Как подготовить современный урок
|
|
K@tti | Дата: Понедельник, 10.12.2007, 12:24 | Сообщение # 1 |
K@tti
Ранг: Академик (?)
Admin
Группа: Администраторы
Должность: информатика
|
Сообщений: |
6010 |
Награды: |
78 |
Статус: |
Offline |
|
Урок - главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства. Как же построить такой урок? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание? Рекомендации, приведенные ниже, могут помочь учителю в подготовке такого урока. Изложим их в той последовательности, в которой готовится урок. 1. Первое, с чего надо начать подготовку к уроку: четко определить и сформулировать для себя его тему; определить место темы в учебном курсе; определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, иначе говоря, посмотреть на урок ретроспективно; и, наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем, иначе говоря, посмотреть на урок через призму перспективы своей деятельности. 2. Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока - зачем он вообще нужен? В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока. 3. Спланировать учебный материал Для этого надо: Подобрать литературу по теме. При этом, если речь идет о новом теоретическом материале, следует постараться, чтобы в список вошли вузовский учебник, энциклопедическое издание, монография ( первоисточник), научно-популярное издание. Надо отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом. Подобрать учебные задания, целью которых является: узнавание нового материала; воспроизведение; применение знаний в новой ситуации; применение знаний в незнакомой ситуации; творческий подход к знаниям. Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом "от простого к сложному". Составить три набора заданий: задания, подводящие ученика к воспроизведению материала; задания, способствующие осмыслению материала учеником; задания, способствующие закреплению материала учеником. 4. Продумать "изюминку" урока. Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников - одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному. 5. Сгруппировать отобранный учебный материал. Для этого подумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся. Главное при группировке материала- умение найти такую форму организации урока, которая вызовет повышенную активность учащихся, а не пассивное восприятие нового. 6. Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке, для чего подумать: что контролировать; как контролировать; как использовать результаты контроля. При этом не забывать, что чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, а так же показать подлинный интерес учителя к их работе. 7. Подготовить оборудование для урока. Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов и т. д. Продумать вид классной доски, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта. 8. Продумать задания на дом: его содержательную часть, а так же рекомендации для его выполнения. 9. Подготовленный таким образом урок должен лечь в конспект. Что надо помнить, готовя конспект урока? Конспект должен содержать три основные части: формальную; содержательную; аналитическую. Формальная часть выглядит так: Урок N __________ Тема:____________ Цель:____________ Задачи:обучающие:_____________ развивающие:__________________ воспитывающие:_______________ Оборудование:________________ ______________________________ Последовательность отдельных этапов урока. Содержательная часть - состоит из двух частей: 1. тексты всех заданий, новый учебный материал, решение задач, рекомендации по выполнению домашнего задания. 2. таблица, в которой зафиксировано, что, на каком этапе урока делают учитель и ученики. Она может выглядеть так : что делают: Ученики, Учитель этап урока Аналитическая часть представляет собой самоанализ урока.
10.12.2007
|
|
|
| |
|
ROksya | Дата: Суббота, 14.03.2009, 18:45 | Сообщение # 2 |
ROksya
Ранг: Магистр (?)
Группа: Пользователи
|
Сообщений: |
516 |
Награды: |
4 |
Статус: |
Offline |
|
Что главное в уроке? Каждый учитель имеет на этот счет свое, совершенно твердое мнение. Для одних успех обеспечивается эффектным началом, буквально захватывающим учеников сразу с появлением учителя. Для других, наоборот, гораздо важнее подведение итогов, обсуждение достигнутого. Для третьих – объяснение, для четвертых – опрос и т.д. Времена, когда учителя заставляли придерживаться жестких и однозначных требований по организации урока миновали. Тем не менее, сами учителя зачастую прибегают именно к такой «заданной» организации урока. Остальное можно прочитать на сайте - http://uchebauchenyh.narod.ru/books/sovrem/sovrem2.htm
14.03.2009
|
|
|
| |
|
AOV | Дата: Среда, 15.04.2009, 22:52 | Сообщение # 3 |
AOV
Ранг: Школьник (?)
Группа: Я - учитель
|
Сообщений: |
97 |
Награды: |
0 |
Статус: |
Offline |
|
ROksya, спасибо Вам за ссылку на сайт С.В.Кульневича!!!
15.04.2009
|
|
|
| |
|
ROksya | Дата: Суббота, 18.04.2009, 20:30 | Сообщение # 4 |
ROksya
Ранг: Магистр (?)
Группа: Пользователи
|
Сообщений: |
516 |
Награды: |
4 |
Статус: |
Offline |
|
УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ 1. Учащиеся на одном уроке должны решать разного вида проблемы. 2. Перед решением проблемных заданий необходимо мотивировать полезность их выполнения. 3. Систематичность в организации проблемного обучения на уроках. 4. Одна проблема должна решаться письменно, т.е. в её решении принимают участие все учащиеся. 5. Усвоение школьниками программного материала. 6. Учёт индивидуальных особенностей учащихся в процессе выполнения проблемных заданий. 7. Необходимо постепенно усложнять проблемные задания, постоянно вносить в них новое, неизвестное.
18.04.2009
|
|
|
| |
|
AOV | Дата: Суббота, 18.04.2009, 20:37 | Сообщение # 5 |
AOV
Ранг: Школьник (?)
Группа: Я - учитель
|
Сообщений: |
97 |
Награды: |
0 |
Статус: |
Offline |
|
Четвёртое условие очень сложно для реализации, если одновременно дети работают над проблемами устно Добавлено (18.04.2009, 20:37) --------------------------------------------- ROksya, я заходила на сайт С.В.Кульневича. Он, по-видимому, замер, т.к. не обновляется очень продолжительное время. Жаль, не хотят наши "великие" общаться бесплатно, только через публикацию книг, достаточно дорогих
18.04.2009
|
|
|
| |
|
ROksya | Дата: Суббота, 18.04.2009, 20:49 | Сообщение # 6 |
ROksya
Ранг: Магистр (?)
Группа: Пользователи
|
Сообщений: |
516 |
Награды: |
4 |
Статус: |
Offline |
|
Quote (AOV) Жаль, не хотят наши "великие" общаться бесплатно Большинство наших великих и в школах то никогда не были, поэтому мы и общаемся на форумах и делимся своими мыслями и наработками. С миру по нитке, так сказать... и из первых уст.
18.04.2009
|
|
|
| |
|
AOV | Дата: Суббота, 18.04.2009, 21:16 | Сообщение # 7 |
AOV
Ранг: Школьник (?)
Группа: Я - учитель
|
Сообщений: |
97 |
Награды: |
0 |
Статус: |
Offline |
|
ROksya, справедливости ради хочу сказать, что такие работы С.В.Кульневича, как "Совсем обычный урок", "Совсем необычный урок", "Не совсем обычный урок" - очень хорошие! Добавлено (18.04.2009, 21:16) --------------------------------------------- ROksya, хочу задать Вам вот такой вопрос: учителя технологии в Вашем ОУ такие же активные, как Вы? По роду своей деятельности я работаю с данной категорией педагогов. Но эта категория - очень своеобразная и ооооооочень пассивная в вопросе использования средств ИКТ на уроке. А какой же современный урок можно провести без ИКТ? Вот даже на данном сайте админу не удаётся организовать "Сообщество" педагогов технологических специальностей. И на своих сайтах я, к сожалению, не вижу достаточной их активности:http://tehnologiya.ucoz.ru/, http://tehnologiya-ipk.ucoz.ru/ Может быть Ваше МОУ СОШ является приятным исключением?
18.04.2009
Сообщение отредактировал AOV - Суббота, 18.04.2009, 21:10
|
|
|
| |
|
kseniy3 | Дата: Воскресенье, 19.04.2009, 12:32 | Сообщение # 8 |
kseniy3
Ранг: Первоклашка (?)
Группа: Я - учитель
|
Сообщений: |
44 |
Награды: |
1 |
Статус: |
Offline |
|
Мне хотелось бы добавить про домашние задания: Виды домашних заданий I. К урокам изучения нового материала 1) Заучивание материала учебника и его пересказ; 2) Доработка материалов урока составлением рисунков, чертежей, знакомство с материалом, намеченным к изучению на следующем уроке; 3) Сбор материалов из дополнительных источников; II. К урокам обобщения 1) Ответы на специально поставленные вопросы учителя; 2) Подготовка к ответу по заданию и плану, данному учителем; 3) Самостоятельное составление плана ответа по какой-то теме или подготовка по этому плану; 4) Выделение в тексте основного и второстепенного материала; 5) Самостоятельное доказательство того или иного частного положения или доказательство, аналогичное тому, которое давалось в классе при измененных буквах или положения чертежа; 6) Подборка дополнительного материала по теме; III.К урокам обучения применять знания 1) Практические работы (изготовление пособий, карточек, таблиц ); 2) Решение задач, аналогичных классным; 3) Решение задач нестандартных; 4) Решение задач с меж предметными связями; 5) Самостоятельное составление задач; 6) Самостоятельное изучение несложного материала; 7) Работа над ошибками; IV. К урокам контроля и проверки знаний 1) Письменные ответы на вопросы; 2) Домашняя контрольная работа; 3) Решение нестандартных задач; Способы задачи домашнего задания 1. Выполнить Д. З. по заданному образцу. На карточке - решение задачи, аналогичной домашнему (слабому ученику) 2. Самостоятельно изучите материала учебника. Составьте план ответа, определите главное в изучаемом материале. При ответе у доски планом можно пользоваться. 3. Коллективное домашнее задание. Класс делится на группы по 5-6 человек приблизительно одинаково готовых к работе по данной теме. Каждой группе дается задание. 4. Добровольно выбранные домашние задания (Решите из упражнений те, что можете решить, но не менее …) 5. Карточки для слабых учащихся: - с пропусками, которые нужно заполнить - с ошибками, которые нужно исправить - с неоконченными решениями. 6. На доске чертеж - составить и решить задачу, аналогичную классной (средним ученикам) - решить задачу по данным чертежа (она аналогична классной) (слабым ученикам) - составить возможные задачи к этому чертежу, достраивая, если нужно недостающие элементы (сильным ученикам). 7. Индивидуальные дополнительные задания (или вместо домашнего задания - слабым ученикам) 8. Необязательные самостоятельные работы, которые выбирают ученики для внеклассной работы (например, на неделю). 9. Самостоятельная работа по применению усвоенных знаний в новых ситуациях или по исправлению ошибок, допущенных в контрольной работе. Способы проверки домашнего задания 1. У доски ученик решил домашний пример a) Фронтально опрашивается, на основании чего вытекает справедливость выполненного после записи условия преобразования, затем - следующего и т.д. b) На доске запись решения примера, аналогичного домашнему. Решение закрыто. Фронтально опрашивается порядок выполнения задания с постепенным открытием хода решения 2. Выяснено, что №… не выполнен или выполнен неверно у многих учащихся a) Выполняется этот пример у доски учителем с помощью учащихся, к которым учитель адресует свои наводящие вопросы; b) Аналогичный пример выполняется опять же у доски вызванным учеником. Запись по просьбе учителя комментируют с места ученики. 3. У доски ученик записывает решение задачи или примера. На каком-то этапе его останавливает учитель и просит продолжить решение другого ученика и т.д. 4. В классе с помощью консультантов проверяется наличие домашнего задания, правильность его выполнения
19.04.2009
|
|
|
| |
|
Natalie | Дата: Воскресенье, 19.04.2009, 13:42 | Сообщение # 9 |
Natalie
Ранг: Доцент (?)
Группа: Зарегистрированные
Должность: английский язык
|
Сообщений: |
1433 |
Награды: |
43 |
Статус: |
Offline |
|
Quote (AOV) И на своих сайтах я, к сожалению, не вижу достаточной их активност AOV, по Вашим ссылкам посетила Ваши сайты: просто великолепно в плане информативности и конкретности! Завтра же познакомлю нашего учителя технологии с сайтами. Она у нас человек творческий, постоянно участвует в конкурсах. Сколько у Вас публикаций! Сразу стало понятно, почему для меня было заметно Ваше отсутствие на форуме некоторое время: среди множества мнений по разным вопросам Вашего не было! Дальнейшего Вам и Вашей команде творческого настроя! P.S. Может, уже и поздно, но я проголосовала за Ваш сайт.
19.04.2009
|
|
|
| |
|
AOV | Дата: Воскресенье, 19.04.2009, 15:31 | Сообщение # 10 |
AOV
Ранг: Школьник (?)
Группа: Я - учитель
|
Сообщений: |
97 |
Награды: |
0 |
Статус: |
Offline |
|
Natalie, спасибо Вам огромное, за оценку моего труда на сайтах (Творческая команда - в одном лице ), хотя у меня много "Друзей" и в России, Ближнем и Дальнем Зарубежье!!! Буду Вам вдвойне благодарна за возможность познакомиться с обоими учителями технологии Вашего ОУ. Что касается Вашего "голоса", то низкий Вам поклон за него. Участие в конкурсах - для меня не самоцель, а вариант мотивации педагогов технологических специальностей. Я участвую во всех конкурсах в институте (и не безуспешно! ). Знаю, что мои сайты - очень слабенькие и я, как админ - даже не "чайник", а "ситечко для чайника". Благодаря бескорыстной помощи моих помощников, о которых я открыто говорю на странице http://tehnologiya.ucoz.ru/index/0-2, в т.ч. и об админе K@tti данного сайта тоже !!!!!!!!!!!!! , мне удаётся вести сайты так, как получается при той большой занятости, которая есть. Я наблюдаю за многими педагогами: решились принять участие в каком-то конкурсе (приняв это решение за три месяца до его начала), не были отмечены так, как им хотелось (прекрасно понимая, что сделали не всё, что было возможно, т.к. или времени было мало, или, простите, знаний...), обижаются на весь белый свет и перестают вообще работать творчески, "текут" по течению. Всегда привожу им в пример биатлонистов, соревнования которых постоянно показывают по каналу "Спорт". Наверное, нет ни одной другой спортивной дисциплины, где так много этих соревнований. И в одном - участник занимает первое место, в другом - лишь 8-е. И ничего!!!! Бегут, стреляют в следующих соревнованиях... Что касается моего участия на данном форуме... Спасибо Вам за оценку моих некоторых "реплик". Проблемы поднимаются очень интересные, по многим из них, безусловно, есть личное мнение, личный опыт как практический, так и научно-методический... К примеру: kseniy3 (см. выше) предлагает свою классификацию домашних заданий в зависимости от типа урока, взяв только три из них... Не знаю, какой специальсности данный педагог, но, насколько мне известно, ни у физиков, ни у математиков, ни у биологов нет трёх типов, их большое - до 6-9. И каждый тип предполагает свои особенности домашних заданий. А ведь есть ещё и виды уроков (это то, что учителя называют "нестандартная форма уроков"). В моей классификации 63 вида уроков . В своё время мы подготовили единственное в своём роде учебно-методическое пособие "Домашнее учебное задание в технологическом образовании школьников. Ч.1.: Теоретический аспект. - Ульяновск: УлГПУ, 2003. - 64 с., где дали таблицу, включающую в себя 56 видлв домашних заданий, комбинируя которые можно под любой вид и тип урока спроектировать немыслимое количество дифференцированных домашних заданий, как я говорю, "и на "три", и на "четыре", и на "пять", и на "шесть". Задания на "6" - исследовательские, которые ребёнок может и не выполнять, не боясь не получить "5", но именно этот уровень домашнего задания является точным "градусником" интереса учащегося к предмету. Это моё мнение. А для того, чтобы подготовить варианты таких заданий, нужна серьёзная система работы педагога, а ещё лучше - педагогов в творческой группе. А организовать работу такой группы очень сложно... Но ведь в рамках форума невозножно дать даже кратко своё видение решения вопроса, или оно получается неполным. Поэтому и не всегда включаюсь в разговор... Хотя, надо отдать должное K@tti, она пытается доступными ей средствами инициировать серьёзный продуктивный диалог, полилог. Удачи Вам!
19.04.2009
|
|
|
| |
|
Natalie | Дата: Воскресенье, 19.04.2009, 19:02 | Сообщение # 11 |
Natalie
Ранг: Доцент (?)
Группа: Зарегистрированные
Должность: английский язык
|
Сообщений: |
1433 |
Награды: |
43 |
Статус: |
Offline |
|
Quote (AOV) Я наблюдаю за многими педагогами: решились принять участие в каком-то конкурсе (приняв это решение за три месяца до его начала), не были отмечены так, как им хотелось (прекрасно понимая, что сделали не всё, что было возможно, т.к. или времени было мало, или, простите, знаний...), обижаются на весь белый свет и перестают вообще работать творчески, "текут" по течению. +100! Даже творчески настроенных педагогов текучка заедает, что уж говорить о тех, кто только "по первому разу" решил-таки где-нибудь поучаствовать да не выложился на все сто по разным причинам. Поэтому всегда интересно вести разговор с теми, кто старается быть "на передовой"! Их мысли, удачи, честные рассказы о неудачах - всё помогает иной раз. Quote (AOV) Но ведь в рамках форума невозножно дать даже кратко своё видение решения вопроса, или оно получается неполным. AOV, напишите несколько эссе по темам, отправьте их на сайт! Тогда в разговоре на форуме на них можно будет ссылаться совершенно конкретно.
19.04.2009
|
|
|
| |
|
AOV | Дата: Воскресенье, 19.04.2009, 22:31 | Сообщение # 12 |
AOV
Ранг: Школьник (?)
Группа: Я - учитель
|
Сообщений: |
97 |
Награды: |
0 |
Статус: |
Offline |
|
Natalie, с эссе, наверное, не получится, т.к. это потребует большого количества времени. А вот сделать как можно больше "активными" мои публикации на одном из моих сайтов - это реальнее, хотя бы, что были подготовлены недавно и не требуют "обновления".
19.04.2009
Сообщение отредактировал AOV - Воскресенье, 19.04.2009, 22:31
|
|
|
| |
|
ROksya | Дата: Понедельник, 20.04.2009, 05:45 | Сообщение # 13 |
ROksya
Ранг: Магистр (?)
Группа: Пользователи
|
Сообщений: |
516 |
Награды: |
4 |
Статус: |
Offline |
|
Quote (AOV) ROksya, хочу задать Вам вот такой вопрос: учителя технологии в Вашем ОУ такие же активные, как Вы? Нет, конечно. Но я вызвалась на этой неделе помочь одной учительнице подготовить презентацию к уроку технологии, на конкурс опять таки. Пусть даже так. Но начало будет положено. Отрицательно влияет и то, что школы не оснащены мультимедийным оборудованием. Я то ведь постоянно проектор использую на уроках. А второй в другом кабинете ИВТ. Вот и получается, даже если хотят учителя двигаться дальше, то только для участия в конкурсах пока. Надеюсь урок получится хороший и я его выставлю (если будет соответствовать). Желаю творческих успехов, от души!!!
20.04.2009
|
|
|
| |
|
AOV | Дата: Понедельник, 20.04.2009, 08:59 | Сообщение # 14 |
AOV
Ранг: Школьник (?)
Группа: Я - учитель
|
Сообщений: |
97 |
Награды: |
0 |
Статус: |
Offline |
|
ROksya, удачи Вам и надеемся, что про успешный результат Вы нам расскажите?
20.04.2009
|
|
|
| |
|