Почему милиция стала чаще стрелять по людям Уже много месяцев со страниц криминальной хроники не сходят истории о милиционерах-убийцах [обсуждение]
Андрей ЛАВРОВ, Александр БОЙКО — 30.10.2009
Все началось с майора Дениса Евсюкова в Москве. Затем лейтенант Александр Мец из Омска, приревновав подругу, застрелил 2 человек и покончил с собой. Теперь - тувинские истории: Сначала пьяный лейтенант убил коллегу, пытавшегося отвезти его на освидетельствование, и застрелился сам. Потом сотрудник ДПС расстрелял школьника, сидевшего за рулем без прав...
Что происходит с милицией? Почему она стреляет в нас все чаще? Об этом мы спросили работающего в одном из московских ОВД оперативника и «гражданского» психолога и председателя координационного совета профсоюза сотрудников милиции Москвы.
«МЕНТ ОБЯЗАН БЫТЬ АГРЕССИВНЫМ»
- В милиции не должны служить люди, не способные выстрелить в человека, - рассказывает Олег П., 32-летний майор милиции, сотрудник одного из московских ОВД. Мы сидим поздно вечером в одном из московских кафе. У Олега на руке часы «Ролекс». На столе перед ним лежит люксовый мобильник «Вирту», который в магазинах стоит ну никак не меньше 4000 евро.
- Откуда часы? - спрашиваю.
- Это точная хорошая копия, - улыбается мой собеседник. - «Виртак» тоже копия. Откуда у меня такие деньги?! Ты пойми, я же в кабинеты к серьезным людям захожу или вот на ограбление недавно ездил - так там такие хоромы на Остоженке! И тут я такой: с китайскими часами. Несолидно!
- Так почему ты считаешь, что милиционер должен быть готов выстрелить в человека?
- Иначе ты плохой мент. Ты должен быть жестким, сильным, агрессивным. Если не можешь нажать на курок - тебя затопчут свои же. Бумажками, проверками, рапортами, дерганьем по дежурствам. В нашей системе нужно иметь железные нервы и агрессию в крови, но ты знаешь, у меня как-то проскочила шальная мысль, что на месте Евсюкова мог быть я. Так достало все... Особенно после того, как рано утром в выходной на работу вызвали. В общем, с тех пор не пью ни грамма.
- А все-таки почему милиционеры стреляют?
- От обиды, наверное. Вот попробуй журналиста обидеть - вой поднимут на всю страну, президент будет выступать. А пнуть мента каждый считает своим долгом. И само же МВД в первую очередь нас пинает. Сначала присылает дурацкие планы, потом дурацкие проверки. Разбейся вдребезги, но подай раскрываемость. Вместо преступников бомжей приходится ловить и «палки» по-быстрому стряпать.
Приходится врать, изворачиваться. А по сути, во всей системе органов внутренних дел - сплошная ложь. Для многих эта тяжесть - видеть каждый день трупы, врать начальству, терпеть обиженную жену, которой вечно денег на косметику не хватает, - оказывается не по силам. Нельзя с этим камнем на душе каждый день с оружием в руках на дежурство заступать, держать пистолет в руках без выходных по 15 часов в сутки. Так и рехнуться можно.
«ЭТО ТОЛЬКО ЦВЕТОЧКИ»
- То, что происходит у нас сейчас, только цветочки, - качает головой мой второй собеседник, кандидат психологических наук Дмитрий Журавлев. - Как ни прискорбно, но у нас все общество подвержено стрессам, в нем много агрессии. Из той же травматики мирные люди друг в друга палят, не только милиционеры. А у них работа предполагает гигантские стрессы.
Второй фактор - мы имеем закрытую для общества милицию, обладающую почти неограниченной властью. Есть достойные люди, а есть те, кто может забрать в «обезьянник» человека, вышедшего просто за хлебом, избивать его там три дня, и потом этот милиционер не будет наказан. Сочетание двух этих факторов дает такие результаты. И агрессия со стороны милиции будет только усиливаться...
«ОДИН ПСИХОЛОГ НА 250 ЧЕЛОВЕК»
- Любой сотрудник МВД при встрече с опасностью и бандитами испытывает стресс, - рассказывает председатель координационного совета профсоюза сотрудников милиции Москвы Михаил Пашкин, - в такие моменты его учат бороться со страхом и использовать оружие.
Но стресс милиционер испытывает все чаще и без столкновений с бандитами. В месяц среднестатистический милиционер нарабатывает вместо положенных по Трудовому кодексу сорока часов по 50 - 60! Это с теми же бандитами, проститутками и бомжами. Его лишают премий, требуя раскрываемости, а сотрудники собственной безопасности пытаются поднять свои показатели, выискивая среди милиционеров нечистых на руку... И при этом у нас один штатный психолог на 250 человек!
КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА
В таких условиях нервы могут сдать у каждого!
Михаил ВИНОГРАДОВ, психиатр-криминалист, руководитель Центра правовой и психологической помощи в экстремальных ситуациях:
- В милицию сейчас набирают, минуя психологов. Это в корне неправильно! Майор Евсюков в детстве трижды лежал в психбольнице, но... окончил Высшую школу милиции и получал все новые звания. Психопрофилактическая служба в МВД разрушена полностью! Нет должного отбора в органы. Нет контроля за состоянием сотрудников в период службы и нет адекватной психологической поддержки самих же стражей порядка в условиях ежедневных стрессов. Психологами в МВД работают люди (в основном молодые женщины), не имеющие представления о специфике разных подразделений, не понимающие степени напряженности и того, с каким адом ежедневно приходится сталкиваться сотрудникам милиции. В результате даже изначально психологически устойчивые оперативники «срывают нервы» и со временем им все труднее контролировать агрессию.
Надо воссоздать психопрофилактическую службу со своим научным центром и ведомственной военно-психиатрической комиссией. Подчиняться милицейские психологи должны не местному милицейскому начальству, а по вертикали власти - первому замминистра по кадрам.
Елена ИОНОВА