Svetac | Дата: Воскресенье, 16.10.2011, 21:42 | Сообщение # 1 |
Svetac
Ранг: Дошколенок (?)
Группа: Зарегистрированные
|
Сообщений: |
2 |
Награды: |
0 |
Статус: |
Offline |
|
Исследования последних лет, посвященные проблемам детства, предъявляют качественно иное понимание сущности детства и отношение к нему как культурно-историческому, социально-психологическому, социально-педагогическому феномену. Обоснован подход к проблеме развития растущего человека как личности на основе понятия “социальное развитие в пространстве — времени Детства” (Д.И. Фельдштейн), исследуется культуротворческая функция детства в развитии общества (В.Т. Кудрявцев), изучается представленность в сознании детей символов мироустройства (Ю.А. Аксенова). Становление в науке такого восприятия детства требует качественного переосмысления не только содержательной стороны условий социализации ребенка, но и форм, в которых она осуществляется. Дошкольное учреждение является одной из таких форм, которая показала свою жизнеспособность в различные историко-культурные периоды, а также способность соответствовать требованиям государства и общества к общественному воспитанию и, одновременно, учитывать особенности и потребности развития ребенка дошкольного возраста. Понятие образовательной среды разрабатывается на протяжении последних десятилетий учеными, как в нашей стране, так и за рубежом. Изучение образовательной среды осуществляется с позиций, связанных с современным пониманием образования как особой сферы социальной жизни, а среды как фактора образования. По мнению многих авторов, развитие личности в образовательной среде осуществляется через сложные, реализуемые в среде системы общения. Необходимо сразу определить, какое содержание вкладывается в это понятие. Несмотря на необычайно широкое употребление (а, вероятнее всего, благодаря этому) понятие «среда» не имеет четкого и однозначного определения в мире науки. В самом общем смысле «среда» понимается как окружение. Наряду с термином «среда» активно используется еще целый ряд терминов, таких как «среда человека», «среда людей», «человеческая среда», «окружающая среда», «жизненная среда», «человеческое окружение» и др. «Чаще всего под окружающей человека средой подразумевается та или иная совокупность условий и влияний, окружающих человека» (Маркович Д.Ж.). При анализе системы «человек — среда» положение человека («субъекта», «организма») рассматривается как центральное. Как отмечает Г.П.Щедровицкий, во взаимоотношении организма со средой «два члена отношения уже не равноправны»; субъект является первичным и исходным; среда задается по отношению к нему, как нечто имеющее ту или иную значимость для организма. Среда человека охватывает комплекс природных (физических, химических, биологических) и социальных факторов, которые могут влиять прямо или косвенно, мгновенно или долговременно на жизнь и деятельность людей. В Европейском экономическом сообществе, например, принят термин «окружение» (среда), под которым подразумевается совокупность элементов, при сложении своих отношений составляющих пространство и условия жизни человека. Можно привести еще целый ряд подобных определений. В методологическом плане представляется чрезвычайно перспективной «теория возможностей» Дж.Гибсона. Если в приводимых ранее определениях среды используются такие понятия, как «условия», «влияния», «факторы», то есть некие воздействия «активной» среды на «пассивного» человека (хотя и изменяющего эти воздействия в процессе своей жизнедеятельности, но только для того, чтобы затем вновь подвергнуться воздействию уже измененной среды), то Гибсон, вводя категорию возможности, подчеркивает активное начало субъекта, осваивающего свою жизненную среду («экологический мир» по Гибсону). Возможность — мостик между субъектом и средой. Возможность определяется как свойствами среды, так и свойствами самого субъекта. Например, если для взрослого человека наличие табурета создает возможность на него сесть, то для ребенка (или карлика) наличие табурета создает возможность положить на него что-то или рисовать на нам, как на столе. Чем больше и полнее личность использует возможности среды, тем более успешно происходит ее свободное и активное саморазвитие: «человек одновременно является продуктом и творцом своей среды, которая ему дает физическую основу для жизни и делает возможным интеллектуальное, моральное, общественное и духовное развитие». (Введение к Стокгольмской декларации, принятой на конференции Объединенных Наций в 1972г.) Интересно, что человек для другого человека также выступает как элемент окружающей среды, оказывая на него влияния своими отношениями и действиями. Как подчеркивает Д. Ж. Маркович: «Каждый из нас поэтому и человек и среда, что зависит от угла зрения. В связи с чем и говорится, что социальное (общественное) поведение возникает как следствие того, что один человек важен для другого как часть его среды. Вот почему важно изучать влияние социальной среды на поведение человека, как и влияние поведения человека на общественную среду». Особая роль социальной общности как среды человека отмечается также В. В. Рубцовым: «Мы говорим и пребываем в человеческой среде, но для человека среда — это не только окружающий его мир. Для человека это тот мир, который существует в его общении, взаимодействии, взаимосвязи, коммуникации и других процессах». Межчеловеческие отношения могут складываться в отношения взаимной терпимости и сотрудничества; превосходства и эксплуатации; подавления и подчинения или же заботы и поддержки. Во всех этих случаях личность будет находиться в совершенно различной социальной среде, соответственно по-разному будет проходить и процесс ее развития и становления". Таким образом, образовательная среда рассматривается как пространство коммуникаций, которое вовлекает субъекта в процессы освоения, потребления, обмена и распространения культурных ценностей, являясь неотъемлемой частью культуры, образовательная среда рассматривается и как подсистема социокультурной среды. Одновременно образовательная среда создается самим индивидом, т.к. каждый человек развивается в соответствии со своими индивидуальными задатками, интересами, жизненным опытом. Он строит свое уникальное пространство вхождения в культуру, свое видение ценностей, приоритетов познания и способов саморазвития. Образовательная среда ДУ относится к сложным, многоаспектным педагогическим явлениям, которые характеризуются не столько количественными, сколько качественными показателями. Образовательная среда ДУ представляет собой совокупность локальных образовательных сред, которые находятся во взаимодействии (“встроены”) друг с другом. В структуре образовательной среды ДУ можно выделить два основных уровня и вида локальных образовательных сред: на уровне деятельности образовательного учреждения — культурная педагогическая среда ДУ; на уровне индивидуальной деятельности педагога — среда профессионального функционирования педагога. Выделяется в качестве особой малоизученной характеристики образовательной среды проблема наличия “скрытых реальностей” (И.Д. Фрумин, А.К. Лукина), которые присутствуют в образовательной среде образовательных учреждений. Поэтому целесообразно говорить о “внешней среде” и о “внутренней среде”. В исследованиях, посвященных теории и практике дошкольного образования, отсутствует понятие “образовательная среда”, вместо него используются понятия “развивающая среда”, “предметно-развивающая среда”, которые в основном рассматривают это явление на основе параметра “предметы”. Наиболее полной и учитывающей специфику деятельности ДУ, ориентиры развития, заданные Концепцией дошкольного воспитания, является концепция развивающей среды, разработанная группой исследователей в составе В.А. Петровского, Л.М. Клариной, Л.А. Смывиной и Л.П. Стрелковой. В рамках этой концепции развивающая среда рассматривается как целесообразно организованная совокупность материальных объектов, предметов, находящихся в определенных пространственных взаимоотношениях и непосредственно включенных в контекст развития ребенка. Одна из задач организации развивающей среды сформулирована следующим образом: для того, чтобы определить структуру оптимальной развивающей среды, в которой может развиваться и комфортно себя чувствовать здоровый и гармоничный человек, необходимо провести оптимальный отбор стимулов по количеству и качеству. Недостаток импульсов обедняет и ограничивает развитие ребенка по всем сферам, а перенасыщенная среда с хаотической организацией стимулов дезориентирует его. Непременным условием построения развивающей среды в ДУ любого типа является опора на личностно ориентированную модель взаимодействия между педагогом и ребенком. Очевидно, что понятие образовательной среды позволяет расширить и углубить представления о возможностях образования, его взаимосвязях и взаимовлиянии с явлениями повседневной жизни человека, учитывая не только рациональные, осознаваемые факторы влияния, но и неосознаваемые, влияющие посредством подсознания (например, атмосфера образовательного учреждения). Таким образом, различные модели образовательной среды, представления о ее сущности и роли в развитии ребенка, общества, несомненно, отражают новый уровень в развитии традиций гуманизации образования. ЛИТЕРАТУРА 1. Баева И.А. Психологическая безопасность образовательной среды: теоретические основы и технологии создания. Автореф. дисс… докт. психол. наук. — СПб., 2002. — 32 с. 2. Сорина А.К. Коллектив единомышленников — ключ к успеху // Здоровье как цель и средство воспитания и обучения. — СПб.: ОИ НМЦ ВРУО, 1998. — С.6-9. 3. Сорина А.К. Некоторые аспекты понятия “образовательная среда” // Школа молодых ученых: Выпуск 3: Материалы научно-практической конференции аспирантов, соискателей и молодых ученых “Педагогическое исследование: анализ ключевых понятий” 26 марта 2002 года. – СПб.: СПбГУПМ, 2003. — С.99-100. 4. Сорина А.К. Проектирование образовательной среды в дошкольном учреждении: Научно-методическое пособие. — СПб.: СПбАППО, 2004. — 109 с. (в соавт.). 5. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. — М.: АСА, 2001. — С.12.
16.10.2011
|
|
|
| |
|
Configural | Дата: Понедельник, 17.10.2011, 09:42 | Сообщение # 2 |
Сообщений: |
206 |
Награды: |
7 |
Статус: |
Offline |
|
Quote (Svetac) Становление в науке такого восприятия детства требует качественного переосмысления не только содержательной стороны условий социализации ребенка, но и форм, в которых она осуществляется Дальше этой фразы читать не стал. А не лучше ли было написать то же самое, но нормальным человеческим языком?
17.10.2011
|
|
|
| |
|
TATYANA_ | Дата: Четверг, 08.12.2011, 00:23 | Сообщение # 4 |
TATYANA_
Ранг: Дошколенок (?)
Группа: Зарегистрированные
|
Сообщений: |
1 |
Награды: |
0 |
Статус: |
Offline |
|
ДЕВОЧКИ И МАЛЬЧИКИ, ОТДЫХАЮТ ПАЛЬЧИКИ!
Важно знать! Пальцы рук необходимо тренировать в различных движениях - на сжатие, на растяжение, на расслабление. Тренировать следует все пальцы, в том числе безымянный и мизинец. В противном случае мы рискуем получить противоположный результат - увеличение тонуса мышц пальцев. Игры с водой помогают снизить тонус и уменьшить напряжение пальцев и кистей рук. Важно! чтобы в движение вовлекалось больше пальцев и чтобы эти движения были достаточно энергичными. Например: Можно давать малышу 1) катать шарики из пластилина (при этом участвуют все пальцы и требуется значительное усилие 2) рвутся на мелкие кусочки газету (любую бумагу). Здесь также участвуют почти все пальцы и движения энергичны.
Для маленького ребенка совсем не сложно изготовить простые игрушки-забавы своими руками. Давайте попробуем сделать несколько таких игр. 1) "Картинки с дидактическими крышечками" Нам потребуется цветной картон, пуговицы на ножке, ножницы и иголка с ниткой. Нарежьте прямоугольники из картона по размерам картинок с изображением предметов или животных. Пришейте к центру каждого прямоугольника пуговицу. Получилась крышка, которой вы закроете картинку. Меняя картинки, мы объясняем понятие открыто/закрыто, тренируем пальчики и пополняем словарь. 2) "Дидактические коробочки" Подойдут любые небольшие коробочки (например, из-под лекарств). Их можно оклеить цветной бумагой. В центре вырежьте небольшой кружочек. Предложите ребенку несколько цветных лоскутков ткани. задача - подобрать лоскуток по цвету к коробочке. Вставить в коробку лоскуток а затем вытащить его через круглое "окошечко" 3) "Дидактические вязаные мячики" Вяжутся из обычных цветных шерстяных, акриловых или х/б ниток. Набиваются лоскутами ткани или ватой. Ребенок учится называть цвета, развиваются тактильные ощущения, наконец, они безопасны для метания, т. к. мягкие и легкие. 4) На дно плоской одноразовой тарелки налепите тонким слоем пластилин. Насыпьте горох, гречку или фасоль и вдавите. Малыш будет усердно отковыривать крупинки (непременно под присмотром) Лепите из соленого теста, которое можно окрасить в разные цвета пищевыми красителями. Для его приготовления необходимо смешать стакан муки с таким же количеством соли, добавить полстакана теплой воды и ложку растительного масла. Сначала научите просто отрывать кусочки теста, затем разминать их. Можно лепить "булочки с изюмом", вдавливая в шарики из теста горох. Прятать в тесто мелкие предметы, а затем "искать" их. Пальчиковая гимнастика не займет у вас много времени, сил и средств, а наградой за ваш труд станет правильная речь и положительные эмоции вашего ребенка.Добавлено (08.12.2011, 00:23) --------------------------------------------- Семинар-практикум для родителей на тему "Развиваем пальчики с пеленок"
Младенчество - это уникальный период жизни ребенка. Именно в ранние годы происходит интенсивное развитие мозга. Но происходит это не спонтанно, не само собой, а под влиянием окружающей среды и развивающегося общения. Пока ребенок мал, ближайшее окружение для него это конечно мама и близкие. Дитя познает через вас, через ваше отношение к миру все, что его окружает. Если в вашей семье есть бабушки и дедушки, прислушайтесь к их мудрым советам и не пренебрегайте помощью. бабушки наверняка покажут как заниматься с малышом пальчиковой гимнастикой. Сегодня уже никому не надо доказывать, что даже такие простые, любимые в народе в давних времен пальчиковые игры, как "Сорока-белобока", "Ладушки", "Коза рогатая" и другие, - не просто развлечение для малышей - Это развитие мелкой моторики пальцев. А совершенствование мелкой моторики пальцев - это совершенствование речи.. Учеными было доказано, что речевые области в коре головного мозга формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Поэтому тренировку пальцев рук можно рассматривать как мощный физиологический стимул развития речи детей. Однако в каждым годом все дальше уходят от нас народные традиции, забываются пальчиковые игры. В результате дети начинают говорить поздно и приходят в ясли и сады со значительным отставанием в речевой развитии. Чтобы правильно научить ребенка малыша, сначала обучиться должен взрослый. Вот давайте и поучимся на самих себе.
Самомассаж. Самомассаж кистей рук - поглаживать их, слегка надавливая, в направлении от кончиков пальцев к запястью, затем проделывать двумя пальцами ребенка - взрослый берет каждый пальчик ребенка в своим пальцы и сгибает и разгибает его. делать так 2-3 минуты ежедневно. Сопровождайте действия прибаутками: "Этот пальчик - дедушка, Этот пальчик - бабушка, Этот пальчик - папочка, этот пальчик - мамочка". В связи с совеременными темпами жизни и взрослым мамам и папам надо уметь расслабляться. Упражнение "Кулачки" - поможет снять напряжение и взрослым и детям. "Руки на коленях, Пальцы - в кулачки. крепко, с напряжением Сжатые они Пальчики сжимаем Снова разжимаем, Девочки и мальчики, Отдыхают пальчики!"
Важно знать! Пальцы рук необходимо тренировать в различных движениях - на сжатие, на растяжение, на расслабление. Тренировать следует все пальцы, в том числе безымянный и мизинец. В противном случае мы рискуем получить противоположный результат - увеличение тонуса мышц пальцев. Игры с водой помогают снизить тонус и уменьшить напряжение пальцев и кистей рук. Важно! чтобы в движение вовлекалось больше пальцев и чтобы эти движения были достаточно энергичными. Например: Можно давать малышу 1) катать шарики из пластилина (при этом участвуют все пальцы и требуется значительное усилие 2) рвутся на мелкие кусочки газету (любую бумагу). Здесь также участвуют почти все пальцы и движения энергичны.
Для маленького ребенка совсем не сложно изготовить простые игрушки-забавы своими руками. Давайте попробуем сделать несколько таких игр. 1) "Картинки с дидактическими крышечками" Нам потребуется цветной картон, пуговицы на ножке, ножницы и иголка с ниткой. Нарежьте прямоугольники из картона по размерам картинок с изображением предметов или животных. Пришейте к центру каждого прямоугольника пуговицу. Получилась крышка, которой вы закроете картинку. Меняя картинки, мы объясняем понятие открыто/закрыто, тренируем пальчики и пополняем словарь. 2) "Дидактические коробочки" Подойдут любые небольшие коробочки (например, из-под лекарств). Их можно оклеить цветной бумагой. В центре вырежьте небольшой кружочек. Предложите ребенку несколько цветных лоскутков ткани. задача - подобрать лоскуток по цвету к коробочке. Вставить в коробку лоскуток а затем вытащить его через круглое "окошечко" 3) "Дидактические вязаные мячики" Вяжутся из обычных цветных шерстяных, акриловых или х/б ниток. Набиваются лоскутами ткани или ватой. Ребенок учится называть цвета, развиваются тактильные ощущения, наконец, они безопасны для метания, т. к. мягкие и легкие. 4) На дно плоской одноразовой тарелки налепите тонким слоем пластилин. Насыпьте горох, гречку или фасоль и вдавите. Малыш будет усердно отковыривать крупинки (непременно под присмотром) Лепите из соленого теста, которое можно окрасить в разные цвета пищевыми красителями. Для его приготовления необходимо смешать стакан муки с таким же количеством соли, добавить полстакана теплой воды и ложку растительного масла. Сначала научите просто отрывать кусочки теста, затем разминать их. Можно лепить "булочки с изюмом", вдавливая в шарики из теста горох. Прятать в тесто мелкие предметы, а затем "искать" их. Пальчиковая гимнастика не займет у вас много времени, сил и средств, а наградой за ваш труд станет правильная речь и положительные эмоции вашего ребенка.
08.12.2011
|
|
|
| |
|