Потом была школа, №4, имени В.И. Ленина, гордость нашего города на севере Казахстана Аркалыка. И учителя! Лучшие! Прошло сорок пять лет, я до сих пор помню их лица, и то с какой жадностью я ловила каждое их слово, каждое движение! Я помню не только их костюмы и платья, я помню цвет помады на их губах. Трофимова Роза Владимировна, Антипенкова Тамара Дмитриевна… Они не просто научили меня, воспитали мой внутренний мир, они дали мне жизненный ориентир, взрастили во мне высокие моральные ценности, привили мне мысль, что единственный наш судья — это совесть. Тогда я уже знала — я буду учителем. Уже позже я поняла, что судьба вела меня. И мои учителя — знак моей судьбы. Низкий поклон вам, мои Учителя!
После школы никаких сомнений не было. В нашем небольшом городе незадолго до этого открылся педагогический институт. И опять знак судьбы! Над молодым институтом взял шефство Московский государственный педагогический университет. К нам регулярно приезжали педагоги и профессора и читали лекции. Училась я не просто с удовольствием, а с жадностью. Как говорил мой папа, Галиев Рафаил Исмагулович, книги я не читала, я их глотала. Собрания сочинений Тургенева, Достоевского, Гончарова, Чехова, Толстого, Стендаля, Бальзака, Жорж Санд…. Благо дома была отличная библиотека.
Потом была первая педагогическая практика. И слова моего немногословного педагога-наставника Анны Александровны: «Вы выбрали правильную профессию. Вы будете хорошим учителем». И первое ощущение восторга — я поднимаюсь по лестнице, а за мной бегут мои подопечные с криком «Елена Рафаиловна, здравствуйте!».
После института я сама напросилась поехать в деревенскую школу и оказалась учителем… в сельском ПТУ. Началось мое становление как профессионального педагога. Было нелегко. И здесь мне пригодились не только полученные в институте знания, так как необходимо было заслужить авторитет людей, некоторые из которых были старше меня по возрасту, уже прошедшие армию. Я учила их, и сама училась у них. И здесь опять примером для меня стали мои Учителя.
Прошли годы. Над страной летели ветры перемен. Эти перемены изменили и мою жизнь. Я оказалась с семьей на Урале. Сначала сельская школа. Потом Екатеринбург. Гимназия №116. И все эти годы учеба, самосовершенствование, переквалификация… Ночи напролет с конспектами, учебниками, новыми программами. Ведь начинала я свою профессиональную деятельность как учитель литературы. Жизнь поставила перед выбором. И я прошла переподготовку и получила новую квалификацию учителя географии. И ведь получилось! Победы моих учеников из гимназии №116 на районных, городских олимпиадах по географии, тому подтверждение. И казалось, можно почивать на лаврах. Но мне всегда было интересно учиться, постоянно узнавать что-то новое, расширять свой кругозор в области педагогики и методик преподавания различных предметов. Работая в гимназии, надо соответствовать современным ученикам, жаждущим всего нового. Одна из первых в городе прошла компьютерные курсы в УрГУ по системе «Intel». С удовольствием посещаю нашу библиотеку им. Паустовского.
И опять зигзаг судьбы. Предложение преподавать историю в Речевом центре. Честно говоря, раздумывала недолго. Свои дети выросли, стали самостоятельными. Готовить талантливых одаренных детей всякий сможет. А тут моими подопечными стали дети с ограниченными возможностями. Двойная ответственность! И опять бессонные ночи, конспекты, учебники, новые программы.
Мои коллеги — креативные и умные, строгие и добрые, терпеливые и чуткие, красивые и веселые, интересные и неравнодушные люди. Целеустремленность, умение ставить перед собой все более сложные задачи, мобилизация способностей и энергии каждого на поиск наиболее эффективного решения — основные черты нашего педагогического коллектива.
В последние годы наш Речевой центр стал еще перед одним вызовом времени. В школу приходят все больше детей с признаками расстройства аутистического спектра. Эти дети очень чувствительны к внешним раздражителям: шуму, яркому свету, сильным запахам, прикосновениям. И нам, педагогам, необходимо быть очень тактичными, чуткими, чтобы найти индивидуальный подход к этим детям, чтобы помочь им развить самостоятельность и их последующую интеграцию в жизнь общества. И опять курсы повышения квалификации, семинары, консилиумы…
Сегодня я горжусь своими учениками, их успехами и победами. Слова благодарности из уст родителей — это признание моего труда. После окончания школы мои выпускники продолжают обучение и в 10-11 классах общеобразовательных учебных заведений, поступают в профессиональные училища и колледжи, продолжают обучение в высших учебных заведениях, получают профессию и достойно трудятся на благо нашей Родины.
Труд учителя — это не только ежедневная подготовка к урокам, но и увлеченность своим предметом; обладание такими качествами: как терпение, внимательность, интеллигентность, тактичность, сдержанность, мобильность, эрудированность. Хороший учитель должен оттачивать свое мастерство, быть настоящим профессионалом, много знать, иметь чуткое сердце, добрую душу, любить детей.
Моя жизнь — это непрерывное самообразование и самосовершенствование, и это необходимо учителю. Но учитель ведь ни тот, кто передает знания будущим поколениям. Даже хорошо теоретически подкованный педагог вряд ли добьется успеха, если не заслужит авторитета своих учеников. И свое призвание я вижу не только в том, чтобы дать моим ученикам какую-то систему знаний.
Я считаю, что в какой-то степени несу ответственность за дальнейшую судьбу своих учеников. Ведь то, что я вложу в их души, с этим они пойдут дальше по жизни. Значит мои мысли, мои чувства станут частицей и их мыслей и души. Значит, учитель продолжится в своих учениках!
Сейчас по прошествии стольких лет, с высоты сегодняшних реалий пришло понимание, что я просто люблю свою профессию. И когда я вижу взгляды своих учеников, я вспоминаю себя, маленькую девочку, которая также с восторгом ловила каждое движение любимого учителя и понимаю, что мои учителя продолжаются и в моих учениках.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.