Галина Шутова, 07.02.2016 0

Типы и виды уроков: классификация


Урок остается основной формой организации учебного процесса. При всем разнообразии уроков (даже в рамках одного предмета), выделяют некоторые общие черты всех занятий в школе: временные рамки (45 минут), определенное количество участников (учитель, ученики одного класса). При этом предполагается, что учитель является организатором деятельности на уроке, методически подготовлен, а урок организован в соответствии с конспектом и поурочным планом.  


Обсудить статью Опубликовать свой материал

Выбор типа и вида урока зависит от дидактических целей, которые ставит педагог, от возрастных особенностей детей, от степени подготовленности учеников и от оснащенности школы. При этом один и тот же тип урока может иметь несколько видов (структур) уроков.

Традиционная классификация уроков: основные типы и виды

В методике существует немало классификаций типов урока, которые учитывают разные аспекты. Но наиболее популярной на практике остается классификация, предложенная Б. Есиповым, который выделял следующие типы уроков по их дидактическим целям:

  • Урок получения нового знания. На этих уроках происходит знакомство с новой информацией и первичное закрепление.

Виды: лекция, беседа, презентация, экскурсия, исследование, составление проекта.

  • Урок закрепления знаний и формирования ЗУН предназначен для вторичного закрепления знаний и выработки навыков и умений по практическому применению знаний.

Виды: практикум, дискуссия, лабораторная работа, проект, составление кейса, деловая игра, конкурс, КВН, викторина.

  • Урок обобщения и систематизации — полученные знания обобщаются в систему, важно показать взаимосвязь нового и старого, указывается место нового знания в общей системе.

Виды: семинар, собеседование, исследование, дискуссия, диспут, ролевые и деловые игры, путешествие, конкурсы, викторины. 

Виды: зачеты, письменные работы, экзамен

  • Комбинированный урок предназначен для выработки умения самостоятельно применять новые знания на практике.

Виды: экскурсия, конференция, семинар, практикум, мастер-класс.

Комбинированные уроки в силу своей специфики особенно распространены в младших классах. Это объясняется возрастными особенностями детей, для которых еще характерна неустойчивость внимания и повышенная эмоциональная и физическая активность.

Например, комбинированный тип уроков часто практикуется при изучении курса математики в начальных классах, когда в рамках 1 урока проводится обучение сразу по нескольким направлениям.

В отдельную категорию принято выделять нестандартные уроки. Это уроки, построенные по непривычной структуре, в необычной форме, с использованием нестандартных методов и приемов. К видам нестандартных уроков относят уроки-"погружения", уроки в форме КВН, театрализованные уроки, консультации, аукционы, уроки творчества, уроки-формулы, уроки-фантазии, бинарные (интегрированные), компьютерные и пр.

Нестандартные уроки, как правило, больше нравятся детям, повышают их мотивацию к обучению. Но при всех плюсах они требуют большего времени на подготовку и не всегда эффективны с точки зрения дидактических целей. Нельзя строить весь учебный процесс исключительно на нестандартных уроках, поэтому методисты рекомендуют практиковать такие уроки всем учителям, но в меру, целесообразно распределяя время.

Типы уроков в коррекционной школе, или уроки в школе VIII вида

Особенность уроков в коррекционных школах в том, что все они должны содержать этап коррекционно-развивающей работы, быть построены на основе индивидуально-дифференцированного подхода к ученикам. А также для уроков в школе VIII вида обязательно строгое соблюдение ЗОТ на каждом занятии.

Классификация типов урока в 8 школе

  • Пропедевтический тип — подготавливает учеников к восприятию нового знания.
  • Урок получения нового знания.
  • Урок закрепления новых знаний.
  • Урок обобщения и систематизации.
  • Урок проверки и оценки знаний.
  • Урок коррекции знаний.
  • Комбинированный урок.

Особенности классификации типов урока по предмету "Технология"

Классификация уроков по технологии несколько отличается от привычной в силу специфики предмета. Так, на уроках технологии в приоритете — практические занятия, формирование технологических ЗУН.

Поэтому для этого предмета принято следующее деление уроков:

  • Теоретический (как правило, проводится в начале курса или при переходе от изучения одной технологии к другой).
  • Практический урок — это тип подавляющего большинства уроков по предмету.
  • Комбинированный урок — объединяет теорию и практику.
  • Урок — лабораторная работа (носит исследовательский характер).
  • Урок контроля и коррекции ЗУН.

Особенности классификации типов уроков по предмету "Физическая культура"

Физкультура — специфический предмет в школе, который, как и предмет "Технология" направлен, прежде всего, на усвоение практических навыков и умений.

В методике преподавания физической культуры в школе принята следующая классификация:

  • Уроки общего физического воспитания.
  • Уроки физ. воспитания с профессиональной направленностью.
  • Уроки физ. воспитания со спортивной направленностью.
  • Уроки лечебной физкультуры.

В рамках каждой группы выделяют различные виды уроков, исходя из дидактических целей и предметного содержания.

Так, принято выделять следующие виды уроков по физической культуре:

  • Вводные (теоретические уроки, которые проводятся в начале года/четверти и при изучении новой технологии, умения).
  • Комбинированные уроки.
  • Развивающие и восстанавливающие уроки.
  • Уроки совершенствования.
  • Уроки проверки и контроля ЗУН.

После введения ФГОС классификация основных типов уроков несколько изменилась. О типах и видах уроков по ФГОС вы можете узнать на нашем сайте.  См. также Формы и методы работы по ФГОС.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?