На сайте психологического центра Адалин прочла недавно статью, раскрывающую практически все журналы для детей от дошкольников и до среднего школьного возраста, включая всем известные "Мурзилка", "Веселые картинки", однако узнала и много новых. Например, о "Муравейнике" и "Свирельке". Так и в нашем случае, хорошо бы разграничить отдельные издания, как здесь: Обзор детских журналов . Только назвать это "журналы в помощь педагогу". Добавлено (30.06.2009, 02:11)
---------------------------------------------
Небольшой обзор педагогических журналов. Может, кому пригодится.
Среди научных журналов (а их более 200 по тематике Народное образование. Педагогика) выделю понравившиеся. Чем собственно понравились: диалогом с читателем, материалом, чтение идет не поверхностное, но и ненапряженное.
1. Вопросы образования. Журнал для всех. Разноплановый. Управленческий (актуальные антикризисные меры с точки зрения глобальной образовательной программы), про начальную школу (мотивацию, анализ учебных пособий - только в одном номере), что приятно написано обширно. Присутствует историческая тематика, обзоры. Рубрика "Письма в редакцию" тоже подкупает. Приятная открытость существует. И это в научном журнале, включенном в ВАК. Издатель: ГОУ ВПО Высшая школа экономики. Год основания 2004.
2. Воспитание школьников. В руках 10 номер за 2008 год. Что бросается в глаза так это содержание - концепция налицо. Духовность, нравственное воспитание. Понравились статья о традициях народного речевого этикета, жаль не так много. Еще одним плюсом является присутствие рубрики "Публикация по вашей просьбе". Как насчет действительности публикаций не знаю, но нужно отдать должное. Год основания 1966. Журнал включен в перечень ВАК (Высшей аттестационной комиссии, так кажется). Издатель: Школьная пресса.
3,4. Народное образование (год основания 1896 (!!!)) у меня связывается с журналом Начальная школа (1933), но все-таки первый (не побоюсь назвать его долгожителем) оказался ближе нашему времени. Многогранный, некоторые скажут "энциклопедичный", не путать с сухим, наоборот, вмещающий большую информацию. Здесь и о ЕГЭ, и механизмы финансирования, юридические консультации, статья об агрошколе, тем самым ознакомишься с информацией о том, что как происходит. Но про начальную школу (практической информации) практически нет. Тогда-то и приходят мысли о "Начальной школе". Здесь и новые государственные стандарты, предшкольная подготовка, культура, статьи о русском языке. Конечно, разговор с читателем есть, рубрика "Нам пишут" появляется правда не в кажом номере. Из минусов - небольшой формат статьи (Не вчитывалась в особенности, но статья примерно 3-4 страниц, самая большая попалась под планирование с 55 по 71 страницу, но все равно, считаю, (если общо говорить) что некоторые статьи можно было бы дополнить. в тот же Народном образовании объем значительно увеличен.) Издатель Начальной школы Издательство Просвещение. Народного образования - Автономная некоммерческая организация Народное образование. В ВАК включены оба.
5. Начальная школа. Плюс до и после. Издатель: ООО "Баласс". Издается с 2001 года. Включен в ВАК. Плюсы - описаны и детский сад, и начальная школа, и средняя. Каждый номер вбирает в себя больше материала по кажом ступени соответственно. Среднее количество статей в номере 9.
А теперь два журнала, издаваемые с 2009 года (первые выпуски). Это:
1. Начальное образование и 2. Управление начальной школой.
Первый журнал (Начальное образование) по дизайну чем-то похоже на «Начальную школу: до и после», только менее красочно. Второе (Управление начальной школой) выглядит красочнее и радужнее. Цвета не мельтешат, успокаивают. Хотя серовато-желтый журнал "Начальное образование" также приятен в руках. В "Начальном образовании" 50 страниц, в "Управлении начальной школой" - 80. У первого в год выходит 6 выпусков, у второго – 12. Вообще «Начальное образование» нацелено на УМК «Начальная школа 21 века» (руководитель авторского коллектива УМК – главный редактор журнала). «Управление начальной школой» развивает методику обучения Занкова, систему Эльконина-Давыдова, в том числе и традиционное обучение – о всех и вся можно сказать. Там и там учредителями являются ЗАО. В первом случае «Русский журнал», во втором «МЦФЭР». Вот только с первым журналом ознакомиться можно только подписавшись, а со вторым частично на его сайте. И темы двух журналов схожи (на просмотре двух номеров - № 2 за 2009). В «Управлении начальной школой» видим обучение младших школьников поведению на улице, комплексы здоровьесберегающих упражнений, сценарий праздничного чаепития, компьютеры и учеба, игры в обучении, развитие навыков общения (статья носит название «Развитие коммуникативной компетентности» …), продуктивный диалог, проектная деятельность, творчество учителя – педагогическая техника. Вижу сразу объединение — это общение младшего школьника и навыки правильного поведения (итого 10 статей). В «Начальном образовании» следующее: проектная деятельность, исследовательские работы, маршрутная игра, литературное чтение, готовность детей к обучению (две статьи), «новое воспитание» во Франции (итого 12 статей). Практически все в тематиках схоже, разница – в подаче материала, в «Управлении начальной школой» он более глубокий, теоретический и в то же время присутствует практичность. Двумя рубриками, которых нет в «Управлении начальной школой» выделяется «Начальное образование» — «Начальная школа за рубежом», «Интересная книга» (были бы еще рецензии и критический материал на все, представленные на рынке, книги, таковой обзор), «Давайте знакомиться». В целом журналы интересные и должны занять нишу, завоевать место под солнцем.
Существует множество журналов (в одной научной библиотеке их насчиталось только 209, конечно не все они посвящены начальной школе), считаю, что журналами научно-методическими, отраслевыми нужно пользоваться. Они полезные помощники, являются стимулом в мир нового.