Слагаемые успеха.
|
|
Миклухо | Дата: Суббота, 03.09.2011, 00:16 | Сообщение # 1 |
Миклухо
Ранг: Профессор (?)
Группа: Я - учитель
|
Сообщений: |
3504 |
Награды: |
101 |
Статус: |
Offline |
|
Закрытое письмо учителю физики. (Май 1987 г.)
Очень сложно сразу дать анализ поведения и характера другого человека, когда и свой-то характер до конца не поймёшь. Начну с себя. Я до января 1987 года была твёрдо уверена, что буду учителем. Почему? Однозначно не ответить. Существует много интересных и нужных профессий, но профессию учителя ученик знает лучше других. И это понятно, ведь учитель всегда перед нами. Я вижу плохих учителей и мне хочется быть лучше, вести уроки не так, относиться к ученикам совсем по-другому. В то же время множество отличных учителей, на которых хочется быть похожей. Для себя я считаю очень важным с возрастом не потерять тех впечатлений, которые испытывает человек, когда он ученик. К сожалению, многие учителя не понимают учеников, и это во многом объясняется потерей этого "ученического чувства". Изучение психологии ученика по книгам - это конечно хорошо, но книга не сможет заменить "живых" впечатлений. Что же касается Вас, то Вы как раз такой учитель, на которого хочется равняться. И это не комплимент, это действительно так. Мне нравится ваше желание и умение экспериментировать. Пусть не всегда всё удачно (например, последний семинар по алгебре и физике по-моему прошёл несколько скомкано), тем не менее отход от ведения урока по шаблону вызывает интерес к предмету, желание заниматься, читать дополнительную литературу. Ещё мне нравится в Вас то, что вы доверяете своим ученикам, не считаете, что всё сказанное учителем - бесспорная истина, не вызывающая никаких возражений. (Многие думают наоборот, увы!) Какие пожелания? Учителю важно не забывать, что некоторые вопросы, кажущиеся понятными ему, не понятны ученикам т.е. при объяснении материала надо ставить себя на место сидящих за партами. Учитель должен чувствовать, где нужно объяснить поподробней, а где можно ограничиться небольшим пояснением. По-моему, здесь Вам надо ещё поработать. Мы (Я имею ввиду 10 класс.) уже привыкли к Вашей манере вести урок, а из разговоров с восьмиклассниками, я могу сделать вывод, что им нужно объяснять подробней. Видимо у них ещё нет определённых навыков самостоятельной работы. И ещё. Может быть то, что я сейчас напишу будет неверным, но меня несколько коробит, когда я вижу "строевые занятия", проводимые Вами с "отличившимися" учениками. Не приводит ли это к привычке безвольно подчиняться, не чувствует ли себя ученик несколько униженным в этом строю. Согласна, надо приучать к дисциплине, но по-моему это - не лучший способ. Как Вы думаете? Хочется пожелать Вам успехов в работе, не останавливайтесь, ищите новые формы ведения уроков. Не забывайте, что ученики тоже люди, и тогда они не забудут, что учитель - человек. Вы первый из учителей, кто сам вызывает ученика на откровенность и обещает ответить тем же. Не каждый захочет получить письмо от ученика. В большинстве случаев учителя отделываются общими фразами, называют попытки вызвать учителя на откровенный разговор или дискуссию нарушением дисциплины (чуть ли не срывом урока). На уроке должен происходить диалог, а зачастую получается монолог учителя, и слова поперёк не скажи, а то "загремишь под фанфары". (Грустная шутка.) Вам я верю.
03.09.2011
|
|
|
| |
|
Екатерина_Пашкова | Дата: Суббота, 03.09.2011, 00:23 | Сообщение # 2 |
Сообщений: |
7235 |
Награды: |
285 |
Статус: |
Offline |
|
Миклухо, это про вас?
03.09.2011
|
|
|
| |
|
Миклухо | Дата: Суббота, 03.09.2011, 00:33 | Сообщение # 3 |
Миклухо
Ранг: Профессор (?)
Группа: Я - учитель
|
Сообщений: |
3504 |
Награды: |
101 |
Статус: |
Offline |
|
Quote (Главный_редактор) Миклухо, это про вас? Таким "желторотиком" я был в 1987 году. Письмо, кстати, без купюр. Я только аккуратно убрал вопросы, адресованные мне. Объём и так не маленький.
03.09.2011
|
|
|
| |
|
стразик | Дата: Суббота, 03.09.2011, 01:12 | Сообщение # 4 |
стразик
Ранг: Школьник (?)
Группа: Пользователи
|
Сообщений: |
85 |
Награды: |
4 |
Статус: |
Offline |
|
Это было давно, сейчас это неправда. Не знаю, сталкиваетесь ли вы, но сейчас среди учащихся модно заявлять: "мне это не нужно (математика, физика, химия... иметь ввиду нужное). Все чаще сталкиваюсь с таким отношением к учебе. Например, была у меня в прошлом году группа юристов- выпили из меня все соки! Было 5 пересдач! Не учат и все, нагло не учат. Я даже им ответы раздала, примеры заданий расписала, консультаций уйму устраивала, говорила:" Ну зазубрите, пусть даже не понимая. Я ж не одна на экзамене сижу" Все, буду требовательной мегерой, как раньше. Чем лучше относишься,тем больше на тебе ездят. Мой секрет успеха: не входить в чужое положение, быть эгоисткой, быть супертребовательной. И вообще, я очень злая. Гав-гав!
03.09.2011
Сообщение отредактировал стразик - Суббота, 03.09.2011, 01:27
|
|
|
| |
|
Миклухо | Дата: Суббота, 03.09.2011, 10:28 | Сообщение # 5 |
Миклухо
Ранг: Профессор (?)
Группа: Я - учитель
|
Сообщений: |
3504 |
Награды: |
101 |
Статус: |
Offline |
|
Quote (стразик) сейчас это неправда. Вы о чём? Quote (стразик) Не знаю, сталкиваетесь ли вы, но сейчас среди учащихся модно заявлять: "мне это не нужно (математика, физика, химия... иметь ввиду нужное). Дети - всегда дети. Я об этом наслышан. Думаю, что этим детям не повезло с учителями.Quote (стразик) Не учат и все, нагло не учат. «Я могу научить дифференцировать любого. Дайте только розгу. Дайте розгу, и вот этот... нет, лучше - этот, будет дифференцировать. Дайте только розгу. И свяжите ему руки. А потом руки развяжут, и он будет дифференцировать.»(фразу приписывают Борачинскому И.А.) Quote (стразик) И вообще, я очень злая. Гав-гав! Мяу-мяу!
03.09.2011
|
|
|
| |
|
Александр_Игрицкий | Дата: Суббота, 03.09.2011, 11:50 | Сообщение # 6 |
Сообщений: |
11095 |
Награды: |
129 |
Статус: |
Offline |
|
В Ленинграде в Казанском соборе раньше был Музей истории религии. Сегодня он переехал на Почтамтскую, я там не был. А в Казанском были представлены орудия средневековых пыток. Что там розги!! На какое орудие не посмотришь, - идеальный педагогический инструментарий! Лучше и не придумаешь! С их помощью человечество очень многому научилось! А уж о такой мелочи, как дифференцирование, и говорить нечего!! Есть только маленькое "но". И учителя нужно учить, и учителю нужно учиться, а когда он учится, то от ученика ничем не отличается. Нужно предложить во всех педвузах и на любых курсах переподготовки или повышения квалификации опробовать такие полезные инструменты "имени Борачинского".
03.09.2011
|
|
|
| |
|
стразик | Дата: Суббота, 03.09.2011, 12:47 | Сообщение # 7 |
стразик
Ранг: Школьник (?)
Группа: Пользователи
|
Сообщений: |
85 |
Награды: |
4 |
Статус: |
Offline |
|
На данным момент, единственный секрет успеха- это быть авторитетом для своего студента/ученика. Поясню, почему я так думаю. Сейчас вот учителей требуют не столько учить, а больше развлекать. Вот и корпееют над презентациями, мучаются с досками... Плюс добавьте к этому полное равнодушие учеников к выполнению домашних заданий. Я считаю это очень серьезной проблемой. Сколько раз наблюдала, как в магазинах родители в придачу к учебникам покупали ГДЗ. Вот МарьВанна провела урок геометрии, плакаты подготовила, задачки подобрала, наконец задала на дом пару номеров. Приходит ученик домой. "О, завтра геометрия. Бе...Надо сделать домашку" И тянется рука к ГДЗ, и начинается банальное переписывание.Он даже подумать над задачей не успел! А в его голове крутиться:"А зачем? Все равно я ее (геометрию) не понимаю". В такой ситуации может спасти только твой авторитет. Только страх потерять твоё расположение еще заставляет детей учиться. И для того, чтобы "быть королевой сердец" много не надо. Будь профи, стройной и подтянутой, в красивом платье и модной обуви, при маникюре и прическе, с ясными искрящимися глазами, с любовью в сердце к тому, что ты делаешь. И твой мудрый , проникающий в самую суть взгляд может быть и лучшей наградой и самым суровым наказанием. ПЫ СЫ А про Борачинского мне оч.понравилось. Прям хочу эти слова золотыми буквами в аудитории... И розги в углу для антуража.
03.09.2011
Сообщение отредактировал стразик - Суббота, 03.09.2011, 12:51
|
|
|
| |
|
Миклухо | Дата: Суббота, 03.09.2011, 13:25 | Сообщение # 8 |
Миклухо
Ранг: Профессор (?)
Группа: Я - учитель
|
Сообщений: |
3504 |
Награды: |
101 |
Статус: |
Offline |
|
Quote (стразик) На данным момент, единственный секрет успеха- это быть авторитетом для своего студента/ученика. Quote (стразик) требуют не столько учить, а больше развлекать. Вот и корпееют над презентациями, мучаются с досками... В отрыве от настоящей работы - эффективность даже отрицательна. Quote (стразик) родители в придачу к учебникам покупали ГДЗ. Большее вредительство трудно придумать. Quote (стразик) :"А зачем? Все равно я ее (геометрию) не понимаю". Домашнее задание можно предлагать списком на всю четверть. В конце четверти обязательная релейная работа. Только её результаты учитывать в оценке ученика. Quote (стразик) И для того, чтобы "быть королевой сердец" много не надо. Будь профи, стройной и подтянутой, в красивом платье и модной обуви, при маникюре и прическе, с ясными искрящимися глазами, с любовью в сердце к тому, что ты делаешь. И твой мудрый , проникающий в самую суть взгляд может быть и лучшей наградой и самым суровым наказанием. Quote (стразик) И розги в углу для антуража. Плюс, что предложил Александр_Игрицкий,.
03.09.2011
|
|
|
| |
|
Александр_Игрицкий | Дата: Суббота, 03.09.2011, 14:08 | Сообщение # 9 |
Сообщений: |
11095 |
Награды: |
129 |
Статус: |
Offline |
|
Quote (стразик) И для того, чтобы "быть королевой сердец" много не надо. Будь профи, стройной и подтянутой, в красивом платье и модной обуви, при маникюре и прическе, с ясными искрящимися глазами, с любовью в сердце к тому, что ты делаешь. И твой мудрый , проникающий в самую суть взгляд может быть и лучшей наградой и самым суровым наказанием. Именно! Только так! Блестяще!!! Какая же умница!
03.09.2011
|
|
|
| |
|
Александр_Игрицкий | Дата: Суббота, 03.09.2011, 14:13 | Сообщение # 10 |
Сообщений: |
11095 |
Награды: |
129 |
Статус: |
Offline |
|
Quote (стразик) На данным момент, единственный секрет успеха- это быть авторитетом для своего студента/ученика. И это абсолютно верно! Одно только серьезное препятствие: мы никогда не будем авторитетами, если работаем с теми, для кого наш предмет безразличен и не нужен. Редкий студент в такой ситуации увидит, поймет и оценит наш уровень. Для большинства мы так и будем говорить на другом и непонятном языке. Не согласны?
03.09.2011
Сообщение отредактировал Александр_Игрицкий - Суббота, 03.09.2011, 14:21
|
|
|
| |
|
Миклухо | Дата: Суббота, 03.09.2011, 14:24 | Сообщение # 11 |
Миклухо
Ранг: Профессор (?)
Группа: Я - учитель
|
Сообщений: |
3504 |
Награды: |
101 |
Статус: |
Offline |
|
Quote (Александр_Игрицкий) Одно только серьезное препятствие: мы никогда не будем авторитетами, если работаем с теми, для кого наш предмет безразличен и не нужен. В ВУЗ не надо принимать таких.
03.09.2011
|
|
|
| |
|
стразик | Дата: Суббота, 03.09.2011, 16:31 | Сообщение # 12 |
стразик
Ранг: Школьник (?)
Группа: Пользователи
|
Сообщений: |
85 |
Награды: |
4 |
Статус: |
Offline |
|
Quote (Миклухо) В ВУЗ не надо принимать таких. Ржу ни магу 31 августа была удостоена чести присутствовать на 6 пересдаче (сдавали элементарную математику) группами матфака,физфака педвуза. К шестой пересдаче дошли 60-80% групп. Вопрос: почему их не отчисляют, а носятся с ними как с писанной торбой? Для справки- максимум может быть три пересдачи, пересдача не подразумевает повышение оценки (например, получил "хор", а хочет "отл", вот и пересдает), для сдачи предмета достаточно удовлетворит.отметки.
03.09.2011
|
|
|
| |
|
Александр_Игрицкий | Дата: Суббота, 03.09.2011, 19:01 | Сообщение # 13 |
Сообщений: |
11095 |
Награды: |
129 |
Статус: |
Offline |
|
Quote (стразик) Вопрос: почему их не отчисляют, а носятся с ними как с писанной торбой? Финансирование. И все! Quote (Миклухо) В ВУЗ не надо принимать таких. Не могу согласиться. Бывает так, что это не их вина. Программа подразумевает по загадочным причинам изучение таких предметов, какие совершенно ортогональны основному направлению подготовки. Вот и реакции. Например. Я не очень хорошо себе представляю, зачем юристам математика в вузе? Им школьной мало? Зачем у нас в МИФИ будущим специалистам по системному анализу втюхивают химию? Могу еще тучу примеров привести, когда не просто мне или всем нам это не понятно, а люди, которые много лет назад окончили мой родной или другие вузы удивляются такой бездарной организации учебного процесса. Худшие образцы эклектики. "В одну упряжку впрячь не можно..." Потому и не ходят, и не учат. Точно знают, что не нужно будет потом! Опять что-нибудь не то изрекаю?
03.09.2011
|
|
|
| |
|
Миклухо | Дата: Суббота, 03.09.2011, 20:55 | Сообщение # 14 |
Миклухо
Ранг: Профессор (?)
Группа: Я - учитель
|
Сообщений: |
3504 |
Награды: |
101 |
Статус: |
Offline |
|
Quote (Александр_Игрицкий) Опять что-нибудь не то изрекаю? Простите, я однобоко понял предыдущее высказывание. Слабо ориентируюсь в ВУЗовских реалиях. За разъяснение, спасибо! Добавлено (03.09.2011, 20:55) --------------------------------------------- Первое письмо было написано хорошей ученицей. Для полноты картины письмо с "другого полюса".
Знаете вы не похожи на других обычных учителей и когда вы к нам пришли первый раз, то поначалу трудно было привыкнуть к вашим методам преподавания. И эти песочные часы, и проверка домашних работ. Мне, что нравится в вас - это то, что у вас неограниченная фантазия. Каждый раз не знаешь, что вы ещё предложите и как говорят "выкините номер". Мне нравится то, что вы умеете доступно преподносить материал, постоянно ищите что-то новое и тут же это "новое" внедряете у нас. Сначала мы на вас обижались за очень частые и порой беспощадно поставленные двойки, но потом привыкли. Эти двойки - стимул к выполнению домашних работ. У вас нет любимчиков; мы все находимся на равных правах получить и "5" и "2". Последнее ваше решение не ставить двойки я считаю вполне правильным, т.к. четверть, год подходят к концу и от оценок в журнале у многих будет зависеть оценка в аттестате. Мне нравится ваша принципиальность. Богатая фантазия - это очень редкий природный дар. Скучно ходить на уроки к учителю, заранее зная, что тебя ожидает там. Одно и тоже несколько лет надоедает. Все ваши действия всегда продуманы и несут какую-то пользу впрок нам. Даже те, кто раньше не знал и не хотел знать физику, то теперь хоть что-то знает. И в этом тоже ваша заслуга. В Вас нет какой-то учительской заносчивости, пренебрежения к ученикам. Учитель считается другом, а чаще всего он "враг", противник учеников. С Вами можно просто поговорить, что-то спросить. Вы умеете так преподносить свои предметы, что даже самое скучное становится интересным. Вы оказываете определённое влияние на наших мальчиков. Обычно явл. редкостью, когда мальчики, да ещё и в 10 классе, уважают учителей. Вы всегда идёте нам на встречу. Извините, пожалуйста, вы хотели услышать от меня критику в свой адрес. У меня этого не получилось. Оставайтесь таким, какой вы есть. Письмо закрытое.(Подпись.) P.S. Я хочу быть хореографом, это никакого отношения не имеет к физике, но это не мешает мне уважать вас. Потому что бывает, если предмет не нужен, то и незачем считается уважать учителя. Всё.
Это был первый и последний опыт проведения урока: "Письмо учителю физики", проведённый в выпускном классе. В дальнейшем урок стал традиционным, но проводился в предвыпускном классе. Письма помогали спланировать работу в выпускном классе, позволяли поднять на новый уровень сотрудничество с учениками. Все замечания, высказанные первой ученицей, были признаны справедливыми и были искоренены. Дифирамбы, высказанные второй ученицей, в дальнейшем встречались реже. В предвыпускном классе ученики озабочены возможностью "застолбить" для себя благоприятные условия на предстоящий год; мысль работает в этом направлении.
Возможность публиковать письма через 20 лет, на всякий случай, оговаривалась. Письма входят в десятку приоритетов, делающих успех неизбежным.
03.09.2011
|
|
|
| |
|
Александр_Игрицкий | Дата: Понедельник, 05.09.2011, 16:36 | Сообщение # 15 |
Сообщений: |
11095 |
Награды: |
129 |
Статус: |
Offline |
|
Миклухо, замечательные письма! Вам пожно позавидовать. И Вышим ученикам. Одно маленькое замечание не по письмам. Вы пишете:Quote (Миклухо) Слабо ориентируюсь в ВУЗовских реалиях. Я знаю, что именно так в большинстве школ. И это ОЧЕНЬ ПЛОХО! До пор, пока школа не будет знать вузовских реалий, она будет готовить по предлагаемым программам, но фактически вслепую!
05.09.2011
|
|
|
| |
|