Оксана Ковенская, 12.05.2014 1

Эссе "Образование: вчера, сегодня, завтра"


Образование и обучение — это не синонимы. Да, обучаясь в школе, человек образовывается, но до определённого момента. В школе растущий человек получает необходимую базу знаний, а уже потом, на основе полученной базы, он может (или не может — зависит от степени его обученности) получить дальнейшее образование в средне-специальном либо в высшем учебном заведении.


Обсудить статью (уже 1 коммент.) Опубликовать свой материал

Образование вчера, а вчера, в истории – понятие ого, какое длинное: вчера это и Пифагор, обучающий своих учеников. Ученики, слушая Пифагора, конечно же образовывались, но они получали готовые знания от учителя, а Пифагор? Он выводил теоремы сам: наблюдая, сопоставляя, производя ряд сложнейших умозаключений, ошибаясь и исправляя свои ошибки.

Образование вчера — это и классическое, привычное многим поколениям, когда тебе разжёвывают новый, новый для тебя, а не для всего человечества материал в какой-либо области. Только вот вопрос, обязательно ли человек, который получает образование на разных этапах своей жизни, будет образованным? Как ни странно — нет.

Причина кроется в осознании (т.е. в понимании того: для чего это нужно, что ему это даст). Учатся все, а образованными взрослыми людьми становятся далеко не все.

И сегодня не все понимают, что образование — это прерогатива самого человека. Человек-личность сам лепит свой образ. И не всегда для этого требуется учитель как объект, насильно запихивающий знания, иногда разжёванные до состояния жидкой манной каши.

Вот и встала сегодня перед нашим обществом задача: научить человека самообразовываться, не заглатывая то, что дают (у школьников, да и не только, знания, полученные таким образом не всегда надолго задерживаются в кладовой памяти).

Не вырастут новые Пифагоры, Ломоносовы, Галилеи, Менделеевы, если не научатся самообразовываться: самостоятельно добывать знания, выделяя главное в прочитанном тексте, правиле; выявлять истину в дискуссиях, не боясь отстаивать свою точку зрения, не боясь ошибиться, трясясь от того, что влепят "два", а дома — влепят уже не фигурально, а вполне физически) — это я к тому, что образование и страх, унижение личности — несовместимые категории. Нельзя слепить прекрасную статую, швыряя глину об стену, только потому, что она не хочет принять образ, задуманный скульптором. У такого горе-мастера просто не останется материала, а значит, не из чего будет творить. Чтобы было понятно: скульптор — это государство — огромная социальная машина, состоящая из всех нас — всего общества в целом, а глина — ученики — наши с вами дети.

Так что задача, которая стоит сегодня перед учителями: научить учеников учиться — весьма актуальна, тем более, что в современном мире возможности для самообразования, благодаря интернету — безграничны.

Об авторе: Ковенская Оксана Юрьевна, учитель русского языка и литературы, МБОУ СОШ №74, г. Хабаровск, Россия.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?

Комментарии:
avatar
Понравилась ваша мысль о том, что образование и страх, унижение личности — не совместимы. Вы правы.
[Материал]