Наталья Генералова,
17.12.2015 2
Виды тестовых заданий, которые можно использовать для оценки знаний учеников и студентов. Как правильно сформулировать тестовые задания?
Основная классификация тестовых заданий — задания:
- закрытого типа (когда ученику предстоит выбрать из готовых вариантов ответа);
- открытого типа (когда ученик сам находит ответ и вписывает в бланк).
Задания закрытого типа, в свою очередь, делятся на:
- тесты, в которых можно выбрать один вариант ответа (множественный выбор; radio-кнопка). Ответ засчитывается, если ученик выбрал его правильно. Варианты:
- простой выбор — один ответ из 4-5;
- простой выбор из множества — один ответ из 6-15;
- выбор наиболее точного ответа из представленных.
А также:
- тесты, в которых можно выбрать несколько вариантов ответа — поставить галочки, но правильным может быть как один, так и несколько вариантов ответа (альтернативный выбор, checkbox). Ответ за тест может засчитывается только если все ответы даны правильно (нет ни лишних, ни недостающих) или начисляется балл за каждый правильный ответ и вычитается балл за каждый неправильный ответ. Варианты:
- сложный выбор — двух и более правильных ответов из 4-5;
- сложный выбор из множества — двух и более правильных ответов из 6-15.
- установить соответствие (слева и справа даются связанные понятия, например, слова в предложении, родовые и видовые понятия и др.). Ученику нужно провести линии соответствия, на компьютере перетащить блоки и установить друг с другом и т.п. Сюда же можно отнести задания на сортировку и классификацию. Варианты соответствия между:
- понятиями и определениями;
- текстом и изображением;
- списком авторов и цитатами;
- датами и событиями;
- списком понятий и их характеристиками;
- и др.
- определить последовательности (ученику предлагается ряд понятий, дат, слов, которые ему предстоит установить в правильной последовательности). Варианты:
- установление хронологической последовательности событий;
- установление логической последовательности;
- расстановка чисел по возрастанию / убыванию;ъ
- альтернативный ответ (ученику предлагается установить Да-Нет или Правда-Ложь по каждому приведенному утверждению).
Задания открытого типа:
- вписать небольшую фразу, слово или символы — как дополнение к контексту. Например, вставить пропущенную букву, знаки препинания, пропущенное слово и т.д.;
- свободное изложение — ученику выделяется место для свободного изложения ответа на вопрос. Место может быть ограничено по количеству символов, например, не более 100 или 500 символов, 10 слов и т.п.
Когда и какие варианты заданий использовать?
Характеристики |
Задания закрытой формы |
Дополнение |
Установление соответствия |
Установление последовательности |
Проверка знания фактов |
+ |
+ |
+ |
+ |
Применение знаний по образцу |
+ |
+ |
+ |
+ |
Применение знаний в нестандартных ситуациях |
— |
+ |
— |
+ |
Угадывание |
+ |
Исключено |
+ |
+ |
Объективность оценки |
+ |
— |
+ |
+ |
Исключение описок |
— |
+ |
— |
— |
Таблица М.Б. Челышковой.
Как группировать задания тестов
Существует три подхода к группировке тестовых заданий:
- все задания выводятся случайным образом — для хорошо использовать программы тестирования или онлайн-сервисы тестирования;
- задания выводятся в порядке усложнения — сначала простые, потом сложные. Это позволит ученикам быстро продвинутся вперед, а не «сидеть» со сложным заданием в начале тестирования, потратив все отведенное на тест время. В порядке усложнения даются задания ЕГЭ;
- задания группируются по типу или теме — таким образом, ученик может приспособится к типу задания, а не настраиваться на каждый тип задания, затрачивая время.
Правила составления тестов
- Тестовое задание должно быть сформулировано четко, понятно и должно толковаться однозначно. Если вопрос сформулирован таким образом, что не все ученики могут его понять однозначно, формулировку нужно изменить. Пример: Фирма, предоставляющая сетевые услуги – это... Ученик задаст вопрос: что такое «сетевые услуги? Услуги доступа в интернет? Фирма сетевого маркетинга типа Avon или что-то еще?
- Тестовое задание должно быть сформулировано кратко, желательно без использования сложноподчиненных предложений, лишних причастных и деепричастных оборотов, вводных слов. Лучше разбить задание на несколько небольших предложений. Если в задании много «который», «где», «чем», много запятых, его будет трудно понять, а значит, и решить. Не бойтесь разбивать предложения на части.
- Задание должно быть сформулировано без повторов, двойного отрицания (не – не), а лучше и вовсе избегать отрицания. Пример: Программа Paint не является программой для работы с электронными таблицами. Варианты ответов: Да-Нет. Ученику будет трудно ответить на этот вопрос, т.к. и в задании, и в ответе есть отрицание.
- Не стоит писать в вопросе слова типа: «сформулируйте», «укажите», «сообщите», если это и так предполагается самим вопросом. Например: Напишите, как звали первооткрывателя Америки? Слово «напишите» лишнее.
- Проверяйте и формулировки заданий, и формулировки ответов, чтобы в них не было подсказок для ученика. Следите, чтобы в одном задании не было подсказки по ответу на другое задание.
- В заданиях не должно быть явно неподходящих ответов, увидев которые ученик сразу вычислит правильный ответ. Все ответы должны быть примерно одинаковыми и по содержанию, и по объему.
- Повторяющиеся фразы в каждом варианте ответа нужно включить в текст вопроса.
- Не допускается использование в вопросе оценочных суждений и отсылке к субъективному мнению ученика. Например, использование слов «важный», «главный» не допускается.
- В задании главное слово (ключевое понятие) лучше сделать началом предложения. Лучше не начинать формулировку задания с предлогов или союзов. Пример: На какую группу стран приходится наименьшая доля в мировом ВВП и экспорте товаров. Правильно: Наименьшая доля в мировом ВВП приходится на…
- В тестовом задании должно быть достаточное количество вариантов ответов:
- закрытые типы вопросов — 4-6 вариантов ответов;
- установить соответствие — 4-5 вариантов ответов;
- расставить последовательность — 4-8 вариантов ответов;
- Желательно сопровождать задания и варианты ответов иллюстрациями, схемами, таблицами и т.д.
- В тесте должно быть достаточно много заданий, а также заданий разного уровня сложности, чтобы результаты тестирования были максимально объективными и надежными. Также это поможет исключить утомление ученика.
- В тесте желательно чередовать различные виды заданий, а также избегать большого числа простых заданий (Да-Нет и др.) для повышения объективности теста.
- Крайне нежелательно включать в тест задания и вопросы-ловушки, провокационные вопросы — это не профессионально и понижает доверие учащихся к тесту, преподавателю и тестированию в принципе.
- Избегайте вопросов, на которые можно ответить на основе эрудиции или логического размышления, поскольку задача теста — не проверить начитанность и умение размышлять, а проверить специальные знания у конкретного ученика, знания учебного материала.
- Исключайте вопросы на знание текстов (если это не требуется специально), справочной информации, мелких деталей и проч.
Читайте также:
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Читайте также
Комментарии: