Педагогические технологии на службе у физики, или Опыт повышения мотивации у студентов СПО
Я преподаю физику в политехническом колледже. Анализ трудоустройства выпускников позволил определить перечень востребованных специальностей в СПО. Помимо традиционных специальностей ("Строительство и эксплуатация зданий и сооружений", "Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта", "Программирование в компьютерных системах", "Рациональное использование природохозяйственных комплексов", "Право и организация социального обеспечения"), у нас есть специальность — кинология.
Проблемы СПО
Сейчас, когда страна находится в сложных условиях государственного и политического переустройства, а в экономике развиваются рыночные отношения, система среднего профессионального образования претерпевает изменения: в колледж приходит слабо подготовленный, не имеющий желания учиться и не умеющий учиться контингент. Часто это сопровождается сложностями в семье (среди наших студентов много сирот, малообеспеченных, многие проблемы в воспитании). У детей нет знаний, умений, ответственности, мотивации к учению. Это большая проблема для педагогов колледжа.
Как заинтересовать студентов?
Как мотивировать их к учёбе? "Вхождение" студентов-первокурсников специальности "кинология" в мир физики начинается с анкетирования.
Я прошу студентов ответить на следующие вопросы:
1. На какое место среди общеобразовательных дисциплин вы бы поставили физику?
2. Нужна ли физика в вашей будущей профессии?
3. Какой раздел физики вы знаете лучше всего?
а) механика;
б) постоянный ток;
в) оптика
4. Кто оказывал вам помощь при возникновении трудностей с домашним заданием по физике?
а) родители
б) братья, сестры, другие родственники
в) одноклассники
г) друзья
д) другие
е) никто
5. Сколько времени вы выполняете домашнее задание по физике?
В конце изучения дисциплины физика проводится повторное анкетирование. На вопрос "Нужна ли физика в вашей будущей профессии?" более 97% студентов отвечают "Да" (во входном анкетировании ответ "Да" был у 63% опрошенных).
Высокая квалификация специалиста возможна лишь при сформированном мотивированном отношении к учёбе, к каждому предмету. Мотивация у студентов на протяжении учебы может меняться, и мы, педагоги, должны уделять этому свое внимание, например, проводя нестандартные уроки.
Я считаю, что особое внимание на занятиях при обучении физике следует уделять активным формам и методам обучения.
Урок-представление (например, "День ученого")
Группа разбивается на 3 команды. На уроках-представлениях "День ученого" студенты знакомят остальных с собранным материалом (М. Фарадей, М. В. Ломоносов, Н. Тесла и др.)
В ходе творческого этапа студенты, объединившись в группы по интересам и возможностям, выполняли работу по плану:
- биография ученого;
- составление картотеки статей об ученом;
- составление краткой монографии открытий;
- знакомство с практическим опытом (с возможного воспроизведения одного из экспериментов).
Важными составляющими занятия были создание психологического настроя и мотивационный этап, работа над портретом ученого, сообщение темы и цели занятия, практическая деятельность (проведение эксперимента).
В результате проведения таких уроков-представлений ученых у студентов появился неподдельный интерес к личности ученых, их открытиям. Студенты, стараясь как можно полнее и интереснее представить ученого, оформляли творческую работу оригинально и красочно, с использованием фото- и видео материалов, выставок книг и т.д.
Практическая часть уроков-представлений ученых содержит эксперимент. Иногда это демонстрация, иногда небольшая практическая работа, иногда занимательные опыты. На таких занятиях каждый студент в зависимости от своих способностей проявил творчество и испытал ситуацию успеха.
Бинарные занятия
Так, например, бинарный урок по физике и кинологии на тему "Движение и собаки". В ходе этого занятия студенты-первокурсники увидели непосредственную связь физики с их будущей профессией.
В ходе творческого этапа студенты, объединившись в группы, выполняли подготовительную работу по направлениям:
- различные породы собак, их назначение;
- собаки-бегуны, сфера их деятельности;
- собаки и охота;
- собаки в Великой Отечественной войне;
- режим собаки (роль движения в самочувствии собаки);
- собаки-пастухи;
- составление кинологических задач;
- сравнительный анализ движения транспорта и собак;
- подготовка показательных выступлений собак.
Важнейшими составляющими занятий были саморазвитие, самообучение, перенос акцентов обучения в практическую плоскость, ориентация на успех, формирование социального капитала, включающего умение общаться, формулировать свои мысли, формирование инновационного капитала.
Бинарный урок начинается с физики: рассматриваются вопросы кинематики, основные величины: скорость, ускорение, перемещение, путь, различные виды движения. После теоретической части студенты решают задачи кинологической направленности.
Задача 1
Определить среднюю скорость ротвейлера, если он пробежал, пася овец, в течение 2-х часов 38 км.
Задача 2
Определить ускорение московской сторожевой, которая, занимаясь на площадке, пробежала 25 м, имея конечную скорость 0,75 м/с, за 9 с?
Задача 3
Собака, бегая за своим хвостом, совершила 6 оборотов (кругов). Определить путь собаки, если радиус круга 65 см (считать бег собаки равномерным).
Вторая часть занятия — движение собак — содержит творческие отчеты студентов. В результате студенты учатся:
- умению выстраивать аргументацию, связанную с добыванием информации;
- умению решать конкретные задачи;
- умению осваивать новые технологии, методы деятельности, отношения;
- способности ориентироваться в информационной среде;
- склонности и потребности в непрерывном образовании, творчестве, профессиональном росте.
Самым ярким событием на бинарном уроке для студентов являются показательные выступления "Двигательные возможности собак". На таком бинарном уроке присутствуют и гости: представители питомников, работники кинологических служб. Студенты приводят своих собак, демонстрируют их двигательные возможности.
Такая работа способствует формированию у студентов знаний по общим и локальным проблемам, используется для достижения развивающих целей обучения, является мощным инструментом формирования навыков мышления, позволяет найти свое место в этом мире.
Урок-эксперимент
К примеру, уроки из цикла "Физическая лаборатория. Опыт и эксперимент" пользуются особой любовью студентов.
В ходе творческого этапа студенты:
- ищут и выбирают интересные опыты;
- ищут и подбирают необходимые приборы, составляют описание эксперимента;
- составляют инструкцию по технике безопасности для своих опытов.
На уроках "Физическая лаборатория. Опыт и эксперимент" студенты иногда проводят эксперимент сами, а выводы делают другие группы, иногда по описаниям, составленным в ходе творческого этапа, эксперимент проводит другая группа, иногда все эксперименты связаны с одним предметом, например, с пластиковой бутылкой. Вариантов много.
Результаты, получаемые на уроках "Физическая лаборатория. Опыт и эксперимент", связаны с активностью студентов, инновационной деятельностью, успешной реализацией образовательных задач.
- личностно-ориентированный подход к обучению;
- ориентация на продуктивное достижение результата;
- проблемное обучение как инструмент развития опыта творческой деятельности;
- креативная организация учебного процесса, максимальное насыщение его творческими ситуациями;
- создание ситуации совместного достижения цели;
- детализация учебного процесса;
- вооружение студентов рациональными приемами познавательной деятельности;
- формирование стимулов к самообразованию, учению;
- широкое использование технических и наглядных средств обучения;
- внедрение в практику работы и систематическое использование компьютерных технологий;
- разработка творческих заданий, требующих нестандартных решений и самостоятельного поиска источников информации.
Использованные источники:
1. Роль учебно-познавательной деятельности в изучении естественных наук. Паршутина Л.А. - к.п.н., Самойленко П. И. – д.п.н. - Ж. "Специалист, 2011 №10"
2. "Современные образовательные технологии", Г.К. Селевко.
3. "Занимательные задачи и ответы", Я. И. Перельман .
4. "Не уроком единым", И. Я. Панина.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.