Здесь предлагаю обсудить вопросы тестов и помочь учителям на них ответить. Сейчас предлагаю вопросы по русскому языку и литературе, составленные сотрудниками Института развития образования Республики Башкортостан.Добавлено (12.01.2013, 14:56)
---------------------------------------------
Дайте ответ в форме: 1-в, 2-г и т.д.
1. РУССКИЙ язык
1. Согласные [з] и [ж] отличаются:
а) местом образования;
б) способом образования;
в) участием голоса/шума;
г) глухостью/ звонкостью.
2.0 каких фонетических процессах говорят ряды однокоренных слов воды — вода - водовоз, лес - леса - лесовик:
а) об аккомодации;
б) о редукции;
в) об ассимиляции;
г) о диссимиляции?
3. Какое из представленных ниже звукосочетаний невозможно внутри рус¬ского слова:
а) [зр];
б) [сд],
в) [фт],
г) [пл]?
4. Звук [ц] в русском языке является:
а) звонким и мягким;
б) звонким и твердым;
в) глухим и мягким;
г) глухим и твердым?
5. Гласные звуки [а] и [о] отличаются:
а) рядом;
б) подъемом;
в) огубленностью; » г) всем?
6. Каким принципом орфографии обусловлено написание буквы е в слове ЗЕМЛЯНОЙ:
а) фонематическим;
б) фонетическим;
в) традиционным;
д) дифференцирующим?
7. Частью графики является:
а) совокупность гласных фонем;
б) совокупность согласных фонем;
в) совокупность знаков препинания;
г) совокупность гласных и согласных звуков?
8. Редактором Орфоэпического словаря русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы (М.: Рус. яз., 1983) является:
а) Н.Ю. Шведова; б) А. А. Зализняк;
в) Р.И. Аванесов; г) Д.Н. Ушаков?
9. Русская орфография регламентирует:
а) передачу на письме звукового состава слова;
б) перенос слова;
в) написание большой/малой буквы; « г) все ответы правильные?
10. Признаком слова является:
а) цельнооформленность;
б) коммуникативность;
в) раздельнооформленность;
г) многоударность?
11. Название какого дня недели в русском языке является немотивирован¬ным:
а) среда; б) четверг; в) пятница, • г) суббота?
12. Завершите суждение Метафора - это перенос наименования...
а) по сходству;
б) по смежности;
в) с части на целое;
г) с целого на часть?
13. Термином, характеризующим лексику с точки зрения употребления в социальном пространстве, является:
а) старославянизм; б) неологизм;
в) диалектизм; г) архаизм?
14. Производное значение какого слова возникло в результате метоними-ческого переноса:
а) (получить) посылку;
б) золотые (руки);
в) (сосновые) иглы;
г) маковки (церквей)!
15. Фразеологическим сращением (по классификации В.В. Виноградова) является фразеологическая единица:
а) закадычный друг,
б) ахиллесова пята,
в) махнуть рукой,
г) щекотливый вопрос?
16. Из какого словаря взята приведенная ниже словарная статья «Корыто. Общеслав. Образовано с помощью -ыто от той же основы, что и кора. Перво¬начально корыто - изделие из коры»:
а) из словообразовательного;
б) из толкового;
в) из этимологического;
г) из словаря морфем?
17. Найдите неправильное суждение:
а) паронимы - слова с близким значением и звучанием;
б) конверсивы - одинаково звучащие слова;
в) антонимы - слова с противоположным значением;
г) омофоны - слова, совпадающие по звучанию, но различающиеся по на¬писанию?
18. Выделенная морфема в слове добрЕЕ является:
а) словообразовательной;
б) формообразовательной;
в) словоизменительной;
г) синкретичной?
19. Минимальной значимой единицей языка является:
а) фонема; б) морфема; в) слог; , г) слово?
20. Какое морфонологическое явление наблюдается при образовании про-изводного слова жилец от производящего слова жить:
а) чередование; б) усечение;
в) наложение; . г) интерфиксация?
21. Какой ряд цифр отражает соотношение между представленными ниже словами с материально выраженным окончанием, с нулевым окончанием и сло¬вами без окончания: Рагу, беж, умнее, пять, наш, дочь, начал, навзничь, раз¬гребая, деревьев, кино, сто, волчий, мой, устроен, сшит, в продолжение /всего лета/, метро, когда.
а) 1 - 9 - 9; 6)2-8-9; в)5-5-9; г)5-8-8?
22. Какое слово является непроизводным:
а) синь; б) бег; в) ход; г) гам?
23. Ряд слов снежный, снежок, снежинка, подснежник представляет собой:
а) словообразовательный тип;
б) словообразовательную цепочку;
в) словообразовательную парадигму;
г) словообразовательное гнездо?
24. Нулевой суффикс не используется при образовании слова: а) водонос; б) вездеход; в) крах; г) крик?
25. Сколько словообразовательных типов представлено словами газетка, котлетка, заметка, мулатка, схватка, полоска, записка, скрипачка:
а) один; б) два; в) три; г) четыре?
26. В каком ряду слов представлены только одушевленные существительные:
а) береза, бабочка, собака;
б) стая, отряд, народ;
в) рота, толпа, сестра; ^г^брат, солдат, покойник?
27. В каком ряду представлены слова, относящиеся к одному типу склоне¬ния:
а) работа, столовая, Москва;
б) семь, степь, мать; в) Путин, брат, поле;
г) сказуемое, окно, село?
28. В предложении Три девицы под окном /Пряли поздно вечерком сущест-вительное девицы имеет форму:
а) именительного падежа множественного числа;
б) родительного падежа единственного числа;
в) винительного падежа множественного числа;
г) другую?
29. В каком ряду представлены глаголы, относящиеся к одному типу спря-жения:
а) говорить, пить, солить;
б) бежать, решать, собирать;
в) слушать, вылить, стелить;
г) хотеть, писать, брить?
30. От какого из представленных ниже глаголов может быть образовано максимальное количество причастных форм:
а) решить;
б) улыбнуться;
в) решаться;
г) решать?
31. В предложении Люди делаются лучше слово лучше является:
а) сравнительной степенью прилагательного;
б) сравнительной степенью качественного наречия;
в) сравнительной степенью категории состояния;
г) сравнительной степенью предикативного наречия?
32. В предложении Мой век что день без солнышка слово что является:
а) местоимением;
б) союзом;
в) наречием;
г) частицей?
33. Тип связи между словами в словосочетании мальчик постарше
а) согласование;
б) управление;
в) примыкание;
г) координация?
34. Какое из предложений (как самостоятельных, так и в составе сложного) является неполным:
а) Вспоминайте наш снежок посреди чужого жара;
б) Нужно торопиться, чтобы не опоздать.
в) Мне нравится, что вы больны не мной;
г) За стеной разговаривают?
35. Укажите грамматическую основу предложения Беспокойство может сделать больным даже самого флегматичного человека:
а) беспокойство может;
б) беспокойство может сделать;
в) беспокойство может сделать больным;
г) беспокойство может сделать больным человека?
36. Укажите ряд, в котором предложения построены по разным структур¬ным схемам:
а) Смеркается. Лодку унесло ветром;
б) Отец в командировке. Друзья поссорились;
в) Пора ехать. Нельзя остановиться;
г) Брат - учитель. Дом - новый.
37. Укажите термин, который не относится к коммуникативному описанию предложения:
а) актуальное членение предложения;
б) тема // рема;
в) предикативность;
г) цель высказывания?
38. В каком из предложений придаточная часть находится в прифразовой позиции:
а) Обещание, которое ты даешь, кажется невыполнимым;
б) Обещание, что ты исправишься, невыполнимо;
в) Когда он придет, неизвестно;
г) Когда он придет, можно будет поговорить.
39. Назовите тип придаточной части в сложноподчиненном предложении Если у нас в мае цветут сады, то в Заполярье еще трещат морозы
а) условное,
б) уступительное,
в) сопоставительное,
г) сравнительное?
40. Какой феномен письменной речи не имеет своего графического выра¬жения:
а) сноска; б) абзац; в) двойное тире; г) дефис?
41. В каком предложении употреблены разнофункциональные знаки пре-пинания:
а) Все было путь ему: болото, бор, кусты, утесы и овраги (А.С. Пушкин);
б) Ихором бабушки твердят: «Как наши годы-то летят!»
в) Крик птицы, треск сучьев, хриплый хохот кукушки и сумрачное уханье филина - все гулко отдавалось в лесах;
г) Накануне туман рассеялся; природа, оцепеневшая от ненастья, стала оживать?
42. На каком принципе построена русская пунктуация:
а) на логическом;
б) на интонационном;
в) на синтаксическом;
г) на логико-синтаксическом?
43. Укажите предложение, в котором нарушены правила постановки зна¬ков препинания при союзе КАК:
а) Родина, как солнце, необъятна. Родина, как звезды, высока.
б) Россия в снег, как в серебро, одета.
в) Если радость, как буря, или горе, как ночь, только эти слова тебе могут помочь.
г) Знайте эти правила как свои пять пальцев.
44. Какая из синтаксических особенностей не свойственна обиходно- разговорному стилю русского языка:
а) препозитивное положение информационно значимых элементов выска¬зывания;
б) парцелляция;
в) употребление И.п. в функции зависимого члена высказывания;
г) большое число конструкций с обособленными оборотами?
45. Использование какого стиля литературного языка требует от его носи¬теля особой точности словоупотребления, не допускающей инотолкований:
а) художественного стиля;
б) публицистического стиля;
в) официально-делового стиля;
г) обиходно-разговорного стиля?
46. Какой стиль играет доминирующую роль в сфере образования:
а) официально-деловой;
б) научный;
в) разговорный;
г) публицистический?
47. В каком ряду расположение слов соответствует схеме сниженное - нейтральное - высокое:
а) ишачить, вкалывать, ломить, работать, трудиться;
б) пёхом, пешечком, пешедралом, пешком;
в) обмануть, провести, надуть, облапошить;
г) чрезвычайно, весьма, очень, крайне, до смерти?
48. Проблемами лингвокультурологии занимался:
а) Ф.Ф. Фортунатов;
б) Ю.С. Степанов;
в) Ф. де Соссюр;
г) Н.С. Трубецкой?
49. К лингвокультурологическому тезаурусу не относится термин:
а) языковая картина мира;
б) языковая личность;
в) языковая система;
г) концепт?
50. Какой из конститутивных признаков текста проявляется в том, что час¬ти текста и отдельные предложения внутри этих частей вступают между собой в различные семантико-синтаксические отношения, оформляемые с помощью союзов, наречий, местоимений и т.д.:
а) информативность;
б) завершенность;
в) связность;
г) членимость?
51. Б каком ряду представлены только стилистические фигуры:
а) градация, литота, метонимия;
б) оксюморон, каламбур, синекдоха;
в) хиазм, антитеза, эпифора;
г) парономазия, эпитет, сравнение?
52. В каком ряду представлены только перифразы:
а) фарисейские заявления, злобные нападки, голубой экран;
б) черное золото, люди в белых халатах, санитары леса;
в) фабрика здоровья, лесная столовая, добрососедские отношения;
г) работать с огоньком, варварские бомбардировки, служба погоды?
53. Какая функция русского литературного языка является главной для публицистического стиля:
а) воздействия;
б) эстетическая;
в) сообщения;
г) познавательная?
54. Морфологическими особенностями какого стиля является использова¬ние настоящего вневременного, употребление глаголов в неопределенно- личном значении, обобщенный характер значения единственного числа существительных:
а) официально-делового;
б) научного;
в) разговорного;
г) публицистического?
55. Как выделенное слово характеризует данное предложение с точки зре¬ния его принадлежности к тому или иному функциональному стилю На склонах преобладают горные степи, выше - светлохвойные леса, на западе - темно- хвойные:
а) выступает как примета научного стиля;
б) выступает как примета публицистического стиля;
в) выступает как примета официально-делового стиля;
г) выступает как примета разговорного стиля?
56. В основе выражения (много) дум передумал лежит стилистический прием:
а) плеоназм; б) оксюморон; в) алогизм; г) тавтология?
57. Укажите ряд, в котором у всех слов в формах им. п. мн.ч. морфологические и акцентологические нормы дифференцируются в зависимости от се¬мантики:
а) пропуск, лагерь, учитель;
б) квартал, корень, директор;
в) орден, брелок, выговор;
г) призыв, год, лист?
58. Укажите ряд, в котором нет погрешностей против норм ударения:
а) афЕра, вЕчеря, еретИк, дОгмат;
б) фенОмен, обеспечЕние, нОнсенс, бАловать;
в) кОлледж, НОВОРОЖДЁННЫЙ, квАртап, договОр;
г) гЕрбовый, некрОлог, премировать, втридорогА?
59. Какой из перечисленных признаков является основным для литератур¬ного языка:
а) его реальное использование во всех сферах общения;
б) письменная фиксация;
в) кодификация;
г) максимально широкая социальная база?
60. Наличие какого слова в грамматической основе предложения обяза¬тельно характеризует его как безличное:
а) печально; б) нужно; в) должен; г) надо?
61. Морфема -а в слове супруга с точки зрения функции характеризуется
как:
а) словообразовательная; б) словоизменительная;
в) формообразовательная; г) синкретичная?
62. Ядерными частями речи в русском языке признаются:
а) местоимение и глагол;
б) числительное и прилагательное;
в) существительное и глагол;
г) глагол и наречие?
63. В каком из приведенных слов морфемное и словообразовательное строение совпадают:
а) учительница; б) утомление; в) вход; г) вечером?
64. К суперсегментным средствам фонетики относится:
а) звук; б) слог; в) ударение; г) фонема?
65. Как соотносятся между собой научная грамматика и школьная:
а) имеют разный предмет и разные задачи;
б) имеют единый предмет и единые задачи;
в) имеют разный предмет и единые задачи;
г) имеют единый предмет и разные задачи?
66. В написании какого слова (каких слов) допущена НЕГРУБАЯ ошибка:
а) Башкирский Государственный Университет;
б) Лев Толстовский роман;
в) жюль вернский роман:
г) газетножурнапьный киоск?
67. Какой термин называет метод преподавания русского языка:
а) алгоритмизация языкового материала;
б) беседа;
в) тематическое планирование предметного содержания;
г) списывание?
68. На основании какого из названных характеристик урока выделяются следующие его типы: урок сообщения нового материала; урок закрепления зна¬ний, умений, навыков; урок обобщающего повторения, урок контроля знаний, умений и навыков:
а) дидактическая цель урока;
б) источник получения знаний;
в) характер деятельности учителя и учащихся;
г) тема урока?
69. Какой из видов работы не является структурным элементом урока:
а) объяснение нового материала;
б) проверка домашнего задания;
в) подведение итогов урока;
г) словарная работа?
70. Какое из приведенных научно-дидактических понятий не соответствует понятию «принцип обучения русскому языку»:
а) научность;
б) проектная деятельность;
в) системность в изложении материала;
г)"учет возрастных особенностей?
71. Какой вид деятельности не соответствует понятию «прием обучения»:
а) использование наглядности;
б) трансформация языковых форм и конструкций;
в) последовательность в изложении материала;
г) составление плана текста?
72. Какой из перечисленных приемов нецелесообразно использовать при изучении бессоюзных сложных предложений (БСП):
а) грамматический анализ предложения;
б) выявление смысловых отношений между частями предложения;
в) замена БСП соответствующими союзными сложными предложениями;
г) компрессия предложения?
73. Какой из указанных видов работы с языковым материалом является пассивным:
а) грамматический разбор;
б) составление графической схемы предложения;
в) списывание;
г) замена одних синтаксических конструкций другими?
74. Какой вид деятельности учащихся не соответствует понятию «умение»:
а) написание сжатого изложения;
б) воспроизведение орфографического правила;
в) выделение грамматической основы предложения;
г) поиск необходимой информации в лингвистическом словаре?
75. В соответствии с каким принципом орфографии осуществляется пра¬вописание приставок на -з / -с:
а) с традиционным принципом;
б) с фонематическим принципом;
в) с фонетическим принципом;
г) с дифференцирующим принципом?
76. Какая из допущенных ниже ошибок квалифицируется как орфографи¬ческая:
а) согласно приказа;
б) уделить внимание на здоровье;
в) скоропостижная гибель;
г) кампания друзей?
77. Укажите слово, в котором допущена негрубая ошибка:
а) полощащий;
б) в течении (месяца);
в) щоголь;
г) стекляный?
78. В учебной деятельности обучающегося на уроках русского языка текст не рассматривается как:
а) дидактическая единица;
б) феномен культуры;
в) дискурс;
г) порождение индивидуального сознания?
79. К упражнениям какого типа относится задание на составление графи¬ческой схемы предложения:
а) к аналитическим;
б) к синтетическим;
в) аналитико-синтетическим;
г) к дедуктивным?
80. Какие из приведенных орфографических ошибок не являются однотип¬ными:
а) строют, борятся;
б) испытовает, рассказовает;
в) стерает, умерает;
г) гарит, гарюет?
81. В предложенном ряду ошибочных написаний укажите вариант, содер¬жащий орфографическую ошибку:
а) яичная шампунь;
б) покрыт толью;
в) сшит из дермантина;
г) бутылка из-под молоко?
82. Какой термин называет ошибку, допущенную в устойчивых сочетаниях лопнула чаша терпения, играть главную скрипку:
а) алогизм;
б) плеоназм;
в) тавтология;
г) контаминация?
83. Какая норма языка нарушена в предложении Возвращаясь домой, мне казалось, что дождь никогда не кончится:
а) лексическая;
б) стилистическая;
в) синтаксическая;
г) морфологическая?
84. На основе какого принципа в школьном курсе русского языка выделя¬ются виды придаточных в сложноподчиненном предложении:
а) логико-грамматического;
б) формально-грамматического;
в) структурно-семантического;
г) логического?
85. Какая формулировка цели коммуникативно-ориентированного обуче¬ния русскому языку является более полной и корректной:
а) формирование умения создавать и воспринимать речевые высказывания (тексты);
б) формирование умения строить общение с учетом речевой ситуации и прежде всего - адресата как главной фигуры коммуникации;
в) формирование умения свободного владения различными стилями лите-ратурного языка;
г) формирование умения свободного владения жанровыми разновидно¬стями речи?
86. Какое из умений, формирование которых в процессе изучения русского языка предусмотрено ФГОС нового поколения, относится к метапредметным:
а) умение делать синтаксический разбор предложения;
б) умение выделять грамматическую основу предложения;
в) умение подбирать адекватный заголовок к тексту;
г) умение расставлять знаки препинания?
87. Какой из видов речевой деятельности не представлен в системе заданий ЕГЭ и ГИА:
а) аудирование
Б) говорение
в) чтение;
г) письмо?
88. Формирование стилистических умений опирается на:
а) знания о системном устройстве языка;
б) знания о признаках и закономерностях построения текста;
в) знания о различиях между стилями русского литературного языка;
г) на все перечисленное.
89. Как следует квалифицировать ошибки в предложениях:
В этих словах выражается наша любовь и поклонение Пушкину; Идеалы Наташи Ростовой изменились: теперь она мечтала о счастливой семейной жизни и как у нее будет много детей:
а) логические;
б) стилистические;
в) морфологические;
г) синтаксические?
90. Текст как дидактическая единица не тождествен понятию:
а) сложное синтаксическое целое;
б) целостное речевое произведение;
в) абзац;
г) микротема?
91. Инвариантная часть ФГОС нового поколения по русскому языку пре-дусматривает формирование культуроведческой компетенции учащихся:
а) в основной общеобразовательной школе;
б) в старшей школе;
в) в основной и старшей школе;
г) только в профильной старшей школе?
92. Какое из названных универсальных учебных действий, формирование которых предусмотрено ФГОС нового поколения, относится к действиям по¬знавательного характера:
а) определять цель учебной деятельности;
б) строить диалог / полилог в процессе учебной деятельности;
в) осуществлять планирование учебной деятельности;
г) сопоставлять факты в процессе изучения учебного материала?
93. В ряду предложений укажите то, в котором имеется синтаксическая ошибка:
а) В голосовании приняли участие жители самых отдаленнейших мест;
б) Материал для строительства должен быть достаточно прочен и лег¬кий;
в) Сад занимает свыше ста гектар;
г) Служба первое время поддавалась легко.
94. Выберите утверждение, отражающее научный взгляд на теорию и ме¬тодику изучения русского языка в школах с русским (неродным) и родным (не¬русским) языком обучения:
а) Родной язык в процессе обучения русскому языку использовать нецеле¬сообразно;
б) Одним из основных методов обучения русскому языку является пере¬водный;
в) Одним из основных принципов обучения русскому языку является прин¬цип учета родного языка;
г) Один из основных принципов обучения русскому языку — полилингваль-
ный.
95. Что целесообразнее использовать в качестве основной дидактической единицы при обучении русскому языку в школе с русским (неродным) и род¬ным (нерусским) языком обучения:
а) слово;
б) предложение;
<в) текст;
г) абзац?
96. Для чего нужно использовать сопоставительный метод при изучении русского языка:
а) для осознания особенностей грамматической системы русского языка;
б) для осознания особенностей лексической и фонетической систем рус¬ского языка;
в) для осознания русского языка как феномена культуры;
г) для достижения всех целей, указанных выше?
97. Что — в соответствии с Фундаментальным ядром содержания общего образования (М., 2010) - следует отнести к основным элементам научного зна¬ния:
а) социально-исторические и культурные традиции народов России;
б) религиозные и семейные традиции народов России;
в) знания о предмете, задачах и методах определенной науки;
г) конкретные способы преобразования учебного материала?
98. Какое умение, формируемое при изучении русского языка, относится к предметным:
а) умение характеризовать текст как феномен жанра и стиля;
б) умение информационно переработать текст;
в) умение извлекать информацию из лингвистических словарей разных ти¬пов и других источников;
г) умение определять тему и главную мысль текста?
99. Какая тема, названная в «Примерных программах по учебным предме¬там. Русский язык. 5-9 классы» (М.: Просвещение, 2010), относится к разделу «Общие сведения о языке»:
а) Русский язык - государственный язык Российской Федерации и средст¬во межнационального общения;
б) Отражение в языке культуры и истории народа;
в) Нормативные словари современного русского языка;
г) Функциональные разновидности языка?
100. Определите тип ошибки в сочетаниях сухая дрова, синяя чернила:
а) орфографическая;
б) синтаксическая;
в) лексическая;
г) морфологическая?
Добавлено (12.01.2013, 14:56)
---------------------------------------------
2. ЛИТЕРАТУРА
1. Кто из перечисленных поэтов первой половины 19 века не входил в «элегическую школу»:
A) Андрей Тургенев; Б) Денис Давыдов;
Василий Жуковский; Г) Михаил Лермонтов?
2. Какую поэтическую новацию принято соотносить с именем В. Жуков¬ского:
A) визуальная наглядность образов; Б) двухсложные размеры;
суггестия; Г) аллегоризм?
3. В какой из перечисленных басен И.А. Крылов осмеял страсть к переме¬нам:
A) «Листы и корни»; Б) «Волк и ягненок»;
«Лягушки, просящие царя»; Г) «Сочинитель и разбойник»?
4. О каком писателе-романтике В. Белинский сказал: «У него всякая ко¬пейка ребром, каждое слово с завитком»:
A) В. Жуковский; Б) М. Лермонтов;
В.Одоевский;
Г) А. Бестужев-Марлинский?
5. Какая из перечисленных новелл В.Ф. Одоевского не входит в роман «Русские ночи»:
A) «Последний квартет Бетховена»; Б) «Сильфида»;
«Себастьян Бах»; Г) «Бал»?
6. Какую черту поэтики комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» можно считать новаторской:
A) использование ролей-амплуа; Б) конфликт ума и предрассудков;
форма стихотворной комедии;
Г) меткость и афористичность языка?
7. Важная черта поэтического стиля А.С. Пушкина зрелого периода: А) метафорическая избыточность;
Б) суггестия;
В) строгая функциональность, изобразительность; Г) народно-песенные трехсложные размеры?
8. Какое из стихотворений М.Ю. Лермонтова можно рассматривать как бо-гоборческое:
A) «Когда волнуется желтеющая нива...»;
Б) «Выхожу один я на дорогу...»;
«Благодарность»;
Г) «Я, матерь Божия, ныне с молитвою...»?
9. Какой из перечисленных архетипических сюжетов использовал А.С. Пушкин в «Маленьких трагедиях»:
A) договор с дьяволом;
Б) явление Христа;
чумной город;
Г) воскрешение из мертвых?
10. В каком произведении А.С. Пушкина возникает и интерпретируется образ Петра I:
A) «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...»; Б) «Вольность»;
«Арион»; Г) «Стансы»?
11. Какое стихотворение А.С. Пушкина представляет собой вольный пере¬вод оды Горация:
A) «Анчар»;
Б) «Поэт» («Пока не требует поэта к священной жертве Аполлон...»);
«Деревня»;
Г) «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...»?
12. Кто из русских писателей продолжил разработку пушкинской темы любви-«привычки»:
A) А. Писемский («Тысяча душ»); Б) А. Герцен («Сорока-воровка»);
И. Гончаров («Обломов»);
Г) М. Лермонтов («Герой нашего времени»)?
13. Как называется место в Грузии, где происходят события в поэме М.Ю. Лермонтова «Демон»:
А) Тифлис; Б) Кутаиси; В) Синодал; Г) Цхалтубо?
14. В каком произведении Н.В. Гоголя использован мотив несостоявшейся женитьбы:
A) «Страшная месть»; Б) «Вий»;
«Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоро- вичем»;
Г) «Иван Федорович Шпонька и его тетушка»?
15. В каком произведении Н.В. Гоголь демонизирует женскую красоту:
A) «Портрет»;
Б) «Вечер накануне Ивана Купалы»;
«Ночь перед Рождеством»; Г) «Старосветские помещики»?
16. В каком произведении Н.В. Гоголя можно обнаружить черты пародии:
A) «Вий»;
Б) «Тарас Бульба»;
«Старосветские помещики»;
Г) «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифорови- чем»?
17. Какое произведение относится к жанру «романа карьеры»:
A) «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова; Б) «Обыкновенная история» И.А. Гончарова;
«Кто виноват?» А.И. Герцена;
Г) «Русские ночи» В.Ф. Одоевского?
18. Какая из перечисленных новелл входит в цикл Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки»:
A) «Записки сумасшедшего»; Б) «Портрет»;
«Вий»;
Г) «Вечер накануне Ивана Купалы»?
19. Какое из поэтических произведений М.Ю. Лермонтова своим гневным пафосом, апелляцией к Богу напоминает оду Г.Р. Державина «Властителям и судиям»:
А) «Прощая, немытая Россия...»; Б) «Родина»; / В) «Смерть Поэта»; Г) «Как часто, пестрою толпою окружен...»?
20. В каком произведении русского романтика использована фабула «ев¬ропеец среди дикарей»:
A) «Город без имени» В.Ф. Одоевского; Б) «Цыганы» А.С. Пушкина;
«Мцыри» М.Ю. Лермонтова; Г) «Страшная месть» Н.В. Гоголя?
21. В основу какого произведения положены мистические мотивы:
A) «Невский проспект» Н.В. Гоголя;
Б) «Последний квартет Бетховена» В.Ф. Одоевского;
«Метель» А.С. Пушкина;
Г) «Старосветские помещики» Н.В. Гоголя?
22. Какое произведение не является прозаическим циклом:
A) «Петербургские повести» Н.В. Гоголя;
- Б) «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова;
«Повести Белкина» А.С. Пушкина; Г) «Миргород» Н.В. Гоголя?
23. Какое произведение И.А. Гончарова В.Г. Белинский определил как «страшный удар по романтизму»:
A) «Фрегат «Паллада»;
Б) «Обыкновенная история»;
«Обломов»; Г) «Обрыв»?
24. Героя какой пьесы А.Н. Островского современники называли «купече¬ским королем Лиром»:
A) «Бедность не порок»;
Б) «Свои люди - сочтемся!»;
«Гроза»;
Г)«Бесприданница»?
25. Кто из поэтов второй половины XIX века разрабатывал ролевую лири¬ку, создал стиль, близкий к разговорному:
A) А. Фет;
Б) Ф. Тютчев;
А. Григорьев; Г) Н. Некрасов?
26. Для какого писателя характерен стиль орнаментальный, «украшенный» народной фразеологией:
А) М. Салтыков Щедрин;
Б) Н. Лесков; В) В. Гаршин; Г) И. Тургенев?
27. «Бесфабульная повесть с великим сюжетом» - это:
A) «Левша» Н. Лескова; Б) «Казаки» Л. Толстого;
«Степь» А. Чехова;
Г) «Двойник» Ф. Достоевского.
28. Какое событие в жизни Лаврецкого «озвучено» музыкой Лемма («Дво-рянское гнездо» И. Тургенева): '
A) приезд в Лаврики; Б) возвращение жены;
уход Лизы в монастырь;
Г) объяснение Лаврецкого и Лизы?
29. В каком из произведений не затрагивается проблема нигилизма:
A) «Что делать?» Н. Чернышевского; Б) «Бесы» Ф. Достоевского;
«Вешние воды» И. Тургенева; Г) «Обрыв» И. Гончарова?
30. «Кому повем печаль мою?» - это: А) реплика Ивана Карамазова в суде;
Б) финал «Бесприданницы» А. Островского; ' В) эпиграф к рассказу А. Чехова «Тоска»; Г) предсмертные слова Анны Карениной?
31. Черты импрессионизма в изображении природы характерны для по¬эзии:
A) В. Жуковского; Б) Ф. Тютчева;
А. Фета;
Г) Н. Некрасова?
32. Назовите пьесу А.Н. Островского, представляющую «славянофильский период» его творчества:
A) «Бедность не порок»;
Б) «Свои люди - сочтемся!»;
«Гроза»; Г) «Лес»?
33. Кто из писателей стал изображать «среднего человека», разноликую, пеструю толпу современников;
A) И. Тургенев; Б) В. Гаршин;
А. Чехов;
Г) Н. Некрасов?
34. В каком из названных произведений не использован сюжет о неверной жене:
A) «Анна на шее» А. Чехова;
Б) «Надежда Николаевна» В. Гаршина;
«Леди Макбет Мценского уезда» Н. Лескова; Г) «Гроза» А. Островского?
35. В каком произведении Ф.М. Достоевского проблема веры связана с об¬разом «Христа без чудес»:
A) «Бесы»; Б) «Идиот»;
«Братья Карамазовы»; Г) «Бедные люди»?
36. Кто из классиков сказал, что писатель должен быть психологом, но тайным:
A) Л. Толстой; Б) А. Чехов;
И. Тургенев;
Г) Ф. Достоевский?
37. Какой роман по степени воздействия на умы современников стал для них «вторым Евангелием»:
A) «Отцы и дети» И.С. Тургенева;
Б) «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского;
«Что делать?» Н.Г. Чернышевского; Г) «Воскресение» Л.Н. Толстого?
38. «...пристальное внимание к внутренней жизни, едва уловимым движе¬ниям души, сменяющимся с чрезвычайной быстротой» (Н.Г. Чернышевский) есть главное достоинство творческого метода:
A) И. Тургенева; , Б) Л. Толстого;
Ф. Достоевского; Г) А. Чехова?
39. Кто из поэтов - автор стихотворения, фрагмент которого представлен ниже:
О, как на склоне наших лет Нежней мы любим и суеверней... Сияй, сияй, прощальный свет Любви последней, зари вечерней!
A) А. Фет;
Б) В. Жуковский;
Ф. Тютчев; Г) Н. Некрасов?
40. Какое из названных ниже художественных направлений определило развитие отечественной литературы в последней четверти XX века:
А) модернизм; Б) романтизм; > В) постмодернизм; Г) соцреализм?
41. Какой из указанных жанров относится к лирическому роду литературы: А) поэма; Б) элегия; В) басня; Г) баллада?
42. Структурным элементом поэтического произведения не является:
A) строфика;
Б) лирический герой;
лирический сюжет; Г) пафос?
43. Типичность героев определяется:
A) их изображением в одной художественной традиции; Б) набором качеств, присущих людям одной эпохи;
общностью их поведения в схожих ситуациях; Г) их внешним сходством?
44. Какой жанр в ряду эпических жанров является лишним:
А) эпопея; Б) басня; В) повесть; Г) новелла?
45. Композиция художественного произведения - это:
A) последовательность событий в произведении;
Б) жанрово обусловленное построение художественного произведения;
субъектно-объектная организация текста; Г) расположение глав, частей книги?
46. Основным предметом изображения в эпосе является:
A) пейзаж; Б) событие;
субъективное переживание; Г) действие?
47. В приведенном стихотворении А.А. Фета используется:
Только в мире и есть, что тенистый
Дремлющих клёнов шатёр.
Только в мире и есть, что лучистый
Детский задумчивый взор.
Только в мире и есть, что душистый
Милой головки убор.
Только в мире и есть этот чистый
Влево бегущий пробор.
48. В приведенном поэтическом фрагменте М.Ю. Лермонтов использует:
A) анафору; Восстал он против мнений света Б) оксюморон; Один, как прежде, и убит.
стык; Убит! К чему теперь рыданья... Г) градацию?
49. К художественным приемам поэтического синтаксиса не относится:
A) антитеза; Б) умолчание;
полисиндетон; Г) перифраза?
50. Установите соответствие:
ТИПЫ ИСКУССТВ ВИДЫ ИСКУССТВА
1) пространственные А) музыка
2) временные Б) архитектура
— В) живопись
Г) литература Д)скульптура
51. В момент кульминационной ситуации в художественном произведении: А) раскрываются обстоятельства жизни героев до начала действия; Б) сообщаются сведения о судьбе героев после изображённых в произве¬дении событий;
В) борющиеся силы находятся в остром столкновении, конфликт раскры-вается полностью, обнажаются позиции сторон;
A) эпифора; Б) стык;
анафора;
Г) оксюморон?
Г) сообщается о самых значительных событиях в жизни героя?
52. Предметом лирики является:
А) сфера внутренней жизни людей, их психология;
Б) вся полнота бытия;
В) действие;
Г) история жизни человека?
53. Лирические отступления - это:
А) обязательный компонент лирических, драматических, эпических произ¬ ведений;
Б) компонент композиции эпического произведения, выражающий прямое авторское отношение к тому, что показано в произведении;
В) авторская ремарка в драматическом произведении;
Г) авторские размышления в лирическом произведении?
54. Повествование - это:
А) сюжет художественного произведения;
Б) способ организации речевой структуры эпических произведений;
В) особенность лирических произведений;
Г) речь автора в д