Боровкова Юлия Викторовна, 02.07.2014 3

Эссе "Новой школе - современный учитель"

«Новой школе – современный учитель!» – в моём воображении «юноша бледный со взором горящим» [1] поставил восклицательный знак в конце каллиграфически выведенной строки и отложил перо. А я задумалась... Насколько новой является наша «новая школа»? Что принципиально изменилось со времён Яна Амоса Коменского? Каким должен был быть учитель в школе, не современной для меня? Ответы на эти вопросы могли бы дать ключ к пониманию образа современного учителя.


Обсудить статью (уже 3 коммент.) Опубликовать свой материал

Жить только грядущим, подобно юному адресату Брюсова, у меня не получилось: мысли увели в далёкое прошлое. Вот на заре времён мужчины учат мальчиков охотиться, а шаманы передают посвящённым тайны духов. Вот будущие вавилонские писцы выдавливают клинышки на глиняных табличках. Вот зубрят латынь европейские студиозусы – их время позже назовут «средневековьем». А вот бывшие беспризорники в ликпункте повторяют по складам: «Мы не ра-бы. Ра-бы не мы.» У каждой эпохи – свои потребности, свои нужды. Но всегда целью обучения, целью передачи опыта предков остаётся выживание и прогресс общества и удовлетворение запросов государства. А значит, каждой эпохе должны соответствовать современные ей учителя – в одно время те, что умели делать кремнёвые ножи и наконечники копий, в другое – те, что объяснят назначение каждой микросхемы в сложном устройстве.

«Каждой школе – современный ей учитель», – юноша чуть подумал и вместо восклицательного знака поставил скромную точку. Но что бывает, когда случается не так? Может ли учитель обгонять своё время или отставать от него? С опережением проще: известно, что лучше всего с этой задачей справляются ясновидцы и писатели-фантасты. Среди учителей обычно не встречается ни тех, ни других, а предсказать изменения политического курса и технологические прорывы даже на двадцать лет вперёд, чтобы подготовить к ним подрастающее поколение – задача невыполнимая. Невозможно научить тому, чего ещё никто не знает.

Отставание от своего времени – явление, известное намного лучше. Старомодные, консерваторы, ретрограды – множество определений даётся людям, считающим, что трава раньше была зеленее. Среди учителей их немало, но причины тому могут быть различными. Самая простая и банальная – лень или страх перед обучением новому. Не будем на ней останавливаться, ибо человека, не желающего совершенствоваться, осудят не только в педагогике, но и во многих сферах деятельности. Совсем другое – если учитель мудр, если он имеет богатый опыт и искренне убеждён, что нововведения могут оказаться бесполезны или вредны для учеников и образования в целом. С одной стороны, такой учитель лишает учеников возможности узнать что-то новое и обогатить свой, пока ещё скудный, опыт. С другой же стороны, прислушавшись к мнению консерваторов, систему нововведений можно изменить и улучшить – ведь, действительно, порой внедряются сырые, непродуманные решения; явления, вырванные из контекста другой целостной образовательной системы. Оставим за рамками нашей беседы мотивы и причины таких внедрений и обратимся, наконец, к тому учителю, что является жителем своей эпохи.

«…современный учитель…» – юноша прикусил конец пера, взъерошил рукой кудри, посадил на лист кляксу и застыл в оцепенении. Перед моими глазами пронеслась вереница лиц – строгих, улыбчивых, грубоватых, увлечённых, раздражённых, расстроенных, счастливых – разных. Общество всегда предъявляет к учителю повышенные требования – человек, обучающий и воспитывающий наших детей, обязан сочетать в себе лишь всё самое лучшее. К этим ожиданиям в наши дни добавляются требования ФГОС – учитель должен научить учиться, научить искать, думать и достигать целей, научить ставить проблемы и решать их, предпочтительно – разнообразными методами и средствами. Учитель должен быть не только Идеалом, но и Творцом. Но это не всё: в последнее десятилетие в нашем обществе утверждается взгляд на образование как на разновидность сферы услуг. Таким образом, получив право быть разным, получив относительную свободу выбора идеологии, получив возможности и технические средства, учитель оказался слугой двух господ: вертикали власти в сфере образования, требующей исполнения государственного заказа, соблюдения ФГОС и выполнения нормативов по повышению успеваемости и непосредственных «клиентов» – родителей учеников, быстро привыкающих требовать качества образования, как услуги, но подчас являющихся ещё большими консерваторами, которых «и при Союзе хорошо научили». Этот конфликт интересов может усугубиться, а может произойти заметный сдвиг в сторону одной из точек зрения. Превращение образования в продукт сферы услуг ведёт к уменьшению, а затем и полному исчезновению роли учителя в воспитании ученика, в передаче ему нравственных и духовных устоев, системы ценностей, поскольку нравственность не может измеряться деньгами. Наиболее логичным при таком развитии событий видится переход к массовому дистанционному образованию – технологии и арсенал интерактивных средств уже давно это позволяют, а измерять количественные показатели выполнения услуги будет проще. Другое дело – перевес противоположной позиции, если государство примет меры для выращивания Творцами Творцов (потухший было взгляд юноши ожил и вновь стал осмысленным, но ненадолго). Я не писатель-фантаст, и на сегодняшний день представить что-то конкретное в этой области могу лишь в красках утопии. Возможно, мне не хватает опыта или понимания ситуации, но явных предпосылок для создания такого образования я не вижу. Для этого нужно изменить отношение к образованию и учителю, а это дело поколений. Даже резкое улучшение условий труда учителей может дать обратный эффект: повышение зарплаты в десять раз не даст одномоментного повышения качества образования, но вызовет массу негодований: «За что они получают такие деньги?!» Изменение же системы ценностей общества – вопрос нравственного и духовного развития, политики, идеологии, цензуры и пропаганды, государства и отдельных людей, всему этому не найдётся места в рамках одного недлинного размышления. Вероятнее же всего, появится некий промежуточный вариант, но будет ли он по-прежнему переходным, вынуждающим балансировать на грани, или же произойдёт синтез двух тенденций, судить не мне.

«Современный учитель – тот, кто учит тому и так, как того требует эпоха… – в последний момент, во время обдумывания вывода, мне вспомнились жаркие споры о том, в какой мере и для чего должен владеть учитель современными технологиями; юноша равнодушно и слегка недоумённо пожал плечами, отложил в сторону перо и, взяв гелевую ручку, продолжил выводить тем же каллиграфическим почерком, – тот, кто может использовать в научении все новейшие достижения прогресса, но не станет беспомощен, оказавшись без них; тот, кто сумел не потерять себя и найти гармонию в балансе между требованиями совести и требованиями рынка; тот, кто умеет быстро адаптироваться к новшествам и критически относиться к ним же; тот, кто, несмотря на все сложности, хочет им быть». Я смотрела на стол: передо мной лежал исписанный лист бумаги, в голове клубились мысли и сомнения, а юноша… юноша таял – в его серебряном мире быть поэтом было несравнимо проще, чем учителем – в нашем.

1. Цитата из стихотворения «Юному поэту» В.Я.Брюсова

Сохранена орфография и пунктуация автора. 

Автор: Боровкова Юлия Викторовна, учитель информатики, МБОУ СОШ № 198 г. Новосибирска

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?

Комментарии:
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
3 danilmuliaev • 21:34, 10.10.2014
Извините, но когда читаешь эту статью, то Ваша фраза в конце работы становится вполне понятной: "в голове клубились мысли и сомнения"...
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
2 Лариса_Тащилина • 02:29, 17.07.2014
Хорошая работа для бумажного варианта издания. На сайте намного лучше воспринимаются короткие, емкие, логичные, четкие работы. Все "спешат жить" и мало кто будет вникать в суть большой работы. Благодарим за труд!
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи1Не согласен с высказыванием
1 cosca • 08:24, 16.07.2014
Очень нравится, когда люди грамотно и красиво могут выражать свои мысли!...а тут еще и творческий подход...литературный язык изложения..глубокий смысл... Это сильная статья! Вот бы чиновники образования такие статьи читали и делали выводы! Спасибо автору.
[Материал]