаренности либо снижения агрессии по поводу поведения «этих детей». И в это же время ему необходимо создать программу психологического сопровождения одаренных детей, чтобы те спокойно развивались самостоятельно.

Анализируя вышеизложенные предложения по улучшению работы одаренных учителей, следует заметить, что все они не являются ни трудоемкими, ни энергозатратными и с ними вполне под силу справиться завучу общеобразовательного учреждения. Единственный скользкий момент в этом предприятии — это выделение ставки системному администратору. Но, при определенной сноровке, и этот вопрос вполне решаем. Единственно остается уповать на то, что любой уважающий себя руководитель отыщет у себя в образовательном учреждении хотя бы одного одаренного учителя, чтобы не пришлось покупать лишний компьютер.

И если подойти к решению задачи со всей серьезностью и основательностью, то результат не замедлит себя ждать и вернется в школу в виде еще большего количества победителей олимпиад, а также разных интересных личностей, которые медленно, но верно преобразуют нашу суровую действительность, изо всех сил развивая одаренных отроков.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?

Комментарии:
avatar
1 Lonn • 12:47, 12.10.2016
А мне понравилось, особенно про ставку для системного администратора.
[Материал]