Как провести игру в школе?
Брейн-ринг целесообразно проводить в качестве урока повторения и обобщения или как контрольный урок. В этом случае он проводится в одном классе одним учителем по конкретному предмету. Но еще увлекательнее бывают интегрированные брейн-ринги по двум предметам сразу. Проводятся Брейн-ринги и между двумя классами.
Здесь тоже возможны различные нюансы. Можно пойти по тому же пути, что и телевизионная программа, то есть выбрать две команды, а остальные ученики становятся зрителями. Они могут ответить на вопрос в том случае, если на него не может ответить ни одна команда. За это зрители получают очки или баллы, которые тоже потом переходят в оценки.
Но чаще учителя идут другим путем и делят класс на несколько команд с разумным количеством игроков: скажем, четыре команды по семь игроков. Делить на команды можно с помощью жребия. Конечно, в этом случае существует опасность появления команды, в которой не окажется ни одного сильного ученика; с другой стороны, если предложить детям разделиться так, как они считают нужным, возникнет та же самая опасность: все будут хотеть попасть в одну команду с отличником, никто не захочет кооперироваться с двоечниками или просто тихонями, которые не смогут быстро и активно работать. Если же учитель разделит школьников на команды своей властью, останутся обиды. Некоторые дети не захотят работать вместе с теми, с кем они «не водятся». Особенно это касается подростков, для которых личностные отношения очень важны. В связи с этим жеребьевка представляется все-таки наиболее рациональным подходом для деления на команды. Можно, например, на картонках написать номера от 1 до 4 и предложить школьникам вслепую вытянуть билетик из непрозрачного пакета или коробочки. Читайте о других способах деления детей на команды.
Примеры
- Экологический брейн-ринг; 4 класс
- Брейн –ринг по теме «Причастие» (Командный урок-зачет в 6 классе)
- Брейн-ринг по теме "Мы - патриоты. Сирень 45-го года". Внеклассное мероприятие по истории для 10 класса
- Презентация-игра "Брейн-ринг "Робототехника"
- Презентация "Брейн-ринг "Волшебные сказки"; 2-3 класс
- Математический брейн-ринг "Интеллектуалы"; 6 класс
- И другие материалы на тему "брейн-ринг".
Каковы цели урока в формате Брейн-ринга?
В зависимости от того, проводится ли урок в качестве итогового контрольного или в качестве урока обобщения и систематизации, он преследует несколько различные цели.
В первом случае предполагается, что все ученики уже владеют необходимым объемом информации; вопросы подбираются как на знание базового материала, так и опережающего характера или на сопоставление материала с реальной жизнью.
Во втором случае можно предлагать вопросы дискуссионного характера, в ходе которых как раз и происходит систематизация знаний. С этой целью часто лучше провести урок-конференцию или диспут. Брейн-ринг несколько уступает им по функциональности. Ограничить время обсуждения двадцатью секундами можно лишь в том случае, если вопросы будут очень легкими. Но тогда игра станет недостаточно интересной. Лучше дать на обсуждение минуту или даже две, ориентируясь на возраст учеников. Тогда можно сыграть три боя, каждый до пяти баллов.
Как подобрать вопросы?
Хорошо, если вопросы подбираются разнотипные: и те, которые требуют знания определений или формул, и те, которые основываются на практических навыках (например, расставить знаки препинания, решить пример или задачу). Но некоторые вопросы желательно сформулировать так, чтобы школьники могли связать полученную информацию со своей практической жизнью. Желательны и вопросы, которые требуют рассуждения и размышления: все-таки за столами должно быть какое-то обсуждение. К примеру, можно предложить задачу по генетике на жизненном материале, расчет бюджета, составление объяснительной записки и т.п.
Ход игры
Едва ли есть смысл ради 2-3 игр в год конструировать какие-то кнопки, разве что вы любитель материть. В большинстве случаев для сигнала достаточно поднятой руки капитана, беспроводной кнопки дверного звонка или запуска звука на смартфоне.
А вот секундомер или хотя бы песочные часы на одну минуту очень пригодятся; это необходимо, чтобы не было ссор: закончилось или не закончилось время. Итак, класс делится на команды; каждая команда должна быстро выбрать капитана и, возможно, название. Затем команды рассаживаются за четырьмя столами (можно сдвинуть вместе 2 или 3 парты). Ведущий находится по центру, чтобы его хорошо было видно и слышно всем сидящим за столами. Можно выбрать также жюри из числа отличников или уважаемых в классе учеников или пригласить старшеклассников.
Учитель объясняют правила:
- за каждый ответ команда получает одно очко;
- бой ведется до пяти очков;
- на обсуждение дается одна минута (или две в зависимости от класса);
- будет сыграно три или пять боев;
- побеждает та команда, у которой в конце игры окажется больше очков.
Хорошо, если у каждой команды есть наблюдатель, который на специальном листе отмечает, кто из игроков высказывал больше версий (или больше правильных версий); это будет учтено при выставлении оценок. Ведь все-таки, хотя это игра, но также и урок и предполагается, что все участники действа получат оценки.
Итак, учитель зачитывает вопрос и запускает секундомер (или переворачивает песочные часы). Начинается обсуждение.
Если одна из команд считает, что она знает правильный ответ, капитан поднимает руку или встает. Можно придумать другие способы сигналов: например, звонить в колокольчик.
Ведущий спрашивает ответ; если он правильный, то команда получает очко. Для упрощения подсчета баллов можно давать какой-нибудь предмет (например, жетон).
Если ответ неправильный, то учитель предлагает остальным командам продолжить обсуждение. Обычно им дается время, оставшееся до конца ответа. Если никто не мог не смог дать правильного ответа, то учитель сам отвечает на этот вопрос. Если есть зрители, то можно адресовать вопрос им. Можно предложить командам продолжить обсуждение после урока и подготовить правильный ответ в виде письменной работы на следующий день на отдельную оценку.
После окончания боя надо провести небольшую динамическую паузу. Можно включить музыку; можно предложить командам сменить стол.
После окончания всех боев подсчитывается общее количество баллов и объявляется победитель.
Команду-победителя надо как-нибудь отметить. Будет не совсем справедливо, если это будут просто «пятерки».
В команде могут оказаться один-два человека, которые вообще не отвечали на вопросы. И надо заранее решить, получат ли они тоже пятерки или все же нет. Но, кроме хороших оценок, желательно отметить победителя какими-нибудь небольшими сувенирчиками. Подарите блокноты, шариковые ручки, забавные ластики. Если речь идет о младших школьниках, даже символический дешевенький подарок вызовет бурю восторга у ребенка. Более взрослым лучше подписать грамоты или похвальные листы.
Оформление мероприятия
Брейн-ринг — это все-таки необычный урок, и это желательно как-то подчеркнуть в оформлении кабинета.
Кроме тех предметов, которые могут потребоваться во время проведения урока (приспособлений для проведения опытов, портретов писателей или ученых, если есть вопросы, которые требуют этого), нужно что-нибудь еще.
Можно купить нетканые скатерти четырех разных цветов и оформить столы, за которыми будут сидеть команды.
Уже упоминалось про песочные часы или секундомер.
Баллы тоже желательно выдавать в виде какого-нибудь предмета. Если нет возможности приобрести какие-нибудь шарики, жетончики, мелкие фигурки, можно использовать просто кусочки картона, оформить их в стиле урока. Например, там могут быть:
- формулы, если это урок физики, математики, химии;
- изображения растений или животных для урока биологии;
- буквы для уроков родного или иностранного языка и так далее.
Можно вырезать жетоны из красочных открыток или написать на них что-нибудь забавное.
Это лишь некоторые идеи для проведения урока в формате брейн-ринга. Это интересная форма и довольно зрелищная. На такой урок можно пригласить гостей; неплохо он будет смотреться и в качестве открытого.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.