Брейн –ринг по теме «Причастие» (Командный урок-зачет в 6 классе)
Савченко Елена Вячеславовна
МОУ Лицей №6, учитель русского языка и литературы
Брейн –ринг по теме «Причастие» (Командный урок-зачет в 6 классе)
Демонстрационный материал: рисунки, карточки, плакаты с высказываниями о русском языке.
Подготовительная работа: ребята готовят представление команды, инсценировку отрывка из комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль».
Цели: -проверить знания учащихся о причастии как части речи; умение находить изученную часть речи;
- развитие внимания, мышления;
- воспитание интереса учащихся к русскому языку.
ХОД УРОКА
I. Вступительное слово учителя
II.
1. Домашняя заготовка. (Представление команды)
2. Разминка ( решение головоломки) – соревнование капитанов.
3. Соревнование смекалистых: сценка из «Недоросля» (разыгрывают представители обеих команд)
Правдин: Чему ж научился ты?
Митрофан: Вот, грамматике.
Правдин: Что же вы о ней знаете?
Митрофан: Много. Существительна да прилагательна…
Правдин: Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?
Митрофан: Дверь, котора дверь?
Правдин: Котора дверь! Вот эта.
Митрофан: Эта? Прилагательна.
Правдин: Почему же?
Митрофан: Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит еще не навешана: так та покамест существительна.
Стародум: Так поэтому у тебя слово дурак прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку?
Митрофан: И ведомо.
-Как на ваш взгляд, мог бы объяснить Митрофан, что такое причастие?
-Каково определение этой части речи в научной грамматике?
(ребята должны дать полное определение, указать признаки глагола и прилагательного в причастии)
4. Вопросы и задания ( кто быстрее?)
1) Установите, каким членом предложения являются причастия.
Успокоившиеся деревья бесшумно и покорно роняли желтые листья.
На обсохших сжатых полях, на их колючей желтой щетине заблестела слюдяным блеском осенняя паутина.
Длинные сережки развешаны, словно колокольчики, по ветвям.
По заслугам потомками будет оценена дерзость тех, чья отвага водила полки.
2) Чем различаются слова удостоен и достоин (высокой награды)?
3) Образуйте страдательные причастия наст.в. от глаголов искать, вести
4) «Четвертое лишнее»
Туманный, утомленный, загашенный(факел), увенчанный
Купленный, общественный, государственный, клюквенный
Лекарственный, искусственный, мужественный, вытащенный
Колючий, дышащий, идущий, решаемый
Посеявший, несший, тренировавший, вытащенный
Решаемый, лечащий, слышимый, вымытый
Скошенный, украшенный, решенный, украшен
Незаконченная работа, неукрашенная елка, нерешенная задача, не сожженное вовремя письмо
5) Найдите ошибки в употреблении причастий, исправьте их
По краям дороги виднелись чахлые тополя с посеревшей от пыли листьями.
Он не замечал ни лесов, ни озер, заросшие кувшинкой
Часто можно видеть картины, изображающих жмвотных, птиц, людей.
На деревьях распустились первые листочки, растущих около дома.
6) Работа с карточкой ( вставьте пропущенные буквы в причастия).
Вариант 1.
Язык народа – лучший, никогда не увядающ_ и вечно распускающ_ся цвет его духовной жизни, начинающ_ся далеко за границами истории.
Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющ_ отживш_ и будущие поколения в одно великое, историческое, живое целое. (К.Д.Ушинский)
Вариант 2.
Есть такая наука – сравнительное языкознание. Специалистам, исследующ_ какой-либо язык и сравнивающ_ с другим, нелегко обнаружить родственные ему языки и определить, к какой группе языков принадлежит интересующ_ их язык. Ученые пытаются определить происхождение изучаем_ ими языка, а следовательно, говорящ_ на нем людей.
7) Шуточные вопросы
В каком глаголе содержится 100 отрицаний? (сто-нет)
Какие глаголы своими окончаниями приказывают нам есть? ( 1 спр., 2л, ед.ч., наст.в. (дума-ешь))
У каких глаголов в конце животное с ветвистыми рогами? (хоте-лось)
Какой глагол с буквой Ф помогает, без буквы Ф торжественно шагает? ( шефствовать, шествовать)
И с буквой Г – лечу, и с буквой В – лечу. (грач, врач)
8) Назовите фразеологизм по его толкованию:
Умеет хорошо говорить (язык хорошо подвешен).
Лишен свободы действий (связан по рукам и ногам).
Объединены чем-либо общим (одной веревочкой связаны).
Суждено, предопределено (на роду написано).
По внешнему виду сразу не разберешь, кто это (на лбу не написано).
Вовсе не похож на других по взгляду, характеру (из другого теста сделан).
Человек, утративший от усталости физические силы или творческие способности ( как выжатый лимон).
9) Подберите фразеологизм – синоним.
Сами с усами ( не лыком шит)
Два сапога- пара ( одним миром мазаны).
От чистого сердца ( с открытой душой).
Старого воробья на мякине не проведешь (тертый калач, стреляный воробей).
12) Отгадать фразеологизмы по рисункам. ( С помощью слайдов презентации)
III. Подведение итогов. Награждение победителей.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Савченко Елена Вячеславовна
→ elena-ufa 30.07.2010 3 10964 1468 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.