Последний фактор является, пожалуй, самым важным. Не случайно американским генералом Х. Риковером в XX веке была высказана мысль о том, что «СССР угрожает США своей системой образования». Ее становление началось еще во времена Киевской Руси, а к XX веку достигло достаточно высокого уровня. Об этом свидетельствовал зафиксированный на тот момент почти стопроцентный уровень грамотности населения.
История образования в России берет свое начало в X веке. Основной тенденцией того времени является акцент на духовное развитие. В первых школах, открытых на Руси, готовили преимущественно будущих служителей церкви и государственных деятелей. В XVIII веке формируются принципы светского обучения и увеличивается количество школ.
В советском союзе система образования претерпела существенные изменения. В начале XX века в педагогическом процессе был установлен ориентир на «гармоничное развитие личности». Однако на практике этот принцип реализовывался неэффективно. Развитие личностных качеств осуществлялось в соответствии с задачами государства. Выпускникам школ прививали ценности советской школы и коммунистического образа жизни.
К концу XX века очевиден кризис системы общего образования. Одной из самых важных тенденций того периода в сфере образования стало постепенное снижение престижа профессии учителя. Если в 70-80-х годах специальность была востребованной и уважаемой, то в 80-е годы ситуация изменилась. Вследствие снижения уровня оплаты труда учителей педагогический состав пополнялся низкоквалифицированными кадрами. Грамотные специалисты выбирали иные сферы деятельности. Педагогическое образование стало массовым и невостребованным. В настоящее время эта тенденция только усиливается.
Кризис в образовании сегодня проявляется не только в снижении престижа профессии учителя, но и в резком изменении требований, которые предъявляет общество к человеку как к личности. Так, глобализационные процессы в обществе стали причиной усиления конкуренции как на национальном, так и на мировом рынке. Сохранить конкурентоспособность в сложившейся ситуации поможет новаторский труд, позволяющий не просто улучшать уже существующие продукты, а создавать принципиально новые. Сотрудники, которые могут только слепо выполнять указания руководства, становятся все менее востребованными.
Эта тенденция определила задачу формирования высокоразвитого человеческого капитала, вклад в решение которой вносят в том числе и педагоги средней школы. Ведь формирование сильной личности, которая сможет в будущем стать высококлассным специалистом, начинается еще в школе. В связи с этим перед учителем стоит задача заложить основы для дальнейшего развития навыков, необходимых для успешного функционирования в современном обществе. Педагог должен максимально эффективно осуществлять образовательный процесс, включающий воспитание и обучение.
Еще одним фактором, обуславливающим необходимость формирования творческой личности, является переход к шестому технологическому укладу. Он приведет к увеличению эффективность труда и его автоматизации в старых отраслях промышленности. Если в рамках пятого технологического уклада в приоритете был Интернет, телекоммуникационные технологии и электроника, то при шестом технологическом укладе возрастет значение биотехнологий, нанотехнологий и искусственного интеллекта. В этих условиях именно образование позволит сформировать компетенции, необходимые на новом этапе развития. В обществе станет больше специалистов, которые способны к творческому труду.
Каким образование будет в будущем, можно только предполагать. На мой взгляд, учителям следует делать акцент на культурном развитии учащихся и их творческих способностях. Интеллектуальные ресурсы в сочетании с духовностью позволят сформировать сильное и здоровое общество, а главным средством на пути к этому станет хорошее образование.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.