Решения, скорей всего, нет. Нужно просто потерпеть год или два, пока не подрастет. У меня точно такая проблема. Старшему сыну сейчас 14 лет, дочери - 10 лет, ещё один сын пошёл в первый класс и ещё один готовится к школе. С прошлого года тоже пропал интересс к учёбе, хотя до этого всё было нормально. Пытаемся решить эту проблему, но пока безрезультатно. Сами мы учителя в той же школе, стаж около 20 лет, поэтому имеем всю информацию, но исправить ситуацию не получается. С теорией знакомы, но что толку от неё?
На мой взгляд проблема связана с переходным периодом, с половым созреванием.
В этом возросте мальчики:
1. начинают интересоваться девочками и, самое главное, их мнением о себе
2. по новому социализироваться (хочется быть лидером и в тоже самое время не выделяться из толпы, отношение со стороны одноклассников более важно, чем со стороны родителей)
3. авторитет родителей и вообще взрослых сильно принижается (подростковый нигилизм)
4. начинают примерять на себя различные социальные и поведенческие роли, вырабатывать свой будущий образ, искать идеал для подражания, поэтому прибывают постоянно в мечтах, в своём вымышленном мире.
Что можно сделать?
1. Необходимо, что бы к этому времени в системе ценностей ребёнка интеллект, образованность стояли на достаточно высоком месте. Чтобы он понимал, что умным быть хорошо. Если в семье это прививалось, то тогда есть надежда, что через год-два всё станет на свои места. Если же в семье ум не в почёте, то вряд ли ребёнок захочет учиться. Что мы и наблюдаем в своей школе уже многие годы. Много мальчиков (80-90%), которые до 5-7 класса учились на 4 и 5 в этом возрасте скатывались на 3 и только единицы в старших классах могли продолжать учиться.
2. Хорошо бы, что бы и в школе существовала система поддержки хороших учеников. Что бы их отмечали, награждали, прославляли и т. д. Хотя мнение одноклассников всё равно будет определяющим. Поэтому если основная масса одноклассников-мальчиков учится плохо, то противостоять этому сложно. "Очкариком", "ботаником" быть не модно.
3. Как вариант, если есть возможность, перевести сына в другую, более сильную школу. Что бы была конкурентная среда. Что бы надо было бороться за лидерство с равными себе, соревноваться. На некоторое время поможет. Стресс, борьба за место в стае мобилизует.
4. Ещё лучше, если в классе есть красивая девочка, которая хорошо учится. Правда, это наверное, фантастика. За редким исключением отличницы красивыми не бывают. И если избраница сына учится так себе, то и он будет подстраиваться под даму.
5. Можно попробовать отвлечь сына каким-нибудь интересным делом или увлечением. Лучше всего спорт, но можно и постоянной работой. Всё это дисциплинирует, а новый коллектив отвлечёт от разборок в классе. Интересс к учёбе это не поднимет, но если есть способности, то учится он будет на автомате. Учёба в этом случае будет восприниматься как ещё одна, и при том не самая сложная, обязанность.
6. Можно попробовать встроить сына во взрослые коллективные отношения. То есть вариант, когда взрослый руководитель и детский коллектив, здесь не катит. Нужно, что бы в кллективе большинство были взрослые, а меньшинство - дети с ними на равных. Только как это сделать без отрыва от учёбы? Одноразовыми мероприятиями на каникулах или выходных не обойтись. То есть идея в следующем. Сами себя в этом возросте дети начинают считать взрослыми, а как ведут себя взрослые - не знают. В семье он подчинённый, в школе - все такие же сопляки.
7. Хорошо бы ребёнку завести дружбу с положительным юношей, на 4-5 лет старше себя, старшеклассником или студентом. Надо, конечно, что бы он учил его хорошему, а не дурному. Такой "Старший брат" в этом возрасте оказывает большее влияние, чем родители.
8. Надо помочь с выбором идеала для подражания. Можно использовать книги, фильмы и т. д. В качестве примера. Мой сын, прочитав в 10 лет Конан Дойла, сильно увлёкся образом Шерлока Холмса. Сейчас началась пора низвергания авторитетов. Да и в самом деле, мы то, взрослые, как к Холмсу относимся? Одни анекдоты про него чего стоят? Нужна была равноценная замена. Попробовал дать ему почитать Рекса Стаута. Ниро Фульф и Арчи Гудвин произвели на него сильное впечатление, в результате мотивция к учёбе поднялась. Правда, не долго. Вот думаю, про кого ещё бы ему почитать?
В общем, необходимо помочь преодолеть ребёнку переходный период во взрослое состояние. Научить его быть мужиком, а не "мусиком". В каждой конкретной семье это решается по-своему. Лично у меня пп. 3-4 невозможно реализовать, над пп. 5-7 работаем сейчас, может что и выйдет, а пока остаётся терпеть.