Что вспоминается в первую очередь? Конечно, предстаёт образ первой учительницы Полины Петровны Чайниковой. Строгая, но не злая. Сердечная, душевная, но не демократичная (как и вся система в целом времён Советского Союза). Кстати, ничего плохого в системе того времени сейчас не нахожу.Тогда в свои юные годы противоречила всему, что несла школа. Но жить в обществе и быть свободным от общества невозможно, так говорил В. И. Ульянов (Ленин). Благо, подбор художественных произведений, входящих в учебники литературы, был потрясающий. В героях поэм, рассказов, стихов мы видели борцов за правое дело, самостоятельность, свободомыслие. А сколько чудесных произведений мы читали и анализировали в начальной школе! Учились видеть красоту русской природы, русского слова, учились уважать старших, ценить дружбу, бережно и с любовью относиться к труду матерей и отцов.
Пишу и сама себе завидую, как же здорово обустроило государство "колыбель образования".
Отлично помню общие дела. Их было много, например - сбор макулатуры. Сейчас, когда слово "макулатура" встречается в задаче, долго объясняю его значение своим ребятам. Соревновались классами и радовались победе. Летом собирали лекарственные растения. Учительница биологии объясняла как правильно сушить и хранить добытый материал и где его потом могут принять. Гордость за внесённый вклад в общее дело, радость от общения с одноклассниками (реальная, а не виртуальная), что может сравниться с этим?
Пишу и думаю, тогда это называли общественно - полезным трудом, а сейчас это не труд, а социальный проект. Пусть будет так, но как же это работало над сплочением коллектива и становлением личности.
Блестящий состав преподавателей. Строгие и добрые, требовательные и справедливые, всё понимающие и прощающие. Вы научили нас трудиться. Утверждают, что старая школа давала учащимся готовый материал. Ничего подобного! Мы постоянно ходили в библиотеки, сидели в читальном зале. Утром политинформация, на урок географии надо найти всё самое интересное о странах и континентах. Информацию следовало оформить должным образом и выступить перед классом. Работали звеньями и снова испытывали удовлетворение от проделанной работы. Чем не проектная деятельность?
Мы трудились. Трудились постоянно и это потрясающее качество- трудолюбие помогает и движет мною сейчас.
Спасибо вам, дорогие учителя!
Не могу обойти стороной милых воспитателей. Анализируя их работу сейчас, я потрясена их вкладом в наше развитие. Большинство учеников первого класса умели читать и считать.
Вчера
А вчера были 1988-1992 учебные годы. Удивительное время. Время перемен. Менялось всё вокруг и прямо на глазах. Вот уж воистину "как закалялась сталь". Государство, в котором прошло твоё детство, вдруг перестало существовать. Традиции, язык, духовные ценности - всё претерпевало изменения.
Но педагоги Краснодарского педагогического училища №3 находили пути решения этих трудных жизненных задач. Преподаватели брали в свои руки столь разношёрстных девчонок-подростков и как искусные ювелирные мастера обрабатывали нас "самородков". Наивные, но красивые, молодость всегда красива, мы отправились в путь к изведанным берегам, как нам тогда казалось. Мы снова в школе, только в другом качестве. Теперь мы носим гордое имя - первая учительница!
Сегодня
22 года в школе. Было всё: и смешное, и грустное, и непонимание, и воодушевление, и победы, и разочарование. Радостных моментов, естественно, больше как не радоваться милым детским лицам и улыбкам на них. Вот победа над страхом перед чтением стихотворения классу. А кто-то наконец понял как правильно прочитать задачу, чтобы решить её без проблем, а кто-то настолько влюбился в окружающий мир, что теперь все полки в доме заставлены энциклопедиями. Молодцы, мои детки! Широкий спектр внеурочной и внеклассной занятости тоже приносят свои плоды. Спортивные секции, танцевальные студии, хор и рисование, изучение иностранных языков, и многое-многое другое. Современные детки очень развиты и так отличаются от нас, тех которых я описала выше. Всё мобильно, быстро, надо быть в теме, (как сказали бы подростки), но...
Утро. Первый класс. Звонок на мобильный телефон. Звонит мама ученицы.
- Здравствуйте, Ольга Николаевна.
- Здравствуйте, Татьяна Петровна.
- Маша в школу пришла?
Ищу глазами Машу, нахожу.
- Да, пришла.
- Звоню сказать, что сегодня Маша не хотела идти в школу.
По опыту знаю, что для такого поведения есть масса причин, но по давлению понимаю, что вину возложили на меня. Судорожно вспоминаю, что могло послужить причиной слёз. Вспомнила. Накануне читали стихи и загадки. Повторить чтение следовало на следующем уроке, но ребёнок с трудом читает по слогам. Дети начинают помогать, они уже устали ждать...
Объясняю мамочке, что избежать обид и слёз помогло бы элементарное повторение дома. А о том, что нового узнали в школе, что происходило в классе спрашивать следует ежедневно! Просто не надо лениться!
Прошу дома повторять таблицу сложения в пределах 10, есть проблемы в вычислительных навыках у 2-3 учащихся. Кто-то послушал совет и следует ему, что конечно исправляет положение. А есть и те, кто продолжает отстаивать "великолепную" память своего ребёнка. "Мне совершенно некогда с ним сидеть!" - слышу часто от мамочек. Не понимаю такую настойчивость. Долг родителей помогать ребёнку хорошо учиться. Поверьте, вложенные усилия сегодня принесут отличные плоды завтра.
Завтра
Что будет завтра? Не знаю. Знаю одно - надо готовиться к следующему учебному году. О завтрашнем дне могу рассуждать только со словом "хочу".
Хочу, чтобы завтра ребята начальных классов учились в первую смену. Трудно детям, а учителям и родителям страшно, когда дети в зимнее время в 18.00 возвращаются домой. Темно.
Хочу, чтобы завтра учебники литературы наполнились "высококалорийной пищей". Нынешние уж очень диетические. Классика русской и советской детской литературы большая редкость! Как образовывать и воспитывать без видения мира глазами талантливых людей?
Хочу, чтобы завтра прекратились метания от программы к программе, переходы учебников из одного комплекта в другой.
Хочу, чтобы завтра не приходилось переделывать графы в КТП. Каждый год происходят многочисленные изменения в требованиях к оформлению документации. Это занимает драгоценное время, которое можно использовать для общения с детьми, создать и приступить к реализации проектов, как исследовательских, так и социальных. А мы всё пишем, пишем, пишем...
Есть ещё очень много чего я хочу, но кто же нас послушает, нас обычных простых учителей, которые ежедневно служат верой и правдой обществу.
Хочу, чтобы завтра все были здоровы. Учителя, дети, их родители, бабушки дедушки. Будет здоровье - будет успех.
Хочу, чтобы был мир на Земле. Только сейчас в свете последних событий пришло осознание лозунга: "Миру - мир!"
Будем, люди, добрее, милосерднее, терпимее, а от этого счастливы.
Успехов всем нам сегодня, завтра и всегда!
Сохранена орфография и пунктуация автора.
Автор: Малышева Ольга Николаевна, учитель начальных классов, МБОУ СОШ №83 г. Краснодара
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.