Старая форма входа
Регистрация
Дорогие друзья!
Наш форум закрыт для общения сейчас,
но вы можете задать свой вопрос или перейти в чат Телеграм.
Пожалуйста, напишите на почту files@21vu.ru ваш вопрос, ситуацию, чтобы обратиться к коллегам в чате.
Если вы хотите просто вступить в чат, также напишите на почту, укажите сведения о себе: ФИО, кто вы, кто по профессии, чем можете быть полезны педагогам, и мы направим вас в Чат Телеграм.
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: lyumer, Екатерина_Пашкова  
В здоровом теле здоровый дух? (мировоззренческий аспект)
K@ttiДата: Суббота, 26.04.2008, 20:26 | Сообщение # 1
K@tti

Екатерина
Ранг: Академик (?)
Admin
Группа: Администраторы
Должность: информатика
Сообщений:
6010
Награды: 78
Статус: Offline
В здоровом теле здоровый дух? (мировоззренческий аспект валеологии)
С.А. Гамаюнов

Валеология, претендующая на статус научной дисциплины, имеет весьма расплывчатое представление о своем предмете. Валеология подается как наука о здоровом образе жизни. Мотивы введения нового предмета вроде бы ясны: сегодня наблюдается резкое ухудшение здоровья наших граждан, особенно детей. Приходя в школу, дети скоро становятся больными. О каком уж тут обучении вести речь? "В связи с этим, - заявляют авторы "Основных положений концепции очередного этапа реформирования системы образования" (см. газету "1 сентября" за 19 авг. 1997 г.), - одной из приоритетных задач нового этапа реформы системы образования должно стать сохранение и укрепление здоровья детей, учащихся и студентов, формирования у них ценности здоровья и здорового образа жизни".
Так о чем же этот предмет - о здоровье или о здоровом образе жизни? Если о здоровье, так за ним призваны наблюдать медики, в задачу которых входит и профилактика заболеваний, включающая обязательное просвещение населения. "Нет, - говорят валеологи, - наша наука не медицинская, а педагогическая". Образование же предполагает, что обучаемому будет преподан некоторый образ жизни, жизненный идеал, исходя из которого человек должен уяснить смысл своего бытия, ради чего следует жить, к чему стремиться.

Каким же идеалам учит валеология? Прежде всего - жить ради тела. Знакомство с программами по валеологии, предлагаемыми и будущим педагогам, и детям, показывает, что для данной науки человек в первую очередь есть тело. О человеческой душе здесь прямо ничего не говорится, хотя ее наличие, как мы далее увидим, подразумевается.

С точки зрения валеологии, вся жизнь человека зависит оттого, здорово ли твое тело. Будущих педагогов учат сначала тому, как провести диагностику своего состояния здоровья: по выносливости, давлению, пульсу, различным характеристикам мочи, мозолям на стопах, ногтям, лысине и т. д. Такое комплексное обследование даст предсказуемый результат: вы больны, вам надо немедленно укреплять здоровье.

И вот тут-то в программе валеологии заложены моменты, которые людям, далеким от педагогики, совершенно не видны. Ведь прежде, чем заниматься профилактикой болезней, надо заранее договориться, что мы будем понимать под телом и причинами его заболеваний. Если, по слову апостольскому, "тело - во Христе", если тело наше сотворено с тем, чтобы быть храмом Бога Живаго, хранить мир Божий, тогда и болезнь тела есть следствие греховного образа жизни. Но совсем иные представления о теле в валеологии.

Обратимся к программе валеологии для учеников первого класса. Вскоре после темы "Откуда берутся дети" ребята знакомятся с телом. Знакомство начинается с чрева. Тело - это фабрика, чрево в ней - кухня, желудок - скороварка с привратником у входа (язык, губы и зубы), передвижением пищи занимается начальник станции - глотка. За всеми знаниями, которые получает школьник, нетрудно увидеть основной образ: тело - это механизм. Отсюда и болезнь - это поломка механизма, лечение - ремонт. Дерзнем продолжить аналогии: начало тайны жизни - механический акт, старение - изнашивание механизма, смерть - в механизме сели аккумуляторы. Чувствуете, какая нравственность будет произрастать из таких образов?

Но знакомство с чревом как средоточением жизни человека имеет еще и смысл антропологический. Православной аскетике известно, что именно угождение любезному для всех лукавому владыке - чреву является основой многих страстей, генетически с ним связанных: нечувствием (окаменением сердца, жестокосердием), прекословием, высокомерием, дерзостью, леностью, гневом, сребролюбием и др. Здесь-то и становится понятным, какой образ жизни приуготовляется ребятам валеологами за внешней заботой о здоровье.

Программы и для учителей, и для школьников предусматривают подробное знакомство и с тем, как избежать рождения нежеланных детей, и как правильно планировать рост семьи (не случайно работники отделений Российской ассоциации планирования семьи - РАПС - частые консультанты в валеологических центрах).

Обратимся к воспитательной сторонне валеологии. Телесный механизм требует питания, которым является энергия. Человек получает энергию разными путями, например, через здоровую пищу. Валеология же открыта для любых методик и традиций, связанных с накачкой человека "энергией". В зависимости от широты подходов педагога он может, например, рассказывая о закаливании, познакомить ребят с "нетрадиционными методами". Здесь и система Порфирия Иванова, и у-шу с обязательной медитацией и освобождением энергетических каналов от "пробок". Для предотвращения стрессов можно порекомендовать. . . йоготерапию. Вся эта смесь язычества и оккультизма выдается за научный подход к проблеме охраны здоровья человека. Все это в полном соответствии с установкой "Основных положений концепции. . . ", согласно которым предусматривается "выделение особого, находящегося под специальной государственной защитой статуса Детства - как периода, НЕ ЗАВИСЯЩЕГО ОТ социальных, политических, НАЦИОНАЛЬНЫХ, КОНФЕССИОНАЛЬНЫХ и других отличий. "

Простор для творчества в валеологии достаточно широк. В одном классе, например, педагог начал с того, что стал обучать детей тому, как правильно улыбаться. Оказывается, и здесь есть стандарт: при улыбке должно быть видно по 8 зубов в каждом ряду. Чей же это стандарт? Как тут не вспомнить трафаретные приклеенные американские улыбки, которые, по мысли американских психологов, располагают партнера к контакту с тобой. Да и сама "наука" валеология родилась на Западе: в ее основу положена американская программа здорового образа жизни "Познай себя". Так не будет ли более честным определять валеологию не как науку о здоровом образе жизни, а как пропаганду американского образа жизни с его крайне примитивным представлением о человеке и смысле его бытия?

Конечно, после всего сказанного остается много вопросов: почему такой предмет необходимо изучать в школе; почему "здоровый образ жизни" требует снижения учебной нагрузки за счет классических, особенно гуманитарных, дисциплин; почему ребята, ведущие такой "здоровый образ жизни", заведомо должны резко сдать в интеллектуальном уровне развития?

Не к нам ли обращены слова Спасителя: "горе миру от соблазнов, но надобно прийти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит"? Последуем же совету апостола: "Не будьте сообщниками их" и "не участвуйте в бесплодных делах тьмы".

26.04.2008
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:



Отзывы

Егорова Елена 5.0
Отзыв о товаре ША PRO Анализ техники чтения по классам
и четвертям
Хочу выразить большую благодарность от лица педагогов начальных классов гимназии «Пущино» программистам, создавшим эту замечательную программу! То, что раньше мы делали «врукопашную», теперь можно оформить в таблицу и получить анализ по каждому ученику и отчёт по классу. Великолепно, восторг! Преимущества мы оценили сразу. С начала нового учебного года будем активно пользоваться. Поэтому никаких пожеланий у нас пока нет, одни благодарности. Очень простая и понятная инструкция, что немаловажно! Благодарю Вас и Ваших коллег за этот важный труд. Очень приятно, когда коллеги понимают, как можно «упростить» работу учителя.
Наговицина Ольга Витальевна 5.0
учитель химии и биологии, СОШ с. Чапаевка, Новоорский район, Оренбургская область
Отзыв о товаре ША Шаблон Excel Анализатор результатов ОГЭ
по ХИМИИ
Спасибо, аналитическая справка замечательная получается, ОГЭ химия и биология. Очень облегчило аналитическую работу, выявляются узкие места в подготовке к экзамену. Нагрузка у меня, как и у всех учителей большая. Ваш шаблон экономит время, своим коллегам я Ваш шаблон показала, они так же его приобрели. Спасибо.
Чазова Александра 5.0
Отзыв о товаре ША Шаблон Excel Анализатор результатов ОГЭ по
МАТЕМАТИКЕ
Очень хороший шаблон, удобен в использовании, анализ пробного тестирования занял считанные минуты. Возникли проблемы с распечаткой отчёта, но надо ещё раз разобраться. Большое спасибо за качественный анализатор.
Лосеева Татьяна Борисовна 5.0
учитель начальных классов, МБОУ СОШ №1, г. Красновишерск, Пермский край
Отзыв о товаре Изготовление сертификата или свидетельства конкурса
Большое спасибо за оперативное изготовление сертификатов! Все очень красиво. Мой ученик доволен, свой сертификат он вложил в портфолио. Обязательно продолжим с Вами сотрудничество!
Язенина Ольга Анатольевна 4.0
учитель начальных классов, ОГБОУ "Центр образования для детей с особыми образовательными потребностями г. Смоленска"
Отзыв о товаре Вебинар Как создать интересный урок:
инструменты и приемы
Я посмотрела вебинар! Осталась очень довольна полученной информацией. Всё очень чётко, без "воды". Всё, что сказано, показано, очень пригодится в практике любого педагога. И я тоже обязательно воспользуюсь полезными материалами вебинара. Спасибо большое лектору за то, что она поделилась своим опытом!
Арапханова Ашат 5.0
ША Табель посещаемости + Сводная для ДОУ ОКУД
Хотела бы поблагодарить Вас за такую помощь. Разобралась сразу же, всё очень аккуратно и оперативно. Нет ни одного недостатка. Я не пожалела, что доверилась и приобрела у вас этот табель. Благодаря Вам сэкономила время, сейчас же составляю табель для работников. Удачи и успехов Вам в дальнейшем!
Дамбаа Айсуу 5.0
Отзыв о товаре ША Шаблон Excel Анализатор результатов ЕГЭ по
РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Спасибо огромное, очень много экономит времени, т.к. анализ уже готовый, и особенно радует, что есть варианты с сочинением, без сочинения, только анализ сочинения! Превосходно!
Спорная ситуация с родителями или администрацией? Ищете выход из проблемы на уроке или с учеником?
Не знаете, как что-то сделать на компьютере?


Вы можете задать анонимный вопрос
х
Подробно изложите суть вашего вопроса.
Обратите внимание, что вопросы публикуются в открытом доступе на сайте, в нашем чате Телеграм поэтому не указывайте персональные данные ваши или иных лиц. Однако стоит указать свой РЕГИОН, т.к. законодательство в разных регионах разное.
Отправить