Турилова | Дата: Пятница, 01.02.2013, 14:32 | Сообщение # 1 |
Турилова
Ранг: Дошколенок (?)
Группа: Зарегистрированные
|
Сообщений: |
1 |
Награды: |
0 |
Статус: |
Offline |
|
Внедрение информационных технологий в процесс преподавания литературы Современное образовательное пространство значительно расширилось за счет возможностей использования информационных технологий в системе литературного образования. Федеральный компонент образовательных стандартов и программ по литературе как на базовом, так и на профильном уровне предполагает повышение уровня информационной компетентности учащихся. Среди умений, которыми должен овладеть учащийся в итоге литературного образования базового уровня, в Федеральном компоненте ГОС выделено новое умение: «систематизация и использование необходимой информации, в том числе в сети Интернета». Интернет - глобальная компьютерная сеть, охватывающая весь мир. По разным данным доступ в Интернет имеют от 15 до 30 миллионов людей в более чем 150 странах мира. Ежемесячно размер сети увеличивается на 7 - 10 процентов. Интернет образует как бы ядро, обеспечивающее связь различных информационных сетей, принадлежащих различным учреждениям во всем мире, одна с другой. Если ранее сеть использовалась исключительно в качестве среды передачи файлов и сообщений электронной почты, то сегодня решаются более сложные задачи распределения доступа к ресурсам. Интернет, служивший когда-то исключительно исследовательским и учебным группам, чьи интересы простирались вплоть до доступа к суперкомпьютерам, становится все больше популярной в деловом мире. Компании соблазняют быстрота, дешевизна, удобство для проведения совместных работ, доступные программы, уникальная база данных сети Интернет. При низкой стоимости услуг пользователи могут получить доступ к коммерческим и не коммерческим информационным службам США, Канады, Австралии и многих европейских стран. В архивах свободного доступа сети Интернет можно найти информацию по любым сферам деятельности человека, начиная с новых научных открытий до прогноза погоды на завтра. Ресурсная база информационных источников, которые традиционно используются в школьном литературном образовании, может быть представлена следующим образом: методические комплексы, включающие книги для учащихся и преподавателей, тексты художественных произведений, литературоведческая, критическая, мемуарная и иная литература. Так или иначе, важнейшим обеспечением процесса литературного образования в этом случае оказывается библиотека. Иными словами, литературное образование исходит из непререкаемой авторитетности всем нам известного утверждения: книга- источник знаний. Однако примерно со второй половины 50-х гг. прошлого столетия ситуация стала меняться. Появление телевидения создало первый прецедент прообраза «дистанционного образования»: учебные программы ТВ согласовались с тематическим планированием школьных ресурсов и временными рамками школьного расписания, распространение получили первые телеуроки. Однако неизбежно возникали технические проблемы согласования школьного расписания и ТВ-программы. Появление и широкое распространение в 80-е гг. XX века видео сняло эту проблему. Школьная видеотека стала естественным дополнением к традиционной библиотеке. Однако использование видеоматериалов зачастую ограничивалось пространством урока и не выходило и до сих пор не выходит в сферу самостоятельной учебной деятельности учащихся. Появление компьютерных технологий и применение в образовательном процессе так называемых «цифровых» носителей во многом способствовало решению этой проблемы. CD и DVD диски, появившиеся в 90-е гг. сделали процесс обмена, накопления и переработки информации более адресным и эффективным. Сегодня преподаватель сам может определять, какие информационные источники ему необходимы на уроке, какие он оставляет для самостоятельной работы учащихся. Иными словами, появилась возможность составления баз данных различной тематической и пользовательской направленности, которые могут быть использованы в процессе преподавания литературы. Используя разные виды информационных носителей, преподаватель сам может определять, что необходимо ему лично для работы при подготовке к уроку и организации материала, с чем знакомятся учащиеся самостоятельно самостоятельно, что адресовано конкретному учащемуся. Итак, сегодня учитель литературы располагает следующей ресурсной базой обеспечения учебного процесса: - тексты художественной литературы, - учебная и методическая литература по предмету, - видео- и аудио- материалы, - CD и DVD диски по предмету, - Интернет- источники предметной направленности. На первом месте в профессии учителя должна быть любовь к своему делу и любовь к детям, а потом уже функциональная грамотность, владение современными образовательными технологиями, знание возрастных и психологических особенностей школьников. Учитель литературы это не только профессионал в своей области, но он должен иметь навыки работы с современной информационной средой, для того чтобы помочь учащемуся с ориентироваться в море информации, к которой он получает доступ, благодаря современным компьютерным технологиям. Приоритетным направлением в своей работе считаю использование учащимися компьютера и Интернет-ресурсов, что позволяет сделать любой урок привлекательным и по-настоящему современным. Применение информационных технологий необходимы и мотивирую это тем, что они способствуют: - совершенствованию практических умений и навыков, - позволяют эффективно организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения, - повышают интерес к урокам литературы ( особенно у мальчиков), - активизируют познавательную деятельность учащихся, - делают урок современным. Сам факт проведения урока литературы в кабинете информатики интригует детей, появляется ( пусть внешняя) мотивация. Учащийся чувствует потребность в знаниях, ему не терпится узнать, что будет дальше. От внешней мотивации появляется интерес к предмету. Учащемуся интересно при помощи компьютера усваивать новый материал, проверять свой уровень знаний. Я по-разному применяю компьютер в работе: на уроках, во внеклассной работе по предмету, в исследовательской работе при подготовке учеников к различным НПК. Компьютер может использоваться на всех этапах обучения: - при объяснении нового материала, - закреплении, - повторении, - контроле знаний, умений и навыков. При этом он выполняет различные функции: преподавателя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, игровой среды. В функции педагога компьютер представляет источник учебной информации, наглядное пособие, индивидуальное информационное пространство, средство диагностики и контроля. На уроках литературы компьютер стал незаменимым помощником. Учащиеся за урок могут не только познакомиться с портретами, фотографиями, иллюстрациями, но и просмотреть отрывки фильмов, прослушать аудиозаписи, музыкальные отрывки из фильмов и даже побывать на экскурсии в музее. Использование ПК на уроках дает высокие результаты: - развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность, - способствует интенсификации учебно-воспитательного процесса, более осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации, превращению систематических знаний в системные, - помогает развитию познавательной деятельности учащихся и интереса к предмету, - развивает у учащихся логическое мышление. Следует также помнить, что применение информационных технологий в учебном процессе по литературе станет эффективным, если будет обеспечена их органическая связь и сочетаемость с традиционными методами и приемами обучения . Уроки с использованием ИТ имеют практические, теоретические и познавательные результаты. На уроках с использованием ИТ интерес не ослабевает. Ребята получают возможность подготовиться к итоговой аттестации, получают знания о том, где можно самостоятельно получить необходимую информацию, развивается исследовательский интерес. Учащиеся чувствуют себя способными и готовыми к коммуникации на основе полученных знаний и опыта.
01.02.2013
|
|
|
| |
|
elena57 | Дата: Пятница, 01.02.2013, 15:10 | Сообщение # 2 |
elena57
Ранг: Доцент (?)
Группа: Пользователи
Должность: учитель
|
Сообщений: |
2098 |
Награды: |
46 |
Статус: |
Offline |
|
Простите, Турилова, коллега, могу ли я поинтересоваться, что конкретно означает это Ваше воззвание? Какую оно преследует цель?
01.02.2013
Сообщение отредактировал elena57 - Пятница, 01.02.2013, 15:11
|
|
|
| |
|
alsergast | Дата: Пятница, 01.02.2013, 16:12 | Сообщение # 3 |
alsergast
Ранг: Профессор (?)
Группа: Пользователи
|
Сообщений: |
4335 |
Награды: |
58 |
Статус: |
Offline |
|
Цитата (elena57) Простите, Турилова, коллега, могу ли я поинтересоваться, что конкретно означает это Ваше воззвание? Это не её воззвание.
01.02.2013
|
|
|
| |
|
Irisu | Дата: Среда, 03.07.2013, 16:51 | Сообщение # 4 |
Irisu
Ранг: Дошколенок (?)
Группа: Зарегистрированные
Должность: Информатика
|
Сообщений: |
1 |
Награды: |
0 |
Статус: |
Offline |
|
Прошу прощения, что влезаю не в свой раздел, но "воззвание" навело на некоторые размышления. Если оставить в стороне бюрократические корни и показное стремление к прогрессу, то тема информатизации и использования современных ресурсов вполне актуальна.
Цитата (Турилова) На уроках литературы компьютер стал незаменимым помощником. Учащиеся за урок могут не только познакомиться с портретами, фотографиями, иллюстрациями, но и просмотреть отрывки фильмов, прослушать аудиозаписи, музыкальные отрывки из фильмов и даже побывать на экскурсии в музее. Для этого достаточно одного ноутбука и проектора, но это совершенно не те стороны развития, на которые надо обращать внимание. Школьники будут относиться к такой форме подачи материала лучше, чем к традиционной, но серьёзного улучшения в восприятии ждать бессмысленно.
А что может реально заинтересовать и дать толчок в стремлении к обучению и саморазвитию? 1) игры 2) конкурсы
Если рассмотреть первый пункт: качественные игровые материалы, связанные с русским языком и литературой мне просто не известны (возможно, кто-то из коллег данного раздела знает, но это маловероятно), с одной стороны, это объясняется гуманитарной направленностью дисциплин, а со второй, пожалуй, излишней консервативностью самих педагогов.
Со вторым пунктом дела обстоят значительно лучше, поскольку литературных конкурсов, в том числе и с призами, в Интернете достаточно(например, и ). Пытаясь участвовать в подобных конкурсах, учащиеся будут развивать свои творческие способности гораздо быстрее и правильнее, чем при написании сочинения на шаблонную тему "Образ Наташи Ростовой в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»". И следует взять на заметку, если тема сильно стандартная, по которой уже написано очень много сочинений то не имеет смысла её даже задавать, пугая учащихся плохими оценками за плагиат: лентяи всё равно спишут, а успевающим такие задания только сбавляют интерес, потому что мотивацию надо стимулировать изнутри, а не палкой.
Ну и на правах личного мнения.
03.07.2013
|
|
|
| |
|