Каллиграфия в начальной школе
|
|
AnnaVian | Дата: Понедельник, 16.01.2012, 18:50 | Сообщение # 1 |
AnnaVian
Ранг: Школьник (?)
Группа: Пользователи
Должность: Начальная школа
|
Сообщений: |
92 |
Награды: |
0 |
Статус: |
Offline |
|
Интересует Ваше мнение по методике обучения письму в 1 классе. Письмо - один из самых нелюбимых предметов в 1 классе, т.к. очень завышены требования к умениям учеников, задания часто очень трудны для более-менее нормального выполнения и требуют определенных усилий (не каждому ученику хватает сил преодолеть такое:))... А что имеем не выходе (5-11 класс)? Почерки абсолютно разные. Стоит ли требовать каллиграфического написания от учеников, да еще и оценивать это? Что-то я стала сомневаться...
16.01.2012
|
|
|
| |
|
Rezerv | Дата: Понедельник, 16.01.2012, 22:24 | Сообщение # 2 |
Rezerv
Ранг: Аспирант (?)
Группа: Пользователи
|
Сообщений: |
923 |
Награды: |
12 |
Статус: |
Offline |
|
При переезде наткнулся на тетради с институтскими лекциями. С трудом перечитал несколько страниц. Неужели это я когда-то писАл? Почерк окончательно испортился именно в институте. А в нынешнее время комп. клавиатуры писАть что-то вручную редко приходится, разве что подписывать. - рука с непривычки устаёт...
16.01.2012
|
|
|
| |
|
maxi-uchilka | Дата: Понедельник, 16.01.2012, 23:42 | Сообщение # 3 |
Сообщений: |
182 |
Награды: |
1 |
Статус: |
Offline |
|
Всем известно, что мелкая моторика и мозг связаны. Можно научить писать красиво любого здорового ребенка. Каллиграфия учит оценивать свою работу, анализировать образец, сопоставлять свою работу с образцом, ориентироваться в пространстве, контролировать свои действия, соотносить (переводить, практически) письменный и печатный образец. Для ученика начальной школы все это очень важно, как отправная точка в планомерные контролируемые действия при адекватной самооценке. Сложности возникают там, где у ребенка есть проблемы с мышечным тонусом, координацией движения в следствие невропатологии. Еще трудно приходится тем, у кого проблемы с самооценкой (я и так хорош) и развитием произвольной сферы (хочу-могу-надо, как надо). Но на уроках письма ребенка надо научить кропотливому труду даже больше, чем просто воспроизведению буквы. Именно так: труду, контролю и анализу собственных действий. Любой самый аккуратный почерк индивидуален, и со временем он поменяется. Можно махнуть на красоту букв рукой, а на привычку трудиться как посмотрите?
А клавиатурное письмо значительно все упрощает, и самоанализ тоже.
16.01.2012
|
|
|
| |
|
AnnaVian | Дата: Вторник, 17.01.2012, 01:43 | Сообщение # 4 |
AnnaVian
Ранг: Школьник (?)
Группа: Пользователи
Должность: Начальная школа
|
Сообщений: |
92 |
Награды: |
0 |
Статус: |
Offline |
|
Да-да... прописные истины... И многим привили в школе привычку трудиться???? Отвращение к учебе из-за того, что хочется (а малышам хочется!!!!), но не получается (много причин) - ДА. Надо не к труду приучать, а приучать "что-либо хотеть делать" и пробовать это делать так, как пока получается. "Что-либо хотеть делать" как раз и пробовать направлять в положительное или нейтральное "русло". А школа "хотелку" отбивает завышенными требованиями и невозможностью (для многих учеников) эти требования выполнить. Не все художниками (и т.п.) рождаются... Я не отрицаю письмо рукой! Я тоже считаю его обязательной составляющей обучения русскому языку. Я отрицаю только оценки за каллиграфию и завышенные требования к красивому написанию... Вот лучше бы больше часов тратилось на любую другую письменную работу в рамках программы по русскому языку...
17.01.2012
|
|
|
| |
|
maxi-uchilka | Дата: Вторник, 17.01.2012, 09:34 | Сообщение # 5 |
Сообщений: |
182 |
Награды: |
1 |
Статус: |
Offline |
|
AnnaVian, в первом классе и не должно быть вообще отметок, только положительные оценочные суждения, можно хвалить ребенка за целую работу, а можно за одну красивую букву на строке, создавая ситуацию успеха. При кропотливом анализе написанного, сидя рядом с ребенком, всегда можно найти за что хвалить. Попробуйте понять, почему у малыша не получается?
А на каллиграфию время есть только в период обучения грамоте (полгода в 1 классе), а далее минутки. Не нами придуманы нормы выставления оценок за письменные работы в начальной школе, и там предлагают учитывать аккуратность выполненной работы. Посмотрите в интернете нормы оценивания в начальной школе.
17.01.2012
|
|
|
| |
|
chernysh8 | Дата: Вторник, 17.01.2012, 10:17 | Сообщение # 6 |
Сообщений: |
1503 |
Награды: |
21 |
Статус: |
Offline |
|
Quote (AnnaVian) невозможностью (для многих учеников) эти требования выполнить. Не все художниками (и т.п.) рождаются... Если отбросить явные патологии, то научиться красиво писать могут все. Было бы желание. И ещё. Учиться писать надо карандашом и пёрышком №11 ("звёздочка"). В крайнем случае - гелевой ручкой, но не обычной шариковой. Мелкая моторика и большие усилия несовместимы. ЗЫ Мне по окончанию школы снизили оценку по русскому за почерк. Кроме меня мало кто мог читать то, что я написал. Зато я читалвсё, даже написанное левой задней ногой. Затем во время службы в СА прошёл ещё раз курс "каллиграфии". Там учат быстро и качественно. После этого (когда работал в школе) писал плакаты, таблицы, заполнял бланки, подписывал открытки и т.д. Даже пытался ввести в школу кружок каллиграфии.
17.01.2012
|
|
|
| |
|
AnnaVian | Дата: Вторник, 17.01.2012, 17:14 | Сообщение # 7 |
AnnaVian
Ранг: Школьник (?)
Группа: Пользователи
Должность: Начальная школа
|
Сообщений: |
92 |
Награды: |
0 |
Статус: |
Offline |
|
Сhernysh8, идея с кружком по каллиграфии - супер! Я бы поддержала Вас и сама бы пришла со своими учениками в такой кружок:) А как Вас учили? Расскажите, пжл:) Может быть что-нибудь на своих уроках использую. У меня сейчас второй класс. Я приложила много усилий (своих, а не детских и родительских) в прошлом году и мои ребята любят выводить буковки:) Они и сейчас каждый раз к уроку русского языка получают задание на дом - написать две-три строчки "очень красиво". Задания эти не носят обязательный характер. Но почти всегда их все ребята выполняют, и говорят, что такие задания им очень нравятся. Попробуем до пятого класса так делать. В первом классе первые две четверти я детей каллиграфией не мучила совсем. Мне было достаточно, что они запомнили написание букв. В этом потоке дети и родители без стресса относились к письму. Сначала мои малыши писали так, как могли. Потом, когда письмо у них пошло легко, мы и начали прописывать буквы. И это для нас - развлечение, творчество, а не "принудиловка". Юлия Юрьевна, я,как и Вы, вынуждена знать как и когда выставляются отметки, что и как оценивать. Очень не люблю это делать. Знаю требования программы... Вот и пытаюсь в рамках программы научить... Может быть у Вас тоже есть какие-нибудь интересные находки при обучении письму? Поделитесь:) Буду благодарна!
17.01.2012
|
|
|
| |
|
maxi-uchilka | Дата: Вторник, 17.01.2012, 19:44 | Сообщение # 8 |
Сообщений: |
182 |
Награды: |
1 |
Статус: |
Offline |
|
Не думаю, что я делаю нечто необычное при обучении письму. Мы долго пишем в первом классе карандашом, ручку даю тем, кто может чисто работать. Карандаш дает возможность корректировать после соотнесения с образцом. Использую подкладнные листы с частой разлиновкой, ставлю плюсы за отдельные элементы или буквы. Когда веду подготовку к школе, работаем в тетрадях в широкую линейку, где между двумя линейками от строчки до строчки прорисовываем карандашом не буквы и элементы, а всякие фигурки (мячики, шарики, чашки, домики, машинки, собачку и прочее). Смысл работы тот же: добиваемся соответствия образцу, но рисовать интереснее. Потом пробуем давать фигурки, включающие элементы букв в рисунке (зонт, очки и др.) Очень много пальчиковой гимнастики и самомассаж пальцев. Все как у всех. Пробовала работать с калькой (образец, нанесенный на кальку, сопоставляется с содеянным в тетради путем наложения), но в больших классах это работает плохо, а на малых группах и индивидуально помогает. А потом, вспомните про Тома Сойера: даже нудную работу можно превратить в приключение.
17.01.2012
Сообщение отредактировал maxi-uchilka - Вторник, 17.01.2012, 19:47
|
|
|
| |
|
alsergast | Дата: Вторник, 17.01.2012, 20:03 | Сообщение # 9 |
alsergast
Ранг: Профессор (?)
Группа: Пользователи
|
Сообщений: |
4335 |
Награды: |
58 |
Статус: |
Offline |
|
Quote (maxi-uchilka) Мы долго пишем в первом классе карандашом Я тоже предпочитаю писать карандашом - и удобнее, и пишет в любой позиции (хоть вверх ногами))). Жаль только, планы нельзя писать карандашом. Писать по эталону всех не научишь, да и почерк зачастую зависит даже от настроения, но обучать правильному написанию нужно обязательно, т.к. именно это и есть основа не только безотрывного (а значит - более скорого), но каллиграфического письма. Научишься писать правильно - сможешь писать хоть с закрытыми глазами (что я и демонстрировал обычно ученикам в доказательство преимущества безотрывного написания). Quote (maxi-uchilka) Пробовала работать с калькой (образец, нанесенный на кальку, сопоставляется с содеянным в тетради путем наложения Я в случае затруднений обычно писал в тетради образец карандашом с лёгким нажатием, чтобы ручка по следу могла писать. Например, несколько образцов подряд, а потом - через одну (можно сделать и заготовку заранее, набрав подходящим шрифтом или отсканировав написанное). И рука "запоминает" начертание, и образец перед глазами, и полностью самостоятельная работа есть. Когда в классе появилась ИД, добавилось ещё одно средство (для детей очень интересное) - функция распознавания текста. Правильное написание - правильное распознавание
17.01.2012
Сообщение отредактировал alsergast - Вторник, 17.01.2012, 20:16
|
|
|
| |
|
green9806 | Дата: Среда, 18.01.2012, 15:25 | Сообщение # 10 |
green9806
Ранг: Дошколенок (?)
Группа: Зарегистрированные
|
Сообщений: |
1 |
Награды: |
0 |
Статус: |
Offline |
|
Не согласна, что все могут научиться писать красиво. К сожалению, логопед в школу приходит один раз в году. Родители могут не иметь возможности заниматься проблемами дисграфии. Всё остаётся на учителе начальной школы. Конечно, когда человек печатает и пишет, мозг работает по-разному. На уроках английского все пишут печатными буквами. Ведь компьютер не разбирает письменный текст. Сохранится ли каллиграфия в России или перейдём на печатные буквы? Никто не знает.
18.01.2012
|
|
|
| |
|
chernysh8 | Дата: Среда, 18.01.2012, 15:47 | Сообщение # 11 |
Сообщений: |
1503 |
Награды: |
21 |
Статус: |
Offline |
|
Quote (AnnaVian) А как Вас учили? Расскажите, пжл:) Может быть что-нибудь на своих уроках использую. Армейские способы повышения мотивации в школе непригодны А методика несложная. Карандаш. Бумага в линейку. Но расстояние между линиями не 8 мм, а 15. Это для освновных элементов. "Хвостики" на другую строку. Т.е высота букв около 30 мм. Для начальной школы можно и наклонные начертить. Скорость письма не более 20 букв в минуту. Это на начальном этапе. Причём сначала буквы попроще. Затем скорость постепенно повышается, высота букв уменьшается. Три месяца. Народ взрослый. Научили всех.
За скоростью следили сержанты с "хорошими" указками. За превышение по пальцам.Добавлено (18.01.2012, 15:44) ---------------------------------------------
Quote (alsergast) Научишься писать правильно - сможешь писать хоть с закрытыми глазами (что я и демонстрировал обычно ученикам в доказательство преимущества безотрывного написания). Я в мастерской показывал результат правильного обучения ещё наглядней. Заготовка в тисках, зубило, молоток. Бью по зубилу, одновременно рассказываю, как это делается, смотрю по сторонам, на потолок... Челюсти на полу На вопрос:"А если по пальцам?", ответ: "Зачем? Пальцы же свои, а не чужие!".Добавлено (18.01.2012, 15:47) ---------------------------------------------
Quote (maxi-uchilka) где между двумя линейками от строчки до строчки прорисовываем карандашом не буквы и элементы, а всякие фигурки (мячики, шарики, чашки, домики, машинки, собачку и прочее). Смысл работы тот же: добиваемся соответствия образцу, но рисовать интереснее. Букварь Ушакова видели?
18.01.2012
|
|
|
| |
|
AnnaVian | Дата: Пятница, 20.01.2012, 14:22 | Сообщение # 12 |
AnnaVian
Ранг: Школьник (?)
Группа: Пользователи
Должность: Начальная школа
|
Сообщений: |
92 |
Награды: |
0 |
Статус: |
Offline |
|
Quote (chernysh8) А методика несложная. Как просто, оказывается, научиться красиво писать:) Но с класса 5, наверное... Когда уже можешь полностью контролировать ручку в руке. Да? Quote (chernysh8) Букварь Ушакова видели? Это букварь составителя словаря? - нет, не видела. Расскажите, на что Вы там обратили внимание. Я поискала этот букварь в интернете и не нашла.Добавлено (20.01.2012, 14:22) ---------------------------------------------
Quote (chernysh8) Я в мастерской показывал результат правильного обучения ещё наглядней. Как же в школах нужны мужчины!!!! Другой подход к обучению, другое отношение к жизни... Ученики к мужчинам-педагогам иначе относятся.
20.01.2012
|
|
|
| |
|
chernysh8 | Дата: Суббота, 21.01.2012, 05:03 | Сообщение # 13 |
Сообщений: |
1503 |
Награды: |
21 |
Статус: |
Offline |
|
Прошу прощения за очепятку!
Букварь не Ушакова, а Ушинского.
Сейчас скачиваю по ссылке http://www.archive.org/details/rodnoeslovodlade00ushi Бумажное издание есть, но электронное не помешает.
Ещё раз ппрошу прощения, скачалось с ошибкой. http://www.box.com/shared/trf9bp38qt Здесь нормально. Формат .djvu
21.01.2012
Сообщение отредактировал chernysh8 - Суббота, 21.01.2012, 06:53
|
|
|
| |
|
Socol | Дата: Суббота, 21.01.2012, 08:32 | Сообщение # 14 |
Socol
Ранг: Бакалавр (?)
Группа: Я - учитель
Должность: начальные классы
|
Сообщений: |
237 |
Награды: |
4 |
Статус: |
Offline |
|
Давно использую в работе методику Илюхиной. Важно, что дети видят не только общий образ буквы - вот тут слабое пространственное восприятие и подводит первоклашек при написании. Дети видят каждый элемент буквы в отдельности и то, как они соединены - "собираем буквы из конструктора". Выучив меньше половины букв на уроках, можно понять, как писать любую из незнакомых букв! Что практически ежедневно и демонстрируют мои ученики - приходят и заявляют: "А я могу написать букву ..." (пишут на доске букву, до изучения которой дойдём ещё не скоро - сами разобрались по образцу буквы). Кстати, доска всегда доступна детям на переменах - так же как и при письме карандашом, написанное мелом легко поправить. А уроки письма - самые любимые ( по тестам психолога). С помощью методики Илюхиной можно исправить почерк в любом возрасте, нужно только в первое время себя контролировать и не торопиться. Я сама свой почерк так улучшила, познакомившись с этой методикой.
21.01.2012
|
|
|
| |
|
AnnaVian | Дата: Суббота, 21.01.2012, 14:24 | Сообщение # 15 |
AnnaVian
Ранг: Школьник (?)
Группа: Пользователи
Должность: Начальная школа
|
Сообщений: |
92 |
Награды: |
0 |
Статус: |
Offline |
|
Давно присматриваюсь к этой методике. Слышала много положительных отзывов. Одно смущает, как-то буквы "на любителя" получаются - вытянутые. Я больше кругленькие люблю. А давно по этой методике работаете? Какой почерк ко второму-пятому классу получается?
21.01.2012
|
|
|
| |
|