Миклухо | Дата: Суббота, 28.02.2015, 19:52 | Сообщение # 31 |
Миклухо
Ранг: Профессор (?)
Группа: Я - учитель
|
Сообщений: |
3504 |
Награды: |
101 |
Статус: |
Offline |
|
Шаталовские миллиарды
Виктор СВЕРДЛОВ (ИЗВЕСТИЯ ; 31.08.1999
Снова невыездной
В душный троллейбус, опираясь на тросточку, поднялась старушка. Все сидящие отвернулись в сторону. Поднялся пожилой мужчина, взял женщину под руку, помог поудобнее устроиться. Я пригляделся... Бог мой, Шаталов! Знаменитый учитель, к которому я когда-то мечтал попасть в ученики.
...Он ведет тихую, почти затворническую жизнь, хотя повсюду его ждут с необычайным интересом. На письменном столе - с десяток приглашений от педагогических обществ России и Украины. Но прошлогодний финансовый кризис сделал Шаталова "невыездным": поездки пенсионеру стали не по карману.
Преданный без лести
Математика научила Виктора Федоровича не принимать на веру бездоказательных теорий. Наверное, поэтому всю жизнь он пытался доказать нужность своей методики сначала самому себе, затем обществу. На это ушли лучшие годы. Рядовому школьному учителю покорились такие высоты, о которых иные ученые со степенями могли лишь только мечтать. Бунтарь по своей сути, Шаталов замахнулся на неслыханное по тем временам - начал расшатывать окаменевшие устои средней школы. Из провинциального Донецка он смог изменить педагогический пейзаж страны.
- Я сознавал, на что шел, но даже в страшном сне не мог представить, какой мощный прессинг окажет на меня советская система.
Шаталов вовсе не антисоветчик. Он с ностальгией вспоминает о той Родине, которую когда-то мальчишкой ушел защищать на фронт.
- Видите на стене карту? Если лечь на нее, затылком упрешься во Львов, а Сахалин окажется в пятках. Вот какую страну мы потеряли...
Знаменитый педагог - обладатель целого орденского иконостаса, среди которого ему особенно дорог знак "Народный учитель СССР", врученный когда-то лично Горбачевым, - ныне выпал из поля зрения общественности. Его старенькая квартира, где мы встретились, излишествами не пестрит и давно требует ремонта. Но менять ее даже на роскошное жилье, к примеру, в центре Санкт-Петербурга, куда готовы вывезти друзья, хозяин не собирается. Для родного Донбасса учитель уже давно стал визитной карточкой.
В 73 года Шаталов фигурой напоминает крепких персонажей Хемингуэя. Спорт в его жизни первостепенен. В активе 12 легкоатлетических разрядов. Каждое утро он пробегает с десяток километров. В небольшом кабинете, обставленном книжными стеллажами, мы гоняем чаи. Беседу, случается, прерывают звонки. Бывшие ученики беспокоятся о здоровье Виктора Федоровича. В бытность Союза ни один учитель не мог равняться с Шаталовым по числу прошедших через его классы будущих докторов и кандидатов наук. Каждый год первого мая, в день рождения учителя, они собираются плотной компанией в этом уютном кабинете.
Бой с завистью
Четверть века назад страна узнала об учителе, который в головы даже самых отпетых лентяев вкладывал твердые знания. Более того, начал специализироваться на отстающих: формировал классы из тех "неучей" и второгодников, кому коллеги вынесли безоправдательный приговор - "Иванушка-дурачок". А Шаталов, будто в сказке, выводил их в лучшие.
Тогда же впервые заговорили и о том, что если применить шаталовскую методику, то на все среднее образование хватит восьми лет при пятидневной неделе. Многие это восприняли как фантастику. Особенно академики из Минпроса СССР. Что значит признать правоту новой теории? Брать уроки у провинциального педагога? Ну можно ли...
Рациональным зерном шаталовского метода стали так называемые опорные сигналы - символы лаконичного и образного запоминания информации. С помощью ярких ассоциаций преподаватель учил детей аккумулировать в памяти объемистые пласты текста и в нужный момент воспроизводить их с предельной точностью. Виктор Федорович не считает это открытием. По его словам, он всего лишь взял на вооружение прием древних - "узелки на память", которые помогали им восстанавливать события. По-современному - мнемотехника.
До появления Шаталова и его методики в педагогической среде наблюдался полный штиль. "Сверху" требовали повысить продуктивность обучения. Чтобы создать видимость больших успехов, в начале 70-х ученые объявили о том, что в стране практически покончено с неуспеваемостью. С этим доводом Шаталов не согласился.
Что меняет революция
- Что подтолкнуло к созданию методики? Катастрофическое состояние школы. Вообще-то проблемы в системе союзного образования уходят корнями еще в дореволюционную эпоху. Так, в гимназиях был довольно большой отсев учащихся. Впрочем, учеба тогда стоила нешуточных денег, и далеко не каждый мог позволить себе завершить полный курс обучения. Но это не самое главное. Свирепствовала к тому же жесточайшая дисциплина, порой в ущерб знаниям... Что произошло со школой после революции? Да ничего кардинального! Те же учителя при тех же учебниках и пособиях. И немудрено, что советская школа 20-х годов готовила выпуски с тем же процентом успеваемости. Как до 17-го года, так и после существовало правило, по которому считалось, что не каждого школьника можно научить читать. Ну а коль так, от бесталанных избавлялись. Нелепость, не правда ли? Гнали педагогический брак. В 50-е годы, когда я начинал работать, в графе "Успеваемость" уже значилась цифра иного порядка - 80 процентов. На практике это означало, что каждый пятый ученик оставался на второй год. Учителя не осознавали, что отстающий ребенок - это их собственный недочет.
Могу припомнить с десяток педагогических реформ, и почти все оказались обреченными на неудачу. Наверное, потому, что изначально не подкреплялись экспериментами. Взять хотя бы реформу 43-го года. Кому-то вдруг показалось, что, начав обучать раздельно мальчиков и девочек, мы достигнем небывалых успехов, а главное - подготовим детей к разным жизненным условиям. Десять лет промучились...
Полчища контролеров
Люди отлично помнят, как Шаталов утверждался со своей методикой в Донецке. Иные свидетели тех событий говорят, что за стойкость и упорство он заслуживает отдельной награды. Ни одна из многочисленных московских и киевских комиссий, засылаемых в шаталовские классы, не сумела его "срезать", хотя именно такую задачу ставили перед собой. Один из союзных министров просвещения так напутствовал очередной "десант" докторов наук: "Сотрите его методику в порошок!"
Да и начиналось все драматично. В 1969 году, когда Виктор Федорович теоретически выстроил свою методику и собирался опробовать ее в деле, ему наотрез отказали. И тогда Шаталов решился на нелегальщину. Его восьмиклассники фактически за одну зиму изучили курс математики средней школы. Большинство сдали экзамены на "отлично". Сознавая, что его могут отлучить от педагогики за "самостоятельность", Шаталов все же придает огласке результаты эксперимента. Столичные чиновники вновь оказались озадаченными. Но, поволынив, вынуждены были дать добро на повторный эксперимент. Однако к Шаталову приставили "шпиона" для контроля и выуживания информации. А того так увлекли опыты Виктора Федоровича, что он решил защитить по этой теме докторскую диссертацию...
Повторный эксперимент - хотя класс подобрали откровенно слабый - шел на редкость удачно. Шаталов буквально штамповал отличников и хорошистов. Но зависть коллег делала свое дело.
- Надо мной начали сгущаться тучи. При моих появлениях в учительской создавалась напряженная обстановка. Из гороно и облоно одна за другой наезжали комиссии. Я нутром ощущал заговор. Решил искать поддержку в прессе.
Сила гласности
Судьба свела его с Симоном Соловейчиком, открывшим обществу в свое время Сухомлинского. Соловейчик тут же приехал в Донецк. Журналиста потрясло: дети сидят по одному спиной к доске, подсказки с мест не только разрешены, но и поощряются. А особенно удивило то, что педагог сумел освободить детей от страха перед оценкой. Первая реакция Соловейчика: "Писать я, конечно, буду, но кто мне поверит?" Он уехал, а для Шаталова наступил период острой конфронтации с чиновниками. "Наверху" решили: завершится очередная четверть - и Шаталова уберем.
3 ноября 1972 года произошли два одинаково значимых для судьбы педагога события, способных уронить или вознести. В министерстве подписан приказ о прекращении эксперимента в Донецке. Соловейчик "выстреливает" очерком "Метод Шаталова" в "Комсомолке". Стоило газете запоздать на пару дней - приказ пришел бы в Донецк и уже ничего нельзя было бы изменить. Статья вызвала небывалый резонанс и вынудила чиновников отменить свой вердикт. Началось паломничество учителей со всех концов Союза в Донецк для перенимания опыта. Звезда Шаталова засияла.
Дети с довольно заурядными способностями начали перескакивать через классы и заканчивать школу за семь-восемь лет. "Конечно, методика впечатляющая" - сдались специалисты в республиканском и всесоюзном министерствах, но по-прежнему выискивали изъяны. Поставили вопрос о самочувствии детей при интенсивных нагрузках. Занятия Шаталова начали осаждать врачебные комиссии. Пять-шесть кандидатов медицины месяцами не покидали его уроки. Через каждые 15 минут щупали пульс у детей, проверяли глубину дыхания, зрительную реакцию. И вновь у контролеров вышла осечка. Методика Шаталова, гласил вывод медкомиссии, значительно улучшала здоровье учеников. Ничего удивительного: в шаталовских классах физкультура была ежедневной. "Ревизорам" ничего не оставалось делать, как ходатайствовать о награждении Шаталова медалью имени Макаренко.
А все же язык - враг
Казалось бы, фортуна повернулась лицом. Но неожиданно последовал крутой зигзаг, от которого он едва не угодил в психушку. Впервые Шаталов согласился подробно рассказать об этом "Известиям".
...В 1977 году все всесоюзные телеканалы и периодика сообщили о награждении Брежнева орденом Победы. Новость застала Виктора Федоровича в Виннице, где в местном пединституте он читал лекции. Из аудитории поступила записка: "Как вы относитесь к вручению ордена Победы Леониду Ильичу?" Шаталов мог уйти от ответа, но с привычной откровенностью выдал: "Как участник войны, я знаю, что орденом Победы награждают только высший командный состав за высокие заслуги на основных участках фронта. Брежнев же был всего лишь начальником политотдела небольшого соединения. Поэтому не знаю, за что ему вручили орден". Стенограмма лекции ушла в КГБ. На шаталовской экспериментальной лаборатории поставили крест, изъяли из типографий наборы методических пособий, запретили чтение лекций, запретили выезжать за границу...
Как-то в кабинет директора Института усовершенствования учителей, где работал Шаталов, зашел человек. И на условии полной секретности поинтересовался у начальства: "У вас нет никаких сомнений относительно вменяемости Виктора Федоровича? Если что-то заметите, сообщите". Намекни директор на "странности" Шаталова, его бы незамедлительно упрятали в психушку.
В тот период телефон Шаталова раскалился от междугородних звонков: "Виктор Федорович, вы?" - "Да, я". - "Простите за беспокойство, до свидания". Как потом выяснилось, по стране прокатилась молва, что Шаталова посадили и даже лишили наград. А его ученикам было достаточно узнать, дома он или...
- Помню, в Новосибирске, куда я все-таки сумел вырваться с лекциями, сотрудники органов изъяли магнитофонную запись с моим выступлением. На том турне и завершилось.
Вихрь популярности
В эпоху гласности Шаталов был в ряду самых популярных фигур страны. О нем сняли фильм на киностудии Довженко. Программы с его участием прокручивались по центральному телевидению. Вышло более десятка его книг. Методика учителя семимильными шагами зашагала по Союзу. Присвоили премию имени Крупской. Намечался грандиозный проект - создание в Москве школы-симбиоза, в которой бы преподавали известные учителя: Шаталов, Никитин, Волков, Амонашвили, Лысенкова, Логинова. Но беспрецедентный замысел после развала СССР попал под сукно. Шаталову так и не удалось воплотить в жизнь львиную долю своих замыслов.
- Я пытался убедить Горбачева реализовать мою восьмилетку, благодаря чему страна могла бы экономить до десяти миллиардов рублей в год. Доводы подкрепил основательными расчетами. Михаил Сергеевич выслушал, но процесс не запустил. Эти миллиарды я предлагал и министерству, однако оно отмахивалось от меня как от назойливой мухи.
А Виктор Федорович продолжал удивлять высшие круги. В 93-м году он проводит эксперимент в Санкт-Петербурге в одной из детских колоний строгого режима. За три с половиной часа юные зеки изучили годовой курс геометрии за седьмой класс, а потом блестяще сдали экзамены комиссии учителей. Этим экспериментом Шаталов в очередной раз подтвердил свою правоту - всяких детей можно выучить в кратчайшие сроки.
Передовое -
значит ненужное
Виктор Федорович отправил письмо президенту Украины Леониду Кучме, в котором писал, что мог бы послужить на благо республики. Просил предоставить учителей и учеников. Пришел ответ, что письмо направлено для рассмотрения в Министерство образования. И - затерялось.
Шаталов тянется за газетой.
- С первого сентября на Украине вводится 12-летнее школьное образование. И в России, кажется, все идет к тому же. Деньги у нас так и не научились считать. Ну а если все-таки свою педагогику двигать?..
Донецк
Ссылка: http://www.ualberta.ca/~khineiko/Izvestia_2003/1127882.htmДобавлено (28.02.2015, 19:52) --------------------------------------------- "2 сентября 1988 г. у семиклассников была проведена контрольная по 10-й главе (геометрия) сборника М. И. Сканави. Иными словами, вчерашние шестиклассники сдавали конкурсный экзамен по геометрии в высшее учебное заведение. О предстоящей контрольной ни в течение прошлого учебного года, ни весной, ни 1 сентября не было сказано ни единого слова. Работа-экспромт. Работа на выживаемость знаний. По количеству решаемых задач ограничений не было - кто сколько сможет, кто сколько успеет за 45 минут. Результат: больше всех задач решил один из лучших учеников класса - Вова Брага. Пять конкурсных задач решил он за 45 минут. По 4 задачи решили Андрей Волченский, Аня Максимец (помнит ее читатель?) и Наташа Чудненко. Две девочки, когда-то едва-едва успевавшие по математике в начальной школе, стали теперь звездами первой величины! Но, может быть, снизили свои знания Волченский, Брага, Бустеряков и Серых, позволив тем самым приблизиться Ане и Наташе? Чтобы снять подобные сомнения, та же самая контрольная была проведена 6 сентября в X классе другой школы. Писали ее 34 ученика. Результат - ноль! Никто, ни один ученик не смог решить ни одной задачи! Если же быть совершенно точным, то одна девочка составила уравнение, но решить его не смогла. Так на какой же высоте оказались семиклассники в сравнении с десятиклассниками? Контрольную в экспериментальном классе выполняли 25 человек, и решили они все вместе 64 задачи. Какое соотношение отразит различие в подготовке? А впереди у ребят еще 4 года учебы в школе..."
28.02.2015
|
|
|
| |
|