Яна Тихонова, 05.12.2017 0

Самоанализ урока в начальной школе по ФГОС: особенности, классификация


Анализ урока — это оценка и комплексный разбор проведенной деятельности в целом и отдельных его сторон. Основная цель подобной работы — дать оценку результату деятельности,  методом сравнения запланированного и конечного результата.


Обсудить статью Опубликовать свой материал

ФГОС. Особенности внедрения

Урок — это важнейшая форма реализации педагогической работы. Для грамотной организации занятия, улучшения учебного процесса, усовершенствования мастерства педагога необходимо комплексное и эффективное решение учебно-воспитательных задач.

Главными идеями самоанализа урока по ФГОС являются:

  • построение единой и классифицированной системы обучения;
  • систематизация и обобщение педагогического опыта;
  • эффективное конструирование урока;
  •  формирование грамотного планирования  результатов  педагогического труда;
  • выявление возможных причин и недостатков образовательном процессе.

Самоанализ урока в начальной школе по ФГОС является необходимой составляющей работы каждого педагога и имеет ряд существенных отличий от традиционного анализа.

Для успешного построения урока, соответствующего требованиям государственного стандарта, необходимо выделять основные критерии, понимать специфику классификации.

Критерии соответствия урока требованиям ФГОС

1. Целеполагание.

В ходе проведения урока должны заранее быть учтены воспитательные, образовательные, практические и развивающие цели.

2. Структура.

При разработке занятия должны учитываться: этапы, тип, логика, временные затраты, методы и содержание.

3. Организация.

Включает комплекс мер по грамотному выстраиванию и моделированию работы учащихся и педагога.

4. Педагогические технологии.

Вариативность занятий (темп, уровень сложности, способы деятельности) с учетом целей и задач урока.

5. Рефлексия и оценка деятельности.

Организация взаимооценки учеников и педагога по установленным критериям. Проведение качественной рефлексии (достигнутый результат, полезность, сложность, взаимодействие и др.)

Классификация уроков по ФГОС: типы, виды, структура и требования

Урок — основная и неотъемлемая форма организации учебного процесса. При всем многообразии форм, видов и типов уроков, существуют общее черты: заранее установленное количество, жесткие временные рамки, распределение деятельности (педагог организует учебный процесс, учащиеся получают новые знания) и т.д.

Выбор типа урока напрямую связан с учетом возрастных, личностных и интеллектуальных особенностей детей. Также зависит от заранее сформулированных дидактических целей и задач, технических возможностей школы и т.п. В свою очередь стоит учитывать, что любой из выбранных типов может включать несколько видов, структур и форм.

Тип № 1. Урок раскрытия знаний, формирования новых умений и навыков

Обязательные этапы урока:

  • Грамотная организация учебного процесса. Мотивация к усвоению новых знаний.
  • Постановка актуальных целей и задач: на основе раннее изученного, решать поставленные вопросы.
  • Первичное усвоение материала. Формирование системы необходимых понятий, расширение определений, терминов и описаний.
  • Самостоятельная работа. Независимое осмысление в рамках внутриурочной работы.
  • Рефлексия. Обсуждение домашнего задания.

Виды уроков, относящихся к данному типу: беседа, лекция, инсценировка, встреча, экскурсия, интерактивный урок, игра, проблемное занятие, урок-путешествие, конференция, уроки смешанного типа.

Тип № 2.  Урок закрепления изученного. Рефлексия

Обязательные этапы урока:

  • Самоопределение возникших трудностей.
  • Многократное, многоплановое повторение пройденного материала.
  • Обучение выявлению и локализации затруднений. Последовательный анализ деятельности.
  • Формулирование средства, метода и способа решения проблемы.
  • Исполнение в практической деятельности выбранного проекта.
  • Самостоятельная деятельность по заранее разобранному образцу.
  • Рефлексия образовательной работы в рамках занятия.

Виды уроков, относящихся к данному типу: сочинение, викторина, практикум, диспут, конференция, конкурс, защита проектов, деловая или ролевая игра и т.п.

Тип № 3. Урок системной классификации и обобщения знаний

Обязательные этапы урока:

  • Организационный момент. Создание мотивации путем установления максимального психологического комфорта в классе.
  • Формирование перечня затруднений и актуализация полученных знаний. Постановка целей и задач.
  • Выработка путей и способов решения проблемы.
  • Комплексная реализация выбранного плана решения проблемных задач.
  • Закрепление результата. Самоконтроль путем выполнения индивидуального задания.
  • Рефлексия учебной деятельности.

Виды уроков, относящихся к данному типу: устный или письменный опрос, контрольная или самостоятельная работа, тестирование, викторина, интеллектуальная игра, защита проектов, творческий конкурс и т.п.

Тип № 4. Урок коррекции знаний или формирующего контроля

Обязательные этапы урока:

  • Комплексный организационный этап. Формирование мотивации.
  • Систематизация основных целей и задач урока. Фиксация основных затруднений.
  • Определение основных затруднений. Выработка проекта по их устранению.
  • Самопроверка и самоанализ.
  • Подведение итогов занятия. Структурный анализ прошедшей деятельности. Рефлексия. Разбор домашнего задания.

Виды уроков, относящихся к данному типу: беседа, обсуждение, конференция, семинар, консультация и т.п.

С ведением ФГОС содержание, виды и типы уроков несколько изменилась. Уроки в современной начальной школе обязывают учителя реконструировать образовательный процесс. Новая типология занятий, система образовательной и внеурочной деятельности, а также результат педагогического труда — лишь немногое, на что нацелен ФГОС.

Образец схемы самоанализа урока в начальной школе по ФГОС

1. Основные сведения.

1.1. Дата, ФИО учителя, школа, класс.

1.2. Предмет, название учебной программы, тема урока.

2. Организация урока.

2.1. Соответствие выбранной структуры, типа, вида урока поставленным целям и задачам.

2.2. Логическая цепочка, последовательность, ориентирование во времени в ходе решения образовательных задач.

2.3. Способы и виды мотивации школьников к усвоению выбранной темы.

3. Структура урока, его содержание.

3.1. Реализация основных этапов урока, их комплексность и последовательность.

3.2. Сочетание педагогических техник управления и самоуправления.

3.3.  Осуществление работы класса по различным схемам (групповая, персональная, парная работа).

3.4. Научный подход к освещению материала. Соответствие возрастным и индивидуальным особенностям.

3.5. Последовательность изучения материала. Связь нового знания с раннее изученным.
3.6. Соблюдения требований программы.

4. Методика работы педагога на занятии.

4.1. Грамотное формулирование необходимых целей и задач.

4.2. Систематизация проблемных ситуаций и вопросов.

4.3. Многогранность используемых педагогических методов и приемов. Соединение разнообразных видов работы педагога и учащихся.

4.4. Объем специальных средств обучения. Использование различных материалов: дидактических, наглядных, индивидуальных и т.д.

4.5. Формирование связи «ученик- учитель».

4.6. Реализация программ самоконтроля и самоанализа.

5. Деятельность учащихся во время урока.

5.1. Мотивированность, заинтересованность, организованность в изучении материала.

5.2. Увлеченность, активность, самостоятельность на протяжении всего урока.

5.3.  Осмысленное усвоение материала.

6. Эффективность содержания занятия.

6.1. Насыщенность всех этапов урока.

6.2. Отсутствие лишнего материала. Оптимальный выбор программы.

6.3. Реализация всего комплекса поставленных задач.

6.4. Эмоциональная насыщенность урока.

6.5. Психологический комфорт.

7. Подведение итогов. Разбор домашнего задания.

7.1. Выбор правильного вида самоконтроля и взаимоконтроля учащегося.

7.2. Формирование оптимального объема и уровня сложности домашнего задания.
8. Соответствие прошедшего урока критериям ФГОС.

8.1. Учет всех элементов традиционной и современной педагогической деятельности.
8.2. Реализация системы новейших технологий: исследовательских, научных, проектных, интерактивных и т.д.

8.3. Реализация всего комплекса новых образовательных стандартов.

После анализа каждого пункта критерия начисляются баллы от 0 до 2. Система расчета баллов:

  • 0 — отсутствие заявленного критерия;
  • 1 — частичное соответствие требованиям;
  • 2 — критерий выполнен в полном объеме.

Безусловно не все этапы универсальны для того или иного предмета либо занятия. Предоставленная схема является лишь примером разбора образовательного урока. Исходя из требований по самоанализу урока в начальной школе по ФГОС, каждый педагог может самостоятельно выбрать наиболее удобную схему.

Об авторе: Тихонова Яна Александровна, педагог коррекционного и компенсирующего образования, учитель начальных классов, юрист.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?