Становится очевидным, что два или три урока физической культуры в неделю не способны обеспечить ни развивающий, ни поддерживающий тренировочные эффекты. Поэтому необходимо широкое внедрение в режим школьного дня таких форм занятий физическими упражнениями, как гимнастика до уроков, физкультурные минутки и физкультурные паузы, подвижные игры на переменах, час здоровья, спортивный час в группах продленного дня.
Еще одной эффективной формой занятий физическими упражнениями являются домашние задания по физической культуре, которые начали широко применяться еще в 80-е годы. Анализ медицинской документации, показал, что учащиеся, систематически выполняющие такие домашние задания, значительно реже обращаются за медицинской помощью, меньше болеют простудными заболеваниями. Кроме того, регулярное выполнение этих заданий учениками влечет за собой и успешное освоение программного материала.
Домашние задания по физической культуре в настоящее время широко используются в школах.
Чтобы данная форма занятий физическими упражнениями была продуктивной, необходимо постоянно отслеживать динамику развития физической подготовленности.
Для этого можно разработать дневник домашних заданий, включающий в себя следующие разделы:
- памятка для родителей, позволяющая оценивать выполнение домашних заданий ребенком;
- дата выполнения задания;
- раздел, свидетельствующий о динамике результатов двигательного тестирования, простейших функциональных показателей (пульс, частота дыхания в покое) и данных физического развития (масса и длина тела);
- содержание домашних заданий.
В состав домашних заданий включают такие физические упражнения, которые школьники могут выполнить самостоятельно. К ним относятся:
- кроссовый бег,
- сгибание рук в упоре лежа,
- поднимание туловища из положения лежа,
- бег в максимальном темпе на короткие дистанции,
- упражнения со скакалкой и др.
Задание ребенок может выполнять как в помещении, так и на улице.
Для повышения эффективности домашних заданий нужно, чтобы учебник был убежден в практической пользе их применения, понимал и умел выполнять физические упражнения, входящие в их содержание; знал требования учебной программы к уровню развития двигательных качеств; владел навыками самоконтроля при выполнении физических упражнений; знал сроки проверки домашних заданий.
Контроль за выполнением домашних заданий осуществляют учитель физической культуры и родители ученика.
Чтобы родители могли грамотно участвовать в контроле за выполнением домашних заданий, с ними проводят соответствующие методические занятия в школе в рамках родительских собраний, семинаров по здоровому образу жизни. Здесь родители знакомятся с правильностью выполнения наиболее сложных упражнений, обучаются способам контроля за состоянием ребенка во время физических нагрузок, своевременному выявлению признаков утомления и переутомления.
Учитель проверяет дневник домашних заданий перед началом каждого урока физической культуры. При этом он обращает внимание на отметку родителей о факте и качестве выполнения таких заданий. Кроме того, учитель проводит один раз в два месяца тестирование с использованием таких упражнений, как прыжок в длину с места, наклон туловища вперед, бег на 30 м, челночный бег 3х10 м, сгибание-разгибание рук в упоре лежа, 6-минутный бег. Тестирование осуществляют не с целью выставления оценки, а для выявления динамики в развитии физических качеств, что в определенной мере отражает качество выполнения учениками домашних заданий по физической культуре.
На основе тестирования каждый школьник получает рекомендации по двигательной активности, в которых учтены его индивидуальные особенности (возраст, пол, уровень физической подготовленности) и предусмотрены те или иные физиологические режимы при выполнении физических упражнений. Распечатки индивидуальных рекомендации вкладываются в дневник домашних заданий и представляют собой основное его содержание.
Для проверки эффективности использования домашних заданий проводится тестирование в конце учебного года, которое показывает наличие положительной динамики.
Использование домашних заданий также способствует тому, что многие ученики успешно справляются с учебными нормативами, а выпускники 9 и 11 классов показывают хорошие и отличные результаты.
Таким образом, внедрение в практику обучения домашних заданий по физической культуре, использование при этом дневника домашних заданий, контроля за их выполнением со стороны учителей физической культуры и родителей продемонстрировали высокую эффективность данной формы занятий физической культурой.
Об авторе: Погорелова Галина Алексеевна, учитель физической культуры, МОУ "Средняя школа №7" г. Балаково.
2011 г.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.