Эссе "Образование в России"
ГлавнаяСтатьиЭссе учителей и педагоговЭссе "Образование в России" (всего статей: 68)

Главным производительным и социальным фактором развития экономики, государственности и общества в целом во все времена был человеческий капитал. Уровень его развития определяется воспитанием, информационной обеспеченностью, здоровьем, знаниями и, конечно, образованием.

11.10.2017

Слово образование вызывает такие ассоциации как школа, учитель, институт, знания. Безусловно, оно занимает главенствующее место в жизни общества и отдельного человека. Образование — это культура и воспитание. Именно через призму обучения человек формирует свое отношение ко многим вещам. Образование существует с того, самого момента, как появился учитель. Его нельзя рассматривать только с точки того времени, в котором живешь, так как всякий период отражается на процессе развития и становления образования.

Мы — школа, про которую говорят: «Наша глубинка». Особенностей у нас хватает. Например, у нас проходит граница Ярославской и Тверской областей, поэтому часть учителей и учеников живут в Ярославской области, а в школу ходят — в Тверскую. Мне очень нравится название нашей школы — Задорская. Это такой мощный антидепрессант!

Высказывание Медведева по поводу маленьких зарплат и совет заняться бизнесом учителям возмущают. Оно недопустимо для человека, облеченного властью и ответственностью за судьбу России. Его слова о том, что мизерная ставка учителей, может считаться нормальной, свидетельствуют о неуважении к труду учителей и воспринимаются как очередной плевок со стороны власть имущих. 

Образование «вчера» я, конечно, связываю со своими школьными годами. Я поступила в школу в 1987 году. В своем городе мы были первые «шестилетки». Учились в детском саду. Утром занятия, а после обеда сон, прогулка и игры. Я понимала, что уже в первом классе, старалась хорошо учиться. Весь наш класс учился с удовольствием. Все любили свою первую учительницу — Галину Андреевну Зайчухину.

Позавчера

Период моего личного посещения образовательного учреждения в качестве ученицы выпал на чудесные, овеянные переменами 1980-1988 учебные годы.

Я работаю учителем начальных классов. 47 лет занимаюсь этим благородным трудом, который приносит мне радость. Мне посчастливилось работать по разным программам. С развитием науки менялось и образование. Я хочу вернуться в прошлое, на примере работы в первых классах показать развитие нашего образования.

Образование всегда следует за государством, а точнее за его политикой. Оно все время выполняет государственный заказ. И от того каким он, заказ, будет, такое образование мы и получим.

Для моего поколения «быть учителем» имело глубокий, даже философский смысл. Каждая девчонка, да и некоторые мальчишки хотели быть учителями, это было престижно, это было нужно. Эту профессию уважали, на учителя глядели с благоговением, считали, что учитель знает всё, умеет ответить на любые вопросы. На учителя равнялись, к нему шли за советом. В детском саду я со своими подружками играла «в школу», мечтала быть учителем, поэтому, когда наступило время выбора профессии, я ни капли не задумываясь, пошла учиться в педагогическое училище имени Ф.И. Панфёрова в городе Вольске, а потом училась в институте города Балашова.

В своей жизни мы постоянно сталкиваемся с обучением. Сначала учимся в школе, затем получаем специальные знания в ВУЗе или техникуме. Так получилось, что вся моя жизнь связана с образованием.

Профессии есть в мире разные:
И благородней и важней...
Но не найти нигде прекраснее
Профессии учителей.
 

Все нижеизложенное касается школьного образования в России. Сразу отмечу, что, по моему мнению, образование в первую очередь зависит от формы и целей государства.

Образование – сложный процесс, который предполагает передачу знаний и их усвоение обучаемыми. По мнению многих великих педагогов, понятия образование и воспитание неразрывны. И, действительно, если мы будем рассматривать понятие воспитания в широком смысле, то согласимся с этим мнением. Воспитание – это передача накопленного опыта, т.е. тех же знаний, умений, нравственных, этических и правовых норм.

Нас все воспринимают по-разному. Одни, найдя нечто особенное, зовут нас поколением «индиго». Другие, вовсе ничего не обнаружив, окрещивают «потерянным» поколением. Тогда как мы поступаем точь-в-точь как многие молодые люди веками прежде – оканчиваем школы и идём в университеты. И пусть в генеалогическом смысле понятие «поколение» слишком размытое (определить хронологические рамки, и тем более сущностные черты очередного Generation нелегко), с бюрократической точки зрения здесь всё однозначно. 

«Новой школе – современный учитель!» – в моём воображении «юноша бледный со взором горящим» [1] поставил восклицательный знак в конце каллиграфически выведенной строки и отложил перо. А я задумалась... Насколько новой является наша «новая школа»? Что принципиально изменилось со времён Яна Амоса Коменского? Каким должен был быть учитель в школе, не современной для меня? Ответы на эти вопросы могли бы дать ключ к пониманию образа современного учителя.

Работая учителем, с каждым годом всё отчётливее осознаёшь, что эта профессия архиважна и является ключевой для современного общества. Важность этой профессии, в свою очередь, накладывает неимоверную ответственность на педагогов. И все эти громкие слова, так и оставались бы ни к чему не обязывающими фразами, если бы не реалии сегодняшних дней. Наряду с тем, что молодые люди, вышедшие из стен школы, должны быть полностью социализированы, не менее значимую роль занимает здесь патриотическое воспитание и гражданская ответственность.

Тогда, в далеком прошлом, в суровые времена династии Рюриковичей и в великолепный век царской Романовской России, когда образование начинало свой нелегкий путь от скамьи в уютном доме отца – помещика и от приглашения чопорных немецких гувернанток, считающих себя значимыми и важными для воспитания и обучения молодых девиц, до специализированных классов мальчиков – гимназистов в темно-синей форме из титулованных семей, и девушек дворянского происхождения, изучающих науку в Смоленском институте. Тогда.…

Прошел еще один учебный год…  Он был непростым, насыщенным событиями, которые невольно, но навсегда запечатлеются в памяти. «Я – классный руководитель» - только сейчас могу до конца осознать всю значимость этой фразы. Мой педагогический стаж невелик – всего три года, два из которых я являюсь классным руководителем уже седьмого класса. Казалось бы… только вчера я защищала дипломную работу, только вчера мне торжественно вручали диплом… а сегодня меня каждое утро сбивают с ног дети, радуясь моему приходу на работу.

На улице стоит ранняя весна. Только-только отступили ненавистные морозы, и вся природа поспешила воспользоваться кратким мгновением тепла – между трамвайных рельсов робко, но вместе с тем упрямо пробивают себе дорогу в жизнь ярко-желтые одуванчики, а ветви деревьев, еще вчера уныло качающие черными ветвями, сегодня уже обрызгались нежно зелеными каплями свежей листвы.

Необходимость пересматривать основы современной педагогики стала особенно остро в наши дни. «Нынешняя молодежь привыкла к роскоши. Она отличается дурными манерами, презирает авторитеты, не уважает старших. Дети спорят с родителями. Жадно глотают пищу и изводят учителей». (Сократ. 5 век до н.э.) Эти слова были сказаны тысячи лет назад, а кажется, что сегодня. Почему проблемы тысячелетней давности не решены до сих пор? Какие ошибки совершают родители, воспитатели и педагоги из века в век?



1-20 21-40 41-60 61-68