Разумеется, невозможно проанализировать все используемые в России программы, методические пособия и учебники по так называемой валеологии. Мы ограничились кратким анализом лишь нескольких из этих изданий — разработанных специалистами ведущих вузов страны или широко применяемых во многих регионах по рекомендации местных органов системы образования: 1. Сборник программ общепрофессиональных дисциплин по специальности 040700 "Валеология" 1 Под ред. Е.И. Тороховой (Московский педагогический государственный институт). М.: Флинта, Наука, 1999.
2. Проблемы валеологизации образовательной среды. Межрегиональный опыт, перспективы. Научно-методическое пособие (Кемеровский госуниверситет. Сибирский филиал Института общего образования Минобразования России, Кемеровский областной психолого-валеологический центр ДО АКО). Кемерово, 1999.
3. Валеология. Программа для образовательных учреждений (Рязанский государственный медицинский университет им. И.П. Павлова). Рязань, 1996.
4. Зайцев Г. К. Школьная валеология: научное обоснование и программное обеспечение. СПб: Акцидент, 1997.
5. Зайцев Г. К. О мальчиках и девочках. Половое воспитание (Уроки Айболита). Для школьников 3—5 классов. СПб: ИК "Комплект", 1997.
6. Татарникова Л.Г., Поздеева М.В. Валеология подростка. Пособие к курсу "Валеология" для учащихся 5—7 классов. СПб: "Реггос", 1998.
7. Валеология человека. Здоровье — любовь — красота. В 5 томах. СПб, 1996. Физическое и психическое здоровье. Валеологический семинар академика В.П. Петленко (для студентов, учащихся школ, лицеев, колледжей и гимназий).
8. Путешествия Джуно: Приключения в стране "Здоровье":
Учебник для 1 кл. /К.А. Пармз, Л.Р. Либерман, К.В. Кроун; Пер. с англ. Н. Лузиной; Американский фонд здоровья. Программа "Знай свое тело". — 2-е изд. — М.: Просвещение, 1992.
9. Путешествия Джуно: Приключения в стране "Здоровье". Учебник для 2 кл. /К.А. Пармз, Л.Р. Либерман, К.В. Кроун; Пер. с англ. Н. Лузиной; Американский фонд здоровья. Программа "Знай свое тело". — 2-е изд. — М.: Просвещение, 1993.
10. Путешествия Джуно. Приключения в стране "Здоровье". Учебник для 3 кл. /К.А. Пармз, Л.Р. Либерман, К.В. Кроун; Пер. с англ. Н. Лузиной; Американский фонд здоровья. Программа "Знай свое тело". — 2-е изд. — М.: Витоцентр, 1995.
Главная идея, объединяющая эти разные издания и провозглашаемая всеми валеологами страны, — благополучие человека зависит от здоровья его тела. Как гласит первая глава "учебника" для третьеклассников "Путешествия Джуно", — "Здоровье прежде всего". Вопреки отечественной традиции воспитания высокодуховной личности, валеологами (или, по их утверждению, "оздоровителями") ведется настоящая фетишизация тела.
Первоклашкам предлагаются песенки вроде такой:
Ты должен знать свое тело,
знать и любить. Самое первое дело —
в мире с ним жить. ("Путешествия Джуно". Учебник для 1 кл.)
Одновременно с таким внушением сверхзаботы о теле от детей требуют ежедневных записей в дневничке "Наблюдения за моим самочувствием": "головная боль", "боль в животе", "боль в области сердца", "мышечная усталость", "плохое самочувствие"... (Татарникова Л.Г., Поздеева М.В. Валеология подростка). В таких условиях не до любви к ближнему — разобраться бы со все нарастающими многочисленными "болями".
Учащихся второго класса "запускают" внутрь организма, где с ними разговаривают "рот", "легкие", "сердце" и откуда дети с облегчением выбираются на свет Божий ("Путешествия Джуно". Учебник для 2 кл.).
Зато от пятиклассников уже требуют "валеологического анализа работы собственного желудка и кишечника" (Зайцев Г.К. Школьная валеология). Этот же автор рекомендует рассказывать детям о таком количестве воспалительных, инфекционных и прочих заболеваний, что они вполне могут после таких "уроков" поступать в медицинское училище. А может быть, в психиатрическую лечебницу... Эту дилемму, по-видимому, решат соответствующие специалисты.
О духовности и прочих высоких материях валеологи не вспоминают. По мнению американских авторов "трилогии" "Путешествия Джуно", притягательность для наших детей некоей убогой, однако волшебной страны Леор заключается лишь в одном: ее жители правильно питаются и двигаются, а их тела окружает свечение (это у наших святых ореол лишь вокруг головы!), сила которого зависит от... запасов здоровья. Да и по планете Земля стоит путешествовать лишь с одной задачей — поесть "правильные" блюда в разных странах мира (достопримечательности, сокровища, да и сами люди никого интересовать не должны). (Напомню, что первые два "учебника" этой трилогии напечатаны издательством "Просвещение", подотчетным Министерству образования.)
Надо заметить, что валеологи часто противоречат друг другу. Американские творцы "Путешествий Джуно" творог, молоко, сливочное масло, яйца, нежирное мясо причисляют к продуктам, которые следует есть нечасто. Курицу вообще исключают из рациона "здоровячков" ("Путешествия Джуно". Учебник для 2 кл.). Зато "оздоровители" из Рязани "по старинке" рекомендуют рассказывать о значении жира для организма и нашей потребности в жирах (Валеология. Программа для образовательных учреждений).
Однако гораздо важнее то анти-воспитание, которое заложено, пожалуй, во все без исключения валеологические издания. На удивление единодушны Г.К. Зайцев из Санкт-Петербурга и рязанские валеологи при формулировке следующей фразы, которая содержит скрытое внушение: "Почему родители часто не понимают своих детей?" А ведь эта фраза предназначена для школьников первых—четвертых классов.
Зато в средней школе рязанская программа уже рекомендует школьникам тему "Взрослые дети и родительская беспомощность", а также "деловую (!) игру "Конфликт отцов и детей".
Что это как не покушение на глубинные основы семьи и презрение заповедями, которыми в течение двух тысяч лет руководствовалось человечество: "Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да долголетен будеши на земли" (Исход. 20, 12)!
"Оздоровители" очень последовательны в своих действиях. Низвержение авторитета родителей необходимо прежде всего для того, чтобы, утвердив "свободу и права человека", вкладывать в "раскрепощенные" умы "нового поколения" знания из области сексологии и сексопатологии, распалять неподготовленное к мощному натиску греха юное сознание, убирать спасительный стыд и отбрасывать "предрассудки о целомудрии".
В пятитомнике "Валеологического семинара академика В.П. Петленко", который рекомендован авторами "для студентов, учащихся школ, колледжей и гимназий", в 4 и 5 томах 642 страницы занимают "Валеология любви" и "Сексуальное здоровье". Сюда, среди прочего, входят параграфы "Добрачная половая жизнь: за и против", "Этюды восточной медицины и сексология", "Тантра и половой акт".
МПГУ в программе "Валеологические основы семейной жизни" в разделе "Планирование семьи" нацеливает студентов на основные понятия — "контроль над рождаемостью, контрацепция".
Рязанская программа рекомендует девятиклассникам (а это 14—15-летние подростки) прежде всего давать темы "Сексуальная совместимость в паре", "Типы сексуальной совместимости". И лишь потом — тему "Брачные отношения".
Татарникова Л.Г., Поздеева М.В. в учебнике "Валеология подростка", в разделе, посвященном венерическим заболеваниям, рекомендуют детям 12—13 лет для профилактики СПИДа "воздерживаться от половых контактов с незнакомыми и малознакомыми людьми и применять презервативы".
"Путешествия Джуно" предлагают третьеклассникам историю о мальчике (в разделе "об опасностях"), который ходит в гости к "приятелю своих родителей" и тот "гладит его под штанишками". И прочее — в том же духе и того же рода.
Г.К.Зайцев в "Школьной валеологии" заставляет пятиклассников задуматься над вопросом: "Как развиваются твои половые органы?" А четырнадцатилетним восьмиклассникам выдает такие знания из области сексопатологии, что здесь привести можно лишь самые "безобидные" темы бесед: "Первый половой акт. Секс и здоровье. Эротические игры. Валеологический анализ эротических фильмов. Валеологический самоанализ".
Зато в книжке уроков Айболита "О мальчиках и девочках. Половое воспитание", предназначенной для школьников 3—5 классов, Георгий Кирович превосходит себя. Здесь и подробные сведения о половой системе (разумеется, мочевыделительная детишек не должна интересовать), и картинки обнаженных подростков со всеми первичными половыми признаками, и сцена-схема полового акта, при виде которой немеют взрослые люди.
Знаменательны рисунки, сопровождающие текст, — сильнейшее антивоспитательное средство. К примеру, "Урок 5. Любовь" ненавязчиво "рекомендует" девочкам мечтать о поп-рок-певцах демонического вида или о черепашке-ниндзя с накачанными бицепсами. Вот образцы, вот идолы!
К идолам и ведут наших детей "оздоровители", почти не скрывая уже истинных своих целей. Первая глава "Валеологии подростка" (Л.Г. Татарникова, М.В. Поздеева) начинается приветствием "вечной колдуньи Гагулы, знавшей секрет долголетия". Дальше следует агни-йога "с мудрого Востока", еще дальше — хатха-йога Рамачарака. Все это логически увенчивается "духовными качествами березы" и советами лечить зубы у деревьев-вампиров и "перезаряжаться" у деревьев-доноров. На этом фоне и оккультные учения выглядят чрезвычайно научными.
Подводя некоторые итоги, следует сказать, что валеология:
1. не является наукой, но претендует на выработку мировоззрения, то есть является нетрадиционным религиозным учением, а следовательно, по Закону об образовании не должна преподаваться в учебных заведениях;
2. ведет к разрушению сложившейся системы образования и воспитания;
3. оказывает губительное влияние на духовное здоровье детей;
4. покушается на основы семьи, на традиционный нравственный уклад жизни;
5. формирует культ тела и имеет резко выраженный акцент на вопросах половых отношений. Это приводит к развитию у детей эгоцентризма и эгоизма, нарушению адекватного восприятия окружающего мира, различным психическим и физическим отклонениям.
Валеологические программы, пособия и учебники не только не соответствуют традициям национальной педагогики и мироощущения, но и прямо противоречат им. Внедрение таких программ или интегрирование их отдельных элементов в другие общеобразовательные предметы в российских школах и вузах недопустимо