Наталья Генералова, 18.01.2014 10

Восемь идей нестандартных уроков


Все мы знаем, что привлечь внимание современных детей к учебному материалу нелегко: они быстро утомляются, у них пропадает интерес, в итоге мы видим снижение эффективности нашей работы, ухудшение знаний. Но как же быть простому учителю, который хочет и имеет желание научить своих учеников?

Обсудить статью (уже 10 коммент.) Опубликовать свой материал
Попробуйте разнообразить уроки чем-то новым, необычным. В этой статье несколько идей наиболее востребованных нестандартных школьных уроков.

Нестандартный урок – что это?

Основное отличие нестандартного урока от обычного – не шаблонность, вне шаблонность, в какой-то степени неформальность. В нестандартном уроке нет жестких требований к тому, как конкретно нужно проводить урок, необычный урок – более творческий, раскрепощенный, требующий от всех участников непосредственного вовлечения и приводящий к возникновению эмоционального отношения к предмету изучении, к участникам урока, его действующим лицам.

Часто необычный урок отличает и то, что педагог не декларирует ясно учебные цели урока, они как бы скрыты, и становятся понятны детям только после проведения урока. На таком уроке могут не выставляться оценки в обычном их понимании.  

Польза нестандартных уроков

  • Нестандартные уроки помогают избавиться от ярлыков на учащихся: каждый ученик оказывается в нестандартной ситуации и может проявить себя с неизвестной стороны.
  • Нестандартные уроки способствуют повышению интереса учащихся к предмету.
  • Нестандартные уроки развивают мышление, логику, учат детей рассуждать, принимать решения и отвечать за собственные поступки.
  • Нестандартные уроки помогают детям найти контакт друг с другом, учат работать в команде, являются хорошей профилактикой конфликтов между детьми (хотя и на уроке могут случаться конфликты), нестандартные уроки учат общаться.

Восемь идей необычных уроков

  • Урок-диспут. Инициированный педагогом спор на общественно значимую и неоднозначную тему. Дети высказывают разные точки зрения по заявленной теме, необязательно выступать со своей личной точкой зрения, детям может быть намеренно дана точка зрения, с которой они не согласны, но в рамках урока они должны защищать ее.
  • Деловая игра. На уроке воспроизводится жизненная ситуация или проблема, и в рамках урока происходит ее «обыгрывание» и решение.
  • Урок-конференция. Такой тип урока наиболее востребован в старших классах. Детям заранее сообщается тема конференции, класс делится на группы, каждая из которых получает тему для подготовки доклада.
  • Урок-встреча. На урок приглашается третье лицо (писатель, ученый, ветеран, путешественник, военный, иностранец и т.д.).
  • Урок-концерт, инсценировка. Такие уроки наиболее подходят для уроков литературы, литературного чтения, иностранного языка.
  • Интегрированный урок. Уроки, проводимые сразу по двум и более предметам, часто двумя педагогами (литература и физика, английский язык и биология – чем неожиданные сочетание, тем интереснее). Задача интегрированного урока – показать связь между различными предметами, между предметом и реальной жизнью.
  • Урок-игра. Урок, на котором дети играют, например, в аналоги телевизионных игр «Своя игра», «Кто хочет стать миллионером» (отличником), «Что? Где? Когда?» и другие. Такие уроки отлично подходят для закрепления и обобщения знаний по предмету, как начальные или заключительные уроки в начале или в конце четверти.
  • Урок-исследование. Отличие данного урока в том, что входе решения поставленной проблемы в классе выдвигается гипотеза, а дальнейшие действия сводятся к алгоритму. В результате работы дети должны сформулировать выводы, интерпретировать результат своей деятельности.

Нестандартный урок имеет своей целью не развлечение, а обучение с интересом

Конечно, идей необычных уроков достаточно много, и каждая требует отдельного рассмотрения. Не забудьте также посмотреть наши рекомендации, как провести интересный урок.

А какие нестандартные уроки используете вы и используете ли вообще? Ждем ваших откликов в комментариях и статьи.

Материалы по теме на нашем сайте:


Литература:
И.А. Резенова "Необычные уроки обычных детей" (http://www.pandia.ru/text/77/204/79470.php)
О. Субаева "Как организовать и провести урок-исследование" (http://him.1september.ru/article.php?ID=200901205)

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?

Комментарии:
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
10 Гробка • 08:53, 25.04.2017
Вела у детей этику и уроки-инсценировки действительно гораздо познавательнее обычных
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
9 master7290 • 14:03, 13.03.2016
При изучении пейзажной лирики на уроках литературного чтения необходимы только нестандартные уроки! Только участие детей в мини-спектакле поможет им понять, почувствовать, чем восхищается автор. Это должны быть уроки погружения в красоту... Только тогда цель, поставленная учителем, будет достигнута. Никаких шаблонов!
[Материал]
avatar
8 Красивая7944 • 19:25, 25.01.2015
Статья написана легко и непринужденно. Читала с большим интересом, хотя об этом много писалось. Спасибо.
[Материал]
avatar
7 Красивая7944 • 19:11, 25.01.2015
Спасибо, написано легко и непринужденно. Читала с большим интересом.
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
6 оксана7438 • 12:46, 19.01.2015
Афоризм нашего времени: ученик предполагает, а учитель располагает. КАК ВЫ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ПРАВЫ.ИНОГДА СМОТРИШЬ НА ДИАЛОГ УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКА И ПРОСТО УДИВЛЯЕШЬСЯ....СПАСИБО ЗА СТАТЬЮ!!!!
[Материал]
avatar
4 solny6cko • 13:45, 21.07.2014
Пожалуй, приведенные формы "нестандартных" уроков остались таковыми лишь для детей, у которых они не проводились еще. В целом, они уже распространены и не попробовал их только ленивый. Для разнообразия уроков лучше всего вносить отдельные элементы новых технологий.
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
5 руфь2608 • 22:59, 04.09.2014
Совершенно с Вами согласна.
[Материал]
avatar
3 Nadi2 • 17:08, 13.04.2014
Любой из перечисленных уроков, будь то урок-исследование или урок - игра, носят некую шаблонность, хотя бы потому, что у таких уроков тоже есть четкая структура. И говорить, что "Основное отличие нестандартного урока от обычного – не шаблонность", весьма спорно. Нестандартный урок - это скорее, не типовой урок в традиционной форме.
[Материал]
avatar
2 lugmana • 10:13, 05.04.2014
Тот, кто хотя бы раз ушел от традиционного формата. и сделал свой урок "открытием" для себя и детей, понимает какие возможности открываются для каждого ребенка благодаря особой эмоциональной атмосфере и ощущению причастности к интересному делу.
[Материал]
avatar
1 Besedina_N • 22:06, 02.04.2014
очень интересно. обязательно попробую)
[Материал]