Я обещал, потому это для меня теперь свято:
Ставлю своей целью краткость и доступность для общего понимания в изложении самого главного, чем должен руководствоваться среднестатистический человек, взявший камеру в руки.
Сегодня остановлюсь лишь на статической, постановочной фотографии при портретной и пейзажной съёмке, как самых распространённых видах съёмки. Для начала не стану затрагивать ничего, свойственного особым условиям съёмки. Если кто-то чего-то не поймёт, тогда потом попытаюсь осветить проблему шире, ответив на вопросы. А) Замысел и оценка объекта съёмки.
Хотите получить хороший снимок – постарайтесь заранее представить то, что должно попасть в кадр, осмыслить и оценить обстановку. Не идите на поводу эмоций. Пример: … Вас покорил ребёнок, вы хватаете камеру и, …только после детальной оценки изображения на экране монитора замечаете, что задним фоном портрета является старый полуразвалившийся забор, хотя, если бы вы отступили на пару шагов в сторону, задним фоном стал бы цветущий сад. Конечно, при помощи современных технологий можно всегда исправить положение и заменить задний фон какой угодно картинкой, но ценность фотографии определяется её чистотой, а творения фотошопа - это другая уже, не фотографическая сфера искусства.
Б) Кадрирование
Понятно, в кадре должно быть только то, что мы хотим видеть на фото. На дисплее мы видим готовую фотографию, вот тут-то и надо определиться с границами и с тем, что мы хотим получить в итоге, что нам важно. Мы хотим портрет крупным планом, с детальной проработкой кожи, или детальной проработкой одежды? Подойдем ближе к снимаемому объекту, или воспользуемся системой трансфокации объектива, ZOOM… (приближение объекта). При этом в кадре не должно оставаться свободного места с боков. Если мы снимаем пейзаж, всю полезную площадь кадра должно занимать только то, что мы желаем видеть на фото. Не надо надеяться на то, что после фотографию можно будет обрезать, как нужно. При этом пострадает качество, не будет проработки полутонов, которая особо ценится в портретной съёмке. Если мы снимаем портрет в пейзаже, то при этом надо расставить приоритетные акценты, выяснить, что главнее, портрет, или пейзаж. Всегда можно найти компромиссное решение – кадрирование провести по пейзажу, а портрет пусть прикроет в пейзаже какую-нибудь малоэффектную его часть, находясь вблизи от камеры. Особо отмечаю групповой портрет, например учеников класса. Всегда надо стремиться к тому, чтобы все лица находились на одном расстоянии от объектива и заполняли всю полезную площадь кадра. Для этого желательно расположить ступенчато все лица, и при съемке использовать, насколько это возможно, максимальное фокусное расстояние объектива (приблизить).
В) Оценка условий освещения.
Идеальное освещение, это солнечное рассеянное, когда солнце находится за лёгким облачком. При открытом солнце нежелательно, чтобы лучи его попадали в объектив камеры, потому оно должно находиться позади фотографа. В таком случае при съёмке портрета, особенно группового, глаза снимаемых могут оказаться прищуренными. При съемке со вспышкой всегда надо помнить, что изображение будет слишком контрастным, пересвеченным ближним, и пропадающим в темноте дальним фоном. При съемке в комнате всегда нужно оценивать наличие зеркал, стёкол и полировки мебели, способных своим отражением вспышки безнадёжно испортить кадр. Съемку в тени тоже можно считать идеальной, но при этом нужны определённые навыки и некоторые приспособления, а именно штатив, чтобы не допустить «смазывания» изображения при длительной выдержке.
Г) Техника съёмки
Снимать всегда нужно чётко и резко, так как сделать изображение мягким, нерезким всегда можно потом, применив фильтры при редакции снимка. Для этого нужно, приняв устойчивое положение для съёмки с рук, держать камеру двумя руками, уперев локти в корпус. Спуск затвора производить, сделав глубокий вздох, задержав дыхание, плавным нажатием кнопки, приблизительно так, как будто стреляете в тире из винтовки. Если съёмка ведётся от стены дома, полезно прислонить камеру к стене дома, для того, чтобы зафиксировать её положение. Возможно использование других подручных средств, например черенка лопаты на огороде, в качестве опоры для камеры. При длительных выдержках вообще нереально получить снимок с чёткой проработкой в деталях, если снимать «с рук», этому может помешать даже пульс крови в венах.
Конечно, это очень примитивный мастер-класс, я так понимаю, но я сегодня пока не готов писать объемные рефераты по теме, у меня просто нет для этого времени. А вот ответить на многие интересующие вас вопросы по фотографии, я, пожалуй, мог бы попробовать.
Я не прощаюсь пока, далее я расскажу про дальнейшую обработку цифрового изображения в различных графических редакторах. Для этого мне необходимо пару неделек времени. В прошлом посте я дал ссылку на материал сайта по процессам фотографии, но там есть такие моменты, с которыми я категорически не согласен – я раскрою их под другим углом, но это все пока на перспективу.