Гипотеза первой лекции.
|
|
x_name | Дата: Воскресенье, 21.06.2015, 19:06 | Сообщение # 1 |
x_name
Ранг: Дошколенок (?)
Группа: Зарегистрированные
|
Сообщений: |
1 |
Награды: |
0 |
Статус: |
Offline |
|
Не первый год я занимаюсь подготовкой школьников к ЕГЭ, и за это время у меня сложилось понимание того, что вся школьная информатика может быть определена с помощью понятия «первая лекция». Что я понимаю под этим словосочетанием: именно первую лекцию нескольких базовых семестровых курсах, которые читали мне в Политехе на кафедре Вычислительных машин, некоторые из которых читаю я, и которые до сих пор слушают айтишники. Признайтесь, что есть проблема объяснения того почему нужны те или иные темы, необходимость которых не вполне очевидна, да и сами темы вроде никак не связаны. А если непонятно «нафиг надо», то проблемы с мотивацией неизбежны. Но я считаю, что в рамках основных тем есть фишки за которые можно зацепить внимание, и объяснить необходимость и интересность темы. Мы помним, что занимаемся проблемой «первая лекция» в рамках информатики. Начнем, пожалуй, с невероятно формальной и внешне ни к чему не пришиваемой темы «Системы счисления». Позиционные вообще, двоичная, восьмеричная, шестнадцатеричная. Это действительно первая лекция курса, мне его читали: «Арифметические и логические основы ЦВМ». Зачем нужно – уметь проектировать АЛУ процессора. Но самое интересное – хранение данных в процессоре, а значит и в памяти – это потом, это весь остальной семестр. Это про прямой, обратный дополнительный код для целых чисел, способы хранения чисел с плавающей точкой, способы реализации арифметических операций для фиксированных и плавающих чисел. Ничего этого в информатике нет. Поэтому цель изучения систем счисления обычно остается тайной. Восьмеричную и шестнадцатеричную систему мы пока отложим. Логика. Вот уж воистину нелогичная тема имени Импликации. И, ИЛИ, НЕ и царица логики Импликация. Зачем? К чему? «Если Валя приехала из Тамбова, то она в синем платье»… Обычно логика – это часть курса «Дискретная математика». И если вы учитесь на айтишника, то этот курс неизбежен сразу после общематематических основ построения АЛУ процессора. Потому что умение строить таблицу истинности, которая «наша всё» в логике, приводит к феерическим результатам! Я всегда это показываю, как формально построить таблицу истинности одноразрядного двоичного сумматора, как из этих одноразрядных сумматоров построить многоразрядный. Чудо! Из выключателей, которые реализует И и ИЛИ мы построили устройство, которое без участия человека умеет складывать! В глазах огонь, школьники тщательно срисовывают схему одноразрядного сумматора. Им стало понятно зачем! Зачем вся эта логика, и ее место в информатике. Кстати, уходит на это чудо минут двадцать. Оно не обязательно, но в одной точке встречаются: системы счисления, логика, типы данных. А если рассказать про дополнительный код, то оказывается, что сумматор нужен, а вычитатель – нет. И далее со всеми остановками. Из курса теории проектирования баз данных берется первая лекция про то, что все хранится в связных табличках. Все вопросы про транзакции, параллельный доступ, ай… Ищите родственников. Из курса, посвященного любому языку программирования, берется первая лекция, в которой обязательно упоминаются восьмеричная и шестнадцатеричные системы счисления, которые нафиг не нужны процессору, а человеку с ними легче. Именно человеку, потому что запись чисел компактнее. А четверичная не нужна, потому что экономия в два раза не интересна. И тэдэ. Я уверен, что информатику нужно преподавать с учетом параллельных мест. И яснее это будет, и мотивированнее. А кто против – возражайте!
21.06.2015
|
|
|
| |
|
Popugayka | Дата: Воскресенье, 21.06.2015, 22:44 | Сообщение # 2 |
Сообщений: |
1111 |
Награды: |
12 |
Статус: |
Offline |
|
Так как информатику - ЕГЭ в основном сдают те ребята, которые потом выбирают себе аналогичный вуз, то может и стоит им потренироваться в переводе чисел из разных систем счисления, а вот остальным ученикам, считаю, нерациональным заниматься пересчетом, вот принцип знать необходимо, а пересчитывать не стоит. Ведь этим ученикам в будущем никогда не придется с этим столкнуться в реальной жизни. А если и понадобится, то можно изучить, потому что этот навык точно забудется, так как он не применяется в жизни. С логикой совсем другое дело.Логические цепочки составляются в пользовательских формулах в прикладных программах.
21.06.2015
Сообщение отредактировал Popugayka - Понедельник, 22.06.2015, 18:12
|
|
|
| |
|
nouvelle9556 | Дата: Понедельник, 22.06.2015, 02:16 | Сообщение # 3 |
nouvelle9556
Ранг: Доцент (?)
Группа: Пользователи
Должность: учитель
|
Сообщений: |
1177 |
Награды: |
51 |
Статус: |
Offline |
|
x_name, да-да-да-да))) У меня был курс 10-11 классы по одному часу в неделю. Бедные дети. Да и я еще пихала все подряд. Не отказала себе и в логике. Зато я помню. как рассказывала триггер. Как разрисовали вентили. Убедились,ч то вся логика вполне собирается из проводов и ключей. А потом схемка. Расставили нулики и единички. И вдруг один молодой чел как закричит: - Оно же там верится! Блин, Галилей))) Но абсолютная правда: дети должны знать, зачем это все. Иначе сборник историй про информатику получается.
22.06.2015
|
|
|
| |
|
Александр_Игрицкий | Дата: Понедельник, 22.06.2015, 09:44 | Сообщение # 4 |
Сообщений: |
11095 |
Награды: |
129 |
Статус: |
Offline |
|
Цитата nouvelle9556 ( ) Но абсолютная правда: дети должны знать, зачем это все. Безусловною В любом деле.
22.06.2015
|
|
|
| |
|
sbr | Дата: Среда, 24.06.2015, 09:24 | Сообщение # 5 |
sbr
Ранг: Дошколенок (?)
Группа: Зарегистрированные
|
Сообщений: |
2 |
Награды: |
0 |
Статус: |
Offline |
|
Автор топика в основном (ИМХО) прав. Только с такими разделами как алгоритмизация (структурная парадигма), основы логики (без закидонов типа логических функций, предикатов), системы счисления (без дробей и прочего) учащихся надо знакомить в школе. А уже ВУЗ пусть развивает.
Не изучают же правила Кирхгофа, или функции от многих переменных в школе.
Беда информатики в том, что все пытаются втиснуть в школьный курс - одно объектно-ориентированное программирование чего стоит
24.06.2015
|
|
|
| |
|
Александр_Игрицкий | Дата: Среда, 24.06.2015, 12:04 | Сообщение # 6 |
Сообщений: |
11095 |
Награды: |
129 |
Статус: |
Offline |
|
Цитата sbr ( ) Не изучают же правила Кирхгофа Ещё как изучают, хотя никакой необходимости нет.
24.06.2015
|
|
|
| |
|
sbr | Дата: Четверг, 25.06.2015, 07:12 | Сообщение # 7 |
sbr
Ранг: Дошколенок (?)
Группа: Зарегистрированные
|
Сообщений: |
2 |
Награды: |
0 |
Статус: |
Offline |
|
Цитата Александр_Игрицкий ( ) Ещё как изучают. Всяко смотрел учебник Мякишева - не нашел Да не в этом суть! Дело в том что программа по информатике напичкана такими темами которые студент ВУЗа плохо переваривает!
25.06.2015
|
|
|
| |
|
Александр_Игрицкий | Дата: Четверг, 25.06.2015, 08:33 | Сообщение # 8 |
Сообщений: |
11095 |
Награды: |
129 |
Статус: |
Offline |
|
Цитата sbr ( ) Всяко смотрел учебник Мякишева - не нашел На Мякишеве свет клином не сошёлся. И ещё добавлю. В официальной программе такой темы нет. Однако, изучают. Цитата sbr ( ) Дело в том что программа по информатике напичкана такими темами которые студент ВУЗа плохо переваривает! Это само по себе ни о чём не говорит. Я вообще любое знание плохо перевариваю. И ничего. Живу. Программы тем более.
25.06.2015
|
|
|
| |
|