Поэтические определения, как положено в цифровом обществе, замещает бесстрастная нумерация. Переступив вузовский порог, мы вдруг оказываемся рассчитаны на первый-второй-третий. Точнее, на первое, второе и третье – поколение образовательных стандартов.
Наверняка вам хоть однажды случалось ощущать, будто живёте вы не в той эпохе, в какую грезите попасть. Но, если вы не герой вудиалленовской «Полночи в Париже», где ретро-автомобиль может «подбросить» из 2000-х прямо в 1920-е, то вам границы времени не преступить. Когда от той самой поры отделяют десятки или сотни лет, разрыв поколений сколь драматичен, столь и очевиден. Но что бы вы почувствовали, будь между вами и эпохой мечты всего год-два? Ситуация сейчас вполне типичная для большинства… студентов – невольных свидетелей перехода вузов немного более, чем за десять лет, уже на третье образовательное поколение.
Поколение «номер один» университеты приняли в конце прошлого тысячелетия – вступивший тогда в силу первый стандарт «подчистил» учебный процесс от следов советской идеологии. Второе поколение, которое составили студенты наборов до 2011 года, столкнулось с незначительной доработкой образовательных стандартов. Третий, текущий этап реформы обещал уже тотальную трансформацию образования. В результате вместо базовой «пятилетки» абитуриентам предлагают четыре года «бакалавриата», а исчезновение двух последних семестров заставило прилично «похудеть» (а частью – и вовсе испариться) дисциплины, повышающие общекультурный уровень – профессионалом без них стать можно, интеллигентной личностью – едва ли.
На «Журналистику» я поступила как раз в тот год, когда набор по стандартам третьего поколения проходил впервые, и с плюсами двухуровневой системы познакомилась сполна: теперь и работодатели должны быть довольны (для них-то образование и «перекроено» в сугубо профильное), и обучение за рубежом станет реальней (что-что, а суть Болонского процесса мы, будучи абитуриентами, изучили не хуже «бородатых» реформ Петра I). Вот только «Gaudeamus» нам уже не спеть – в обретшем жизнь учебном плане мёртвым языкам места не нашлось. Да и вся многовековая зарубежная литература в нём как-то лаконично улеглись в один учебный год. И уж совсем непросто скрывать своё изумление, когда те самые работодатели, забыв, видимо, поинтересоваться, по какому мы обучаемся стандарту, твердят давно зазубренную фразу: «В редакции вам придётся забыть, всё, о чём учили в университете…». Мысль о том, что скорбной «образовательной доли» прошлых поколений удалось избежать, облегчения почему-то не приносит.
Впрочем, ни к чему и сгущать краски. Какой бы ни была реформа спорной, несвоевременной её точно не назовёшь – непрофильных дисциплин, по убеждению нынешних первокурсников, и так достаточно, если не слишком много, а продлить студенчество ещё на год большинству из них даже при возможности не хотелось бы. С этой точки зрения перемены кажутся, скорее, осторожными, чем радикальными.
Так следом за нами, всё оглядывающимися назад, в университеты пришло наконец полноценное третье поколение, в молодой стандарт вписавшееся как литое. И только мы здесь не первые, не вторые и не третьи. Мы последние, кому жаль.
Сохранена орфография и пунктуация автора.
Автор: Паршанина Надежда Сергеевна, студент, Омский Государственный Университет им. Ф.М. Достоевского
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.