Старая форма входа
Регистрация
Дорогие друзья!
Наш форум закрыт для общения сейчас,
но вы можете задать свой вопрос или перейти в чат Телеграм.
Пожалуйста, напишите на почту files@21vu.ru ваш вопрос, ситуацию, чтобы обратиться к коллегам в чате.
Если вы хотите просто вступить в чат, также напишите на почту, укажите сведения о себе: ФИО, кто вы, кто по профессии, чем можете быть полезны педагогам, и мы направим вас в Чат Телеграм.
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: milov, lyumer, Екатерина_Пашкова, PavelZ  
Форум учителей об образовании в России и мире » Учительская — форум учителей, педагогов, воспитателей и родителей » Разные вопросы » Что такое стереотипы и как с ними бороться? (Коллекция стереотипов, создающих препятствия в обучении)
Что такое стереотипы и как с ними бороться?
NektoДата: Пятница, 09.07.2010, 08:10 | Сообщение # 1
Nekto

Ранг: Студент (?)
Группа: Я - учитель
Сообщений:
138
Награды: 6
Статус: Offline
Стереотип — устоявшееся отношение к происходящим событиям, выработанное на основе сравнения их с внутренними идеалами (Википедия).

Впервые термин стереотип использовал классик американской журналистики Уолтер Липпман (Walter Lippmann). Этим словом он пытался описать метод, с помощью которого общество пытается категоризировать людей. Как правило, общественное мнение просто ставит «штамп» на основе некоторых характеристик. Липпман выделил четыре аспекта стереотипов:
1) стереотипы всегда проще, чем реальность
2) люди приобретают стереотипы (от знакомых, средств массовой информации и пр.), а не формулируют их сами на основе личного опыта;
3) все стереотипы ложны, в большей или меньшей степени;
4) стереотипы очень живучи. Даже если люди убеждаются в том, что стереотип не соответствует действительности, они склонны не отказаться от него, а утверждать, что исключение лишь подтверждает правило.
Подробнее - здесь: http://psyfactor.org/lib/stereotype.htm или в других источниках.

Образование, как и любая другая область жизни, основывается на стереотипном мышлении. В этом есть плюсы: некоторые стереотипы позволяют человеку более быстро и качественно выполнять ту или иную стандартную работу, экономят время на вынесение собственных суждений и т.д. Но минусов больше, так как человек, привыкший жить стереотипами, постепенно теряет собственную индивидуальность и начинает подавлять индивидуальности окружающих. Сколько раз учителя сталкивались с фразой "Вы же учитель, вы должны уметь (знать, понимать и т.п.)..."? Примерно то же самое слышит в свой адрес ученик. В итоге - все кому-то что-то должны. А должны ли они на самом деле?

Предлагаю составить "коллекцию" полезных и бесполезных (а то и вредных) школьных стереотипов и подумать о том, как улучшить "эффект" первых и избавиться от вторых.
__________________________________

Итак, стереотип №1. Учитель обязан знать ответ на любой вопрос по своему предмету. То есть в представлении ученика, родителя, человека со стороны учитель-предметник - это некая ходячая энциклопедия, что хочешь спроси - ответит. А уж если увильнёт от ответа или скажет "Не знаю", то никакой это не специалист, и можно его мнение/советы/оценки всерьёз не воспринимать. Таких учителей родители запросто за глаза "оценивают" на двойку, причём в присутствии детей. Стереотип начинает размножаться, так как дети потом делают то же самое в своём кругу общения: "Я ему задал вопрос, а он не ответил! Да он ничего не знает!". Ценность учителя в глазах детей падает вместе с уважением.

Правильно ли это? Особенно в отношении учителя, умеющего учить, но, увы, забывшего в какой-то момент тот или иной третьестепенный факт? Думаю, нет. Ведь знание ответов на вопросы основывается на запоминании тех или иных фактов и умении мыслить. Если отсутствие второго - действительно недостаток учителя (который, кстати, тоже вполне поправим), то отсутствие первого всего лишь говорит о плохой памяти, которая может зависеть от самых разных условий, вплоть до физиологических. Неужели у этого учителя нет других достоинств? Увы, те, кто уже один раз "оценил" учителя, перестают эти достоинства замечать.

Что делать учителю, чтобы этот стереотип перестал "работать"?

09.07.2010


Сообщение отредактировал Nekto - Пятница, 09.07.2010, 08:11

K@ttiДата: Пятница, 09.07.2010, 13:00 | Сообщение # 2
K@tti

Екатерина
Ранг: Академик (?)
Admin
Группа: Администраторы
Должность: информатика
Сообщений:
6010
Награды: 78
Статус: Offline
Quote (Nekto)
Что делать учителю, чтобы этот стереотип перестал "работать"?

Не знаю, что нужно делать, но мне как информатику постоянно задают такие вопросы, на которые я не знаю ответа: сколько стоит материнская плата модель такая-то? расскажите про модель такую-то... а что мне делать, если на моем компьютере то-то и то-то? а как мне сделать вот это и это?

Я часто говорю, что я не знаю ответ на вопрос, потому что знать все просто невозможно и отследить за всеми новинками мира IT и железа я не могу в принципе.

Quote (Nekto)
"Я ему задал вопрос, а он не ответил! Да он ничего не знает!"

У меня такого нет.
Может быть, потому что вопросов задают много задают, а не отвечаю я только на некоторые.
Но все остальные учителя информатики в нашей школе - это "не учителя", они вообще не отвечают, и все опять идут ко мне: и дети, и учителя.
Я понимаю, что мне нужно постоянно узнавать что-то новое, нужно уметь пользоваться всеми их psp, телефонами и т.д. Вот купила недавно себе (подарила на ДР) коммуникатор. Для общего развития опять же, чтобы не ударить в грязь лицом перед детьми (это одна из причин).

09.07.2010
NektoДата: Пятница, 09.07.2010, 16:46 | Сообщение # 3
Nekto

Ранг: Студент (?)
Группа: Я - учитель
Сообщений:
138
Награды: 6
Статус: Offline
А я с этим впервые столкнулась, когда сама в школе-гимназии училась (фразу "Да он ничего не знает!" в слегка видоизменённом виде помню ещё оттуда). Потом сталкивалась с этим в качестве учителя, и тут ещё вопрос, у кого из нас (учеников или учителя) этот стереотип чаще срабатывал. Но разочарование в глазах детей после оставшегося без ответа вопроса я видела, отсюда и выводы. Кстати, при работе с обычными школьниками (не гимназистами и не лицеистами) мне с таким сталкиваться вроде бы не приходилось.

Интересно, а многие ли начинающие учителя (или студенты педвузов) боятся, что на уроке не смогут ответить на вопрос?

09.07.2010
АлексейДата: Вторник, 20.07.2010, 14:34 | Сообщение # 4
Алексей

Группа: Гости
Здравствуйте!
Интересная тема...
Стаж преподавания, всего 8 лет. Но могу с уверенностью сказать, что не боюсь вопросов на которые не знаю ответ, а скорее радуюсь им. Такие вопросы стараюсь использовать на пользу своим ученикам и себе. Всегда честно признаюсь что не знаю ответа и, предлагаю, либо вместе найти его, либо найти его ученикам самостоятельно. Мне видится это хорошей побудительной причиной для учебы и усвоения материала, пусть они почувствуют себя умнее преподавателя. Это ненадолго ;-)
Всем удачи!
20.07.2010
NektoДата: Вторник, 20.07.2010, 18:18 | Сообщение # 5
Nekto

Ранг: Студент (?)
Группа: Я - учитель
Сообщений:
138
Награды: 6
Статус: Offline
Спасибо! То, что Вы делаете - это, я думаю, и есть обучение умению учиться. И дети таких учителей уважают порой больше, чем учителей-"всезнаек". smile

Тут на днях на другом форуме всплыл ещё один стереотип, слегка перекликающийся с предыдущим:
Учитель всегда прав только потому, что он - учитель!
Из моего ответа: "Нормальная реакция подростков на такое заявление - внутреннее сопротивление, которое с лёгкостью в силу возраста перерастает в агрессивные действия. Таких "правильных" учителей подростки боятся, но не уважают. Логичный вопрос: почему учитель должен быть прав, если он допустил явную ошибку? А ведь дети, а особенно подростки, всё замечают. Вот и теряется авторитет, причём практически на пустом месте, без явных причин".

Некоторые учителя, поддавшись этой привлекательной фразе, вообще забывают о том, что они - обычные люди. Появляется привычка "быть во всём правым". Общение с такими учителями превращается в разговор ребёнка (даже сорокалетнего) со взрослым (учителем). Доказывать свою правоту таким учителям (порой даже бывшим учителям - я лично знаю таких) очень сложно, порой бесполезно. В подобной ситуации "ребёнок" всё равно "получит двойку".

А вообще, я прекрасно понимаю, откуда берётся этот стереотип. Не все учителя способны и, главное, не все хотят доказывать свою точку зрения. Жить по принципу "Я прав, потому что я - учитель!" проще. Тем более, что на уроке это экономит время. А вот правильно ли это - другой вопрос.

20.07.2010
K@ttiДата: Вторник, 20.07.2010, 23:43 | Сообщение # 6
K@tti

Екатерина
Ранг: Академик (?)
Admin
Группа: Администраторы
Должность: информатика
Сообщений:
6010
Награды: 78
Статус: Offline
Quote (Nekto)
А вот правильно ли это - другой вопрос.

См. п.1.

20.07.2010
NektoДата: Среда, 21.07.2010, 08:25 | Сообщение # 7
Nekto

Ранг: Студент (?)
Группа: Я - учитель
Сообщений:
138
Награды: 6
Статус: Offline
yes

А тут ещё кое-что вспомнилось из области стереотипов. Обобщённо это звучит примерно так:

Учитель должен быть недоступным для учеников.
То есть он должен держаться солидно, даже сухо, соблюдать дистанцию, лишний раз не демонстрировать свою симпатию к ученикам (много не улыбаться и не обниматься, например) и так далее...

На самом деле такая стратегия поведения не так страшна: есть люди, которым в силу характера таким образом комфортнее работать, и дети к ним относятся неплохо (хотя за всех детей говорить не буду). Хуже, когда этим начинает "страдать" большинство учителей. Причём многие соблюдают дистанцию не в силу своего характера, а в силу "необходимости", так как "доступный" учитель воспринимается детьми как слабый. Один раз улыбнулся - дети расслабились и поняли, что можно с учителем вести себя как с дружком/подружкой со всеми вытекающими последствиями. Неприятно, конечно, вот и пытаются учителя "изолироваться", чтобы избежать подобных проблем, сохранить свой авторитет.

А ведь можно завоевать авторитет и находясь с учениками на более-менее "короткой ноге", нужно только не бояться первых неприятных последствий. Мне, например, ученики первое время иногда говорили "ты". Не специально, конечно. Пытались качать свои права, капризничали. Ну и что? В первом случае просто не реагировала. Во втором случае старалась объяснять, почему я права. В третьем случае на несколько секунд/минут превращалась в требовательного учителя и давала понять, что я не девочка...

21.07.2010
AdrammelehhДата: Понедельник, 26.07.2010, 13:10 | Сообщение # 8
Adrammelehh

Григорий Шмидт
Ранг: Магистр (?)
Группа: Пользователи
Должность: Физика (In Future)
Сообщений:
444
Награды: 4
Статус: Offline
Quote
а что мне делать, если на моем компьютере то-то и то-то? а как мне сделать вот это и это?

в таких случаях нужно отвечать: "Телепаты в отпуске".
или так:

[telepatmode]это вирус[/telepatmode]

26.07.2010
K@ttiДата: Понедельник, 26.07.2010, 13:26 | Сообщение # 9
K@tti

Екатерина
Ранг: Академик (?)
Admin
Группа: Администраторы
Должность: информатика
Сообщений:
6010
Награды: 78
Статус: Offline
Quote (Nekto)
То есть он должен держаться солидно, даже сухо, соблюдать дистанцию, лишний раз не демонстрировать свою симпатию к ученикам (много не улыбаться и не обниматься, например) и так далее...

А у меня так получилось, что я учила учеников, с которыми раньше была в приятельских отношениях. Сначала работала лаборантом в школе, познакомилась почти со всеми, с некоторыми ходила гулять даже, некоторые были у меня пару раз дома. Со всеми была на "ты".

А потом все-таки "отхватила" их себе в 11 классе, и была очень рада. Проблем с "тыканием" или неуважением не было. Приятели все так до сих пор на "вы" называют и Екатериной Ивановной.
Потом еще "отхватила" своих любимых в 10-11 классах (в этом году выпуск был). С этими учениками у нас всегда были хорошие отношения, дружеские. Класс - отличный! Здесь тоже проблем не было. Со всеми я дружила, кто-то у меня спрашивал совет, у кого-то я. Учитывая, что по жизни у меня нет ни друзей, ни знакомых, это были мои самые близкие люди, с которыми я много общалась.
Есть и помладше у меня несколько учеников, с которыми хорошие отношения, мои олимпиадники, конкурсанты и т.д. С ними много проводили времени внеурочно, так вошло в традицию вместе после уроков попить чайку. И я, и они приносили всякие сладости, и мы с удовольствием отдыхали, а потом работали.

Причем ничто из этого не влияло в худшую сторону на т.н. "качество обученности", дисциплину или что-то еще в этом роде. Было и уважение, были и отличные результаты в учебе и т.д.

26.07.2010
NektoДата: Понедельник, 26.07.2010, 18:41 | Сообщение # 10
Nekto

Ранг: Студент (?)
Группа: Я - учитель
Сообщений:
138
Награды: 6
Статус: Offline
Quote (Adrammelehh)
в таких случаях нужно отвечать: "Телепаты в отпуске"

hands

Quote (K@tti)
Причем ничто из этого не влияло в худшую сторону на т.н. "качество обученности", дисциплину или что-то еще в этом роде. Было и уважение, были и отличные результаты в учебе и т.д.

Мне иногда кажется, что это не только не ухудшает, а даже улучшает результаты, потому что ради друга можно сделать намного больше, чем ради обычного учителя. К тому же учителя-друга дети всё-таки стараются не подводить.
26.07.2010
K@ttiДата: Понедельник, 26.07.2010, 22:49 | Сообщение # 11
K@tti

Екатерина
Ранг: Академик (?)
Admin
Группа: Администраторы
Должность: информатика
Сообщений:
6010
Награды: 78
Статус: Offline
Quote (Nekto)
К тому же учителя-друга дети всё-таки стараются не подводить.

Да, есть такое.

26.07.2010
AdrammelehhДата: Четверг, 29.07.2010, 15:18 | Сообщение # 12
Adrammelehh

Григорий Шмидт
Ранг: Магистр (?)
Группа: Пользователи
Должность: Физика (In Future)
Сообщений:
444
Награды: 4
Статус: Offline
Quote
К тому же учителя-друга дети всё-таки стараются не подводить.

и какой понт бояться "не подвести", коли даже 2 и кол не поставить?.

29.07.2010
NektoДата: Пятница, 30.07.2010, 07:35 | Сообщение # 13
Nekto

Ранг: Студент (?)
Группа: Я - учитель
Сообщений:
138
Награды: 6
Статус: Offline
Quote (Adrammelehh)
и какой понт бояться "не подвести", коли даже 2 и кол не поставить?.

Здесь уже не страх "работает", а нечто другое... Чувство уважения, может быть?
30.07.2010
AdrammelehhДата: Воскресенье, 01.08.2010, 13:55 | Сообщение # 14
Adrammelehh

Григорий Шмидт
Ранг: Магистр (?)
Группа: Пользователи
Должность: Физика (In Future)
Сообщений:
444
Награды: 4
Статус: Offline
Quote
Чувство уважения, может быть?

А может и не быть)

01.08.2010
LugsherДата: Суббота, 25.09.2010, 23:25 | Сообщение # 15
Lugsher

Валентина Кардовская
Ранг: Дошколенок (?)
Группа: Я - учитель
Должность: экономика, математика
Сообщений:
12
Награды: 0
Статус: Offline
какие-то несерьезные стереотипы... я ВСЕГДА говорю своим ученикам, что я тоже человек, и как всякий человек, могу ошибаться... а тому, кто замечает мою ошибку (коих, кстати, бывает совсем немного) всегда ставлю "5" за внимательность. Вы бы знали, коллеги, КАК это повышает самооценку, интерес к уроку, внимательность smile если не могу ответить на вопрос, честно в этом признаюсь ,что не могу ответить СЕЙЧАС smile и привожу слова Эйнтштейна, который на претензию к нему, что он, человек, открывший теорию относительности не помнит точную величину скорости света в вакууме, ответил: " а зачем это ПОМНИТЬ, если это можно ПОСМОТРЕТЬ в любом физическом справочнике?" вот и я говорю, что главное не знать ВСЁ, главное - знать где можно найти ответ smile ни разу не слышала в свой адрес фразу "Да она ничего не знает!"
исходя из вышесказанного, невозможно пользоваться тереотипом "учитель ВСЕГДА прав, потому, что он учитель".
опять таки, исходя из вышесказанного, невозможно быть недоступным... просто не надо путать панибратство и доверительные отношения! если ученик чуствует, что ты его поддержишь, да и просто выслушаешь, он тянется к тебе... иногда мне рассказывают о том, о чем не рассказывают родителям... но при этом я не становлюсь "подружкой", дистанция соблюдается, причем самими учениками
25.09.2010
Форум учителей об образовании в России и мире » Учительская — форум учителей, педагогов, воспитателей и родителей » Разные вопросы » Что такое стереотипы и как с ними бороться? (Коллекция стереотипов, создающих препятствия в обучении)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:



Отзывы

Егорова Елена 5.0
Отзыв о товаре ША PRO Анализ техники чтения по классам
и четвертям
Хочу выразить большую благодарность от лица педагогов начальных классов гимназии «Пущино» программистам, создавшим эту замечательную программу! То, что раньше мы делали «врукопашную», теперь можно оформить в таблицу и получить анализ по каждому ученику и отчёт по классу. Великолепно, восторг! Преимущества мы оценили сразу. С начала нового учебного года будем активно пользоваться. Поэтому никаких пожеланий у нас пока нет, одни благодарности. Очень простая и понятная инструкция, что немаловажно! Благодарю Вас и Ваших коллег за этот важный труд. Очень приятно, когда коллеги понимают, как можно «упростить» работу учителя.
Наговицина Ольга Витальевна 5.0
учитель химии и биологии, СОШ с. Чапаевка, Новоорский район, Оренбургская область
Отзыв о товаре ША Шаблон Excel Анализатор результатов ОГЭ
по ХИМИИ
Спасибо, аналитическая справка замечательная получается, ОГЭ химия и биология. Очень облегчило аналитическую работу, выявляются узкие места в подготовке к экзамену. Нагрузка у меня, как и у всех учителей большая. Ваш шаблон экономит время, своим коллегам я Ваш шаблон показала, они так же его приобрели. Спасибо.
Чазова Александра 5.0
Отзыв о товаре ША Шаблон Excel Анализатор результатов ОГЭ по
МАТЕМАТИКЕ
Очень хороший шаблон, удобен в использовании, анализ пробного тестирования занял считанные минуты. Возникли проблемы с распечаткой отчёта, но надо ещё раз разобраться. Большое спасибо за качественный анализатор.
Лосеева Татьяна Борисовна 5.0
учитель начальных классов, МБОУ СОШ №1, г. Красновишерск, Пермский край
Отзыв о товаре Изготовление сертификата или свидетельства конкурса
Большое спасибо за оперативное изготовление сертификатов! Все очень красиво. Мой ученик доволен, свой сертификат он вложил в портфолио. Обязательно продолжим с Вами сотрудничество!
Язенина Ольга Анатольевна 4.0
учитель начальных классов, ОГБОУ "Центр образования для детей с особыми образовательными потребностями г. Смоленска"
Отзыв о товаре Вебинар Как создать интересный урок:
инструменты и приемы
Я посмотрела вебинар! Осталась очень довольна полученной информацией. Всё очень чётко, без "воды". Всё, что сказано, показано, очень пригодится в практике любого педагога. И я тоже обязательно воспользуюсь полезными материалами вебинара. Спасибо большое лектору за то, что она поделилась своим опытом!
Арапханова Ашат 5.0
ША Табель посещаемости + Сводная для ДОУ ОКУД
Хотела бы поблагодарить Вас за такую помощь. Разобралась сразу же, всё очень аккуратно и оперативно. Нет ни одного недостатка. Я не пожалела, что доверилась и приобрела у вас этот табель. Благодаря Вам сэкономила время, сейчас же составляю табель для работников. Удачи и успехов Вам в дальнейшем!
Дамбаа Айсуу 5.0
Отзыв о товаре ША Шаблон Excel Анализатор результатов ЕГЭ по
РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Спасибо огромное, очень много экономит времени, т.к. анализ уже готовый, и особенно радует, что есть варианты с сочинением, без сочинения, только анализ сочинения! Превосходно!
Спорная ситуация с родителями или администрацией? Ищете выход из проблемы на уроке или с учеником?
Не знаете, как что-то сделать на компьютере?


Вы можете задать анонимный вопрос
х
Подробно изложите суть вашего вопроса.
Обратите внимание, что вопросы публикуются в открытом доступе на сайте, в нашем чате Телеграм поэтому не указывайте персональные данные ваши или иных лиц. Однако стоит указать свой РЕГИОН, т.к. законодательство в разных регионах разное.
Отправить