Как подготовить урок-аукцион. Методические рекомендации и полезные советы учителям
Урок-аукцион — что это?
Из названия понятно, что урок будет проходить в форме типичного аукциона: с лотами, продавцами, аукционистом, повышениями ставок и т.д. Единственное, что будет отличать наш урок от аукциона Сотсбис, это то, что в качестве лотов предлагаются интеллектуальные задания, а в качестве оплаты — оценки по предмету.
Урок-аукцион относится к нестандартным формам уроков. Лучше всего его планировать как завершающий и обобщающий урок, когда у учащихся уже накоплена определенная база знаний по данной теме.
Уроки-аукционы помогают достичь сразу нескольких целей методического, педагогического и психологического характера:
- осуществить контроль знаний учащихся по данной теме;
- обеспечить рабочую, деловую атмосферу;
- игровые элементы повышают мотивацию учащихся к изучению предмета;
- обеспечивается тесная взаимосвязь учащихся, идет обучение работы в группах, индивидуальной работы;
- вовлечены все учащиеся, то есть, возможна реализация дифференцированного метода обучения;
- обеспечение эмоциональной сопричастности ученика к собственной деятельности и работе других;
- развитие навыков самоанализа;
- развивается самостоятельное мышление, творческая активность, инициативность.
Ход урока-аукциона: методические рекомендации
Подготовительный этап: обсуждаем условия и правила игры
Условия аукциона необходимо заранее обсудить с учащимися. Чем старше ученики, тем более сложную систему торгов и оценивания можно предложить.
Вариант 1. Например, простая форма аукциона: каждый ученик получает по 15 монет (у.е.). Каждый лот оценивается в 2 монеты. Право отвечать получает тот, кто предложит наибольшую цену. Задача учеников: потратить все монеты.
Вариант 2: Все лоты раскладываются на игровом поле (как на "Поле чудес"). Ученики (или группа учеников) крутит барабан и получает выпавший лот. Их задача: правильно решить предложенную задачу (ответить на вопрос). Каждый правильный, подробный и развернутый ответ оценивается в 2 монеты. За дополнения выдается из банка по 1 монете. Выигрывает та команда (группа), которая получила наиболее количество монет.
Вариант 3: Каждый ученик изначально имеет определенную сумму у.е. (например, по 1000). В ходе торгов он (или группа учащихся) могут выкупить лот, назвав максимальную цену. Если ответ на вопрос в лоте будет правильным, подробным, исчерпывающим, то команда или ученик могут получить поощрение из банка в размере 100 у.е. За неполные ответы или неправильные возможны штрафные санкции (до 300 у.е.).
Вариант 4: Без денег. Это самый простой вид аукциона. Класс делится на команды. В продажу поступают лоты, но в качестве выкупа будут правильные ответы.
Например, для урока русского языка в 3-ем классе. Тема: Части речи. Лот №1 Имя существительное.
Итак, на продажу выставлен лот № 1. После объявления темы команды дают поочередно характеристики имени существительного: самостоятельная часть речи, отвечает на вопросы "Кто? Что?", склоняется по падежам, изменяется по числам, имеет род, имеет склонение и т.д. За каждый правильный ответ команда получает по 2 балла. Лот уходит к той команде, которая наберет самое большое количество очков. Если количество баллов получается одинаковым, можно предложить дополнительное задание. С проигравшей команды можно взимать "комиссионные" в виде частушек, песни, стихотворения и т.д.
Как видите, вариантов воплощения самой идеи аукциона много. Важно только сначала все подробно обсудить с учениками, чтобы в ходе урока не возникало недопонимания и трений среди участников. Очень удобно, когда учет растраченных и заработанных средств ведется в реальном режиме. Для этого можно использовать, к примеру, доску, где в заранее подготовленную таблицу будут вноситься все изменения.
Подготовка учащихся к уроку-аукциону
Уроки-аукционы ценны тем, что учащиеся должны повторить, обобщить целый пласт знаний по теме до урока. А для более успешного выступления приветствуется подбор новых, интересных фактов по теме.
Как правило, о проведении аукциона целесообразно объявить заранее — за 1-2 недели. Желательно дать ученикам список тем, которые будут обсуждаться на уроке, список литературы и возможных ресурсов, где можно найти информацию по данной тематике, приблизительный перечень заданий.
Самые активные классы могут сами придумывать задания к лотам. Либо вопросы друг другу можно выставить как один из лотов. В этом случае на аукционе можно ввести систему поощрительных баллов: "За самое необычное задание", "За самый интересный вопрос" и т.д.
Варианты лотов
- Задания "Кто быстрее?" Кто быстрее решит примеры, кто быстрее составит анаграмму, кто быстрее отгадает задку и т.д.
- Викторины. Такие лоты хороши для разминки, а потому их целесообразнее выставлять первыми.
- Тесты.
- Кроссворды, чайнворды.
- Исторические сведения (уместны для любого предмета).
- Цифровые диктанты или диктанты "да-нет". Можно проводить как устно, так и письменно.
- Игровые задания. Лоты строятся по примеру любых дидактических игр, которые ваши ученики уже знают и умеют в них играть.
- Видео или аудио вопросы.
- "Черный ящик". В ящике лежит предмет, который ученики должны связать с темой урока.
- Практические задания (на них стоит сделать основной упор, так как именно практическое применение правил лучше всего показывает степень усвоения темы).
- Творческие задания (составить задачу, нарисовать сюжетную картинку, собрать паззл, придумать стихотворение и т.д.).
- Задания повышенной сложности. За них и "цена" назначается выше.
Оформление урока-аукциона
Урок-аукцион позволяет использовать максимально возможное количество наглядных изобразительных и звуковых средств. Очень помогает в проведении аукциона интерактивная доска, на которой удобно представлять отдельные задания и вести общий подсчет баллов.
Дополнительно класс можно оформить как зал проведения торгов: за кафедрой, где будет находиться аукционист, установить металлический гонг или специальный молоточек. Хорошо, если будет вывешен плакат с правилами проведения аукциона. Кроме того, каждому ученику можно вручить специальное приглашение на аукцион (такие же можно раздать коллегам, если вы решите их пригласить на свой урок).
Не забывайте о поощрениях. Конечно, главное поощрение — положительная оценка за урок. Но и награды в виде медалей, дипломов или грамот также приветствуются.
Как считать баллы
Если учитель выступает в роли аукциониста, то подсчет баллов лучше поручить "банкиру" и его помощникам. Банкир подсчитывает заработок всей команды, помощники — отдельно для каждого ученика. Удобнее всего это оформить в виде таблиц:
Для всей команды
Название команды |
Стартовый капитал |
1 лот |
2 лот |
Общая сумма заработка |
Штрафы |
Остаток |
Знатоки |
1000 |
200 |
100 |
300 |
50 |
250 |
Для каждого члена команды
№ |
ФИО акционера |
1 лот |
2 лот |
3 лот |
Общая сумма |
1. |
Иванов И. |
0 |
100 |
-50 |
50 |
Типичные ошибки в организации урока-аукциона и как их избежать
- Чрезмерное увлечение "продажами". Нельзя позволять ученикам "переигрывать", отводя значительную часть времени на "торги". Особенно, если вы решите продавать лоты за у.е. Желательно сразу установить регламент: например, окончательной становится цена, названная третьей или установите максимальную ставку, выше которой поднимать цены нельзя, то есть блиц-цену. Можно установить и размер аукционного шага.
- Не регламентировано время. Желательно регламентировать и время ответов на задания одного лота. А чтобы обстановка как можно больше походила на атмосферу настоящего аукциона, можно установить гонг, удары которого будут сигнализировать об окончании торгов.
- Слишком много лотов. Лучше всего выбирать микротемы, а не материал целого курса.
- Однообразие лотов. Будет скучно и малоэффективно, если все ваши задания будут строиться одинаково: например, только вопросы-ответы. Желательно разнообразить работу, включив в состав лотов разные задачи как из теории, так и из практики. Ведь ваша задача — привлечь всех учеников. Поэтому необходимо предусмотреть задания и творческого плана, и на эрудицию и общее развитие.
- Незнание правил аукциона. Выше уже отмечалось, что если учащиеся не поняли принципа проведения аукциона, то хаоса и обид не избежать. Поэтому рекомендуется предварительно обсудить все правила. А еще лучше, если вы будете иногда включать систему аукциона в качестве одного из этапов урока еще на предварительном этапе подготовки. Например, проводить в форме аукциона проверку домашнего задания или проверку практического задания, данного как закрепление к теме.
Для тех, кто никак не решится на аукцион
- Не стоит сразу отвергать даже кажущиеся невероятными формы нестандартных уроков. Чем меньше будет шаблонов в вашем преподавании, тем больше шансов на успех.
- Больше творчества! Но творчества не ради развлечения, а направленного на реализацию идеи познания в самой легкой и интересной форме.
Урок-аукцион позволяет не только повторить и обобщить знания по теме, но предоставляет каждому ученику активно включиться в работе на уроке, показать свои знания и учения, принимать самостоятельные решения и отвечать за результаты.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.