«Страну поменяли, рынок поменяли, про систему образования подзабыли» — эссе о структурных проблемах образования в России
В образовании структурные проблемы
- Устаревшие учебные планы и база, буквально советского образца. Чуть получше ситуация на IT-специальностях — образца 2000-х годов.
- Преподавательский состав, оторванный от реальности. Либо предпенсионного возраста и советской закалки (что с одной стороны «плюс», но в нынешних реалиях, скорее, «минус»), либо продукты нынешней образовательной системы — выпускники педвузов. В большинстве своем эти люди «преподают учебник», а не готовят рыночных специалистов.
- Современная система высшего образования превращена в коммерческую сеть по продаже/выдаче «справок об адекватности» (хотя позиционирует себя как сеть образовательных учреждений, выпускающих рыночных специалистов, что не соответствует действительности).
- Произошло сращивание власти и ректората. По крайней мере, в регионах. Как следствие — верхушка назначается из «угодных», жирует на бюджете и спихивает обязанности на подчиненных — профессорский состав, работающий почти без выходных за 35 000 руб./мес. «Климат в научном коллективе», думаю, ясен.
Более подробно о внутривузовской «канители» можно прочесть открытом письме министру образования от действующего молодого профессора главного саратовского вуза http://www.vzsar.ru/blogs/3360
Что касается современных студентов
- Информационный перегруз, полная неопределенность касаемо «завтрашнего дня», отсутствие цельной картины мира, клиповое сознание.
- Тотальное желание всего, сразу и легким путем. Тотальное неуважение к труду, почет и уважение «родителям» — поколениям 90-2000-х, которые «дербанили куски пирога», «мутили бизнес», «поднимали бабос», «делили откаты» и т.д. Если перед глазами был пример родителей-трудяг (инженеров, тех же учителей, врачей и т.д.), то еще хуже — в сознании горит красный индикатор «НЕ ВАРИАНТ!». Отсюда, соответственно, скептицизм к образовательной системе и непризнание авторитета преподавателей («Если ты такой умный, то почему такой бедный?»). Плюс эффект инстаграма, в котором либо у тебя баварские тачки/дубаи-мальдивы/хештеговые рестораны и лайки-лайки-лайки, либо ты перхоть. Пять минут обзора зарплат и вакансий по «своей» специальности, и студент понимает, что он в будущем «перхоть», что, конечно же, «не вариант». Вариант «стать специалистом, потом 10 лет пахать "перхотью", чтобы стать высокооплачиваемым профессионалом и заработать инстаграмные прелести трудом» — не вариант, слишком долго, трудно, зыбко.
- Подавляющее большинство поступает абы куда, потому что так надо. Потому что поступают все, потому что родители сказали «надо», потому что общество посмотрит косо, если нет диплома — «справки об адекватности», потому что даже «оператором ПК» не устроишься без хоть какого-нибудь диплома, потому что иначе в армию заберут, потому что это возможность продлить юношество еще на четыре года и т.д. Стоит ли говорить, насколько сознательным является выбор «дела жизни» в 17 лет под таким давлением?
- Студенты, попадающие под 1, 2, 3 пункты (а таких большинство) учатся крайне паршиво. Вернее, если чему и учатся, так оттачиванию навыков обмана. Учатся грамотно прогуливать пары, списывать, подгонять результаты, выдавать чужой труд за свой, лебезить перед преподавателями, давать взятки, находить «решал» и т.д. Затрачивают огромное количество энергии и усилий, лишь бы не напрягать мозги и не учить то, что их разум отвергает как «бесполезное, бесперспективное, неоплачиваемое». Сегодня «списать/купить/пробить экзамен/зачет/диплом» считается круче и престижнее, чем выучить и честно сдать. Выучить и продемонстрировать усвоенный материал — да так каждый дурак сможет. А вот взятка — это адреналин и действительно нужный навык в этой стране.
- Те немногие, кто поступал с конкретной целью (а не потому что «так надо»), кто горит желанием выпуститься рыночным специалистом, в течение первых двух курсов понимают, что все это образование — беспонт, и спецов из них не делает. И сосредотачиваются на самообразовании/реальной практике за копейки, чтобы к выпуску представлять из себя хоть что-то большее, чем «молодой, амбициозный, с дипломом». Естественно, такое смещение приоритетов сказывается на учебном процессе.
В большинстве случаев все это заканчивается благополучным выпуском и трудоустройством «куда возьмут, и чтобы на жизнь хватало». Как правило, это оказывается какая-нибудь «менеджерская» офисная должность, не имеющая ничего общего со специальностью. Суровая реальность — человек учится 15 лет, чтобы стать менеджером по продажам. «Замутить что-то свое» оказываются способны 3-5% мечтающих об этом на студенческих вписках.
Получается система тотальной лжи
- Вуз лжет, что дает современное образование и выпускает специалистов.
- Студенты лгут, что учатся.
- «Фейковые специалисты» идут «работать» к работодателю. И «работают», точнее, опять лгут, просиживая по половине рабочего дня в одноклассниках/столовой/курилке.
- Работодатель делает вид, что платит им зарплату (средняя з/п в РФ 600$, что в большинстве регионов очень круто). Т.е. тоже лжет, потому как ничего более не остается — такие нынче работники.
- Государство лжет с экранов про передовое и современное образование, про лучших в мире специалистов, про насыщенный и эффективный рынок труда и пр.
Страну поменяли, рынок поменяли, про систему образования подзабыли.
P.S. В военных вузах ситуация полегче. Туда поступают с конкретной целью связать жизнь с армией, минимум залетных, там ясные перспективы, цельная картина мира, пот/кровь/мозоли/преодоление себя. Плюс повышенное внимание и финансирование со стороны власти в последнее десятилетие.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.