Елена Сафонова, 15.03.2017 2

Урок коррекции знаний, умений и навыков: как провести такой урок в условиях работы по ФГОС


На этапе новых ФГОС многие традиционные формы уроков видоизменяются, подстраиваясь под современные требования. Не обошла эта тенденция и урок коррекции знаний, который в прошлом часто назывался просто контрольным уроком. Однако сейчас он приобретает новое содержание.


Обсудить статью (уже 2 коммент.) Опубликовать свой материал

Особенности урока коррекции

  • Урок коррекции знаний, умений и навыков отличается от большинства уроков тем, что он полностью ориентирован на проверку и коррекцию уже полученных знаний. Чаще всего такое занятие проводится в конце большой темы, раздела, в конце учебного года. Важно, что учитель не просто констатирует: «О, Иванов опять не понял тему!» Он определяет пути коррекции для непонятливого Иванова, позволяющие ему все-таки добиться успеха. То есть урок выявляет не просто пробелы в знаниях (если они есть); он призван выявить и причины неуспеваемости отдельных учеников, чтобы работа с ними в дальнейшем велась более «прицельно».
  • На передний план в современном уроке коррекции знаний, умений и навыков выдвигается все то, что диктует деятельностной подход. Знания, их проверка и (при необходимости) коррекция нужны не сами по себе, а потому, что они помогают решать какие-либо практические задачи. Поэтому надо уделить особое внимание подбору материала для проведения такого занятия.

А также:

  • Также важным принципом на современном этапе является ориентация на получение не только знаний по предмету, но и метапредметных. То есть желательно, чтобы деятельностный подход охватывал достаточно широкие явления реальной жизни.
  • Наконец, современные принципы образования требуют ориентации не на общее, а на индивидуальное, обучение должно быть не обезличенным, а соответствующим потребностям конкретного ученика. А это уже явное основание при проведении урока коррекции знаний использовать дифференцированные задания или такие, которые требуют самостоятельного определения учеником объема и содержания работы.
  • Естественно, речь идет о том объеме знаний, который соответствует необходимому минимуму или превышает его. Владение минимумом соответствует удовлетворительной оценке, а больший объем оценивается соответственно более высоким баллом. Это все и определяет цели и задачи урока коррекции.

Как провести урок коррекции знаний, умений и навыков

В соответствии с новыми ФГОС несколько меняется привычная форма проведения такого занятия, однако изменения не столь заметны.

Структура урока коррекции знаний, умений и навыков довольно типична.

  1. Мотивационная часть.
  2. Собственно процесс опроса (в широком смысле).
  3. Проверка работ.
  4. Оценки, домашнее задание, рефлексия.

План урока коррекции знаний умений и навыков может включать в себя следующие компоненты:

  1. Организационный момент, мотивация.
  2. Актуализация знаний (повторение общих вопросов).
  3. Контроль глубины знаний.
  4. Физкультминутка.
  5. Контроль способности ученика применять полученные знания и умения в стандартной ситуации.
  6. Проверка умения учеников применять полученные знания и умения в измененных условиях.
  7. Анализ и оценка результатов работы.
  8. Рефлексия, выдача домашнего задания.

Впрочем, план конкретного урока может и не включать в себя все эти компоненты.

1. Организационный момент

Это важный этап урока коррекции знаний, поэтому методисты не советуют пропускать его или проводить формально, без учета специфики занятия.

Поскольку нет ученика, который не волновался бы хоть немного перед контрольной, надо спокойным и уверенным тоном поговорить с ребятами, настроить их на работу, постараться помочь поверить в свои силы.

Можно, например, напомнить об удачном уроке коррекции при завершении прошлого раздела, предложить желающим высказать одноклассникам пожелания успеха, как-то ободрить наиболее нервных и неуверенных в себе учеников. Хотя бы просто погладить по голове или улыбнуться.

2. Актуализация знаний

Этот этап можно и пропустить, если учитель уверен, что класс прекрасно помнит весь материал и не волнуется. В остальных случаях провести актуализацию желательно, хотя бы в течение нескольких минут. Дать вспомнить основные тезисы изученного материала:

  • Одну-две теоремы.
  • Несколько формул.
  • 3-5 основных понятий.

Можно, напротив, сделать акцент на практике и задать вопросы в стиле «Как пишется…», «Как решать…», «Как идет реакция…» и тому подобное.

Если позволяет время, то хорошо взять вопросы и из первой, и из второй группы. Во всяком случае, не стоит отводить на этот этап более пяти минут. Цель его — всего лишь подтолкнуть ребят в нужном направлении, настроить на работу и вселить веру в себя; общий пафос — «Вот видите, вы все помните или можете вспомнить!».

3. Контроль глубины знаний

Это одна из двух основных частей работы на уроке. Чаще всего на данном этапе предлагается самостоятельная работа в какой-либо форме. Здесь могут быть уместны многие варианты контроля:

  • Письменный опрос.
  • Практическая работа (лабораторная работа).
  • Тест.

Однако на этом этапе уместны и различные групповые формы работы (игры, викторины, турниры и проч.):

Не надо беспокоиться, что балл за этот этап может оказаться не совсем объективным: более досконально удастся проверить каждого ученика на следующем этапе.

4. Физкультминутка

Проводить ее психологи и методисты советуют на любом уроке в любом классе, а вот на уроке коррекции знаний она просто необходима, так как снимает напряжение и помогает немного встряхнуться. Хорошо бы провести ее под музыку, но если обстоятельства не позволяют, то хотя бы немного отвлечься. Потягивание, упражнение для кистей рук или для глаз («Ленивая восьмерка», например) — это обязательный минимум, а займет в прямом смысле слова минуту.

4. Контроль умения использовать знания

Это, в общем-то, и есть самое главное, что мы проверяем, в соответствии с ФГОС. Может ли ученик самостоятельно решить задачу, ответить на проблемный вопрос, разобраться в конкретной ситуации.

Опрос обычно проводится по разноуровневым карточкам строго индивидуально. Возможны два варианта:

  • предложены разные карточки: «на тройку», «на четверку» и «на пятерку» («знаток» — «эксперт» — «гений» и т.п.);
  • в каждой карточке имеются вопросы разного уровня.

В первом случае ученик либо сам выбирает себе карточку (а потом, выполнив ее, может взять другую; или не выполнив — это уж как выйдет), либо учитель выдает в соответствии с уровнем знаний (этот вариант нехорош: наша цель научить школьника объективной самооценке, а она в данном случае не реализуется), либо все начинают с «троечной» карточки, а потом могут взять посложнее. Дети будут ходить по классу, все пройдет бодрее и оживленнее.

Во втором случае тоже есть два варианта: предложены вопросы на разное количество первичных баллов или балл зависит от количества выполненных заданий вне зависимости от их сложности. В этом случае школьники никуда не идут и учитель не должен бегать, поднося новые карточки. Но это же является и минусом: психологическое напряжение выше.

Если задания в карточках разного уровня сложности, то их следует маркировать цветом по знакомой учащимся системе: скажем, синий — «удовлетворительно», зеленый — «хорошо», красный — «отлично». Годится любой вариант, лишь бы ученикам он был известен.

На этом этапе уместны творческие задания:

  • эссе;
  • мини-проект;
  • развернутый письменный ответ и т.д.

5. Анализ и оценка

Урок коррекции знаний, умений и навыков ФГОС должен убеждать ученика в ценности знаний и результативности работы. Поэтому прекрасно, если есть возможность сразу же оценить хотя бы часть работы детей. Конечно, окончательная оценка не может быть выставлена незамедлительно, но учитель может успеть проверить тест, он знает предварительный балл по первым этапам урока. Можно сделать некий общий вывод.

6. Рефлексия и домашнее задание

Здесь вывод делается не в виде оценки знаний, а как общая оценка работы: была ли она продуктивной, с полной отдачей, что было трудно, а что — нет.

Что касается домашнего задания, то многие учителя не задают его после такого урока или предлагают что-нибудь творческое и интересное (рисунок, иллюстрацию, найти загадку или забавный вопрос по теме и прочее).

Урок коррекции знаний, умений и навыков всегда занимал особое место среди уроков. Однако необходимо стремиться к тому, чтобы он вписывался в общую концепцию преподавания предмета и оказывал на обучающихся развивающее воздействие.

Об авторе: Сафонова Елена Валерьевна, учитель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория, стаж 19 лет.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?

Комментарии:
avatar
2 Комментарии • 20:18, 06.11.2019
А самой-то коррекции и нет. Вот, когда прошел контроль, надо оценить, кто на что способен, и, соответственно результатам, построить саму коррекцию: кому-то дать задания, начиная с теории, на узнавание понятий, формул и т.д., кому-то, кто показал, что теорию знает, задания практического характера на те моменты, которые у него западают. Заданий должно быть много, и построены они должны быть по-разному. Это в общих чертах.
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи1Не согласен с высказыванием
1 urmanova-galina • 18:03, 17.03.2017
Спасибо за интересный материал.
[Материал]