Археологическая экспедиция как способ активизации и углубления интереса учащихся к предметам исторического цикла
Самостоятельная исследовательская работа учащихся в рамках археологической экспедиции способствует развитию любознательности, творческой познавательной инициативы. Необходимость преодолевать трудности пробуждает инициативу и упорство в достижении поставленной цели. Работа в условиях сплоченного коллектива, построенного на принципах самоуправления с широкой демократией и инициативой, учит творческому подходу к труду, коллективизму, товарищеской взаимопомощи.
Следует отметить, что исследовательский метод, являющийся центральным в археологии в целом и в школьной археологии в частности — это высшая форма воспитания творческой инициативы учащихся, их самостоятельности. Ребята становятся не потребителями готовой информации, а участниками творческого процесса, самостоятельно «добывают» исторические знания.
В ученических исследованиях различают два вида открытий: субъективные — открытие истины известной обществу, но неизвестной самому школьнику и объективные — открытие нового в науке, имеющее научно-практическое значение. В учебной практике школьники совершают исключительно субъективные открытия. В отличие от других дисциплин и урочных форм работы, полевая археология дает школьнику не иллюзию открытия, а знакомит с действительно уникальными фактами. Именно археологические источники в силу их наглядности, осязаемости и вместе с тем загадочности, вызывают у школьников наибольший интерес.
Археология — наука, стоящая на стыке гуманитарных, естественных и точных наук, в этом не только ее своеобразие, но и мощный стимул к расширению интереса школьника по широкому спектру наук. Однако особенностью преподавания археологии является ее вузовская ориентация. Изучение методов археологии не входит в систему школьных знаний, но наука весьма притягательна для детей и прочно переплетена с методикой преподавания истории. И в лучшем случае школьники занимаются археологией в системе дополнительного образования. Но она обладает огромным образовательным потенциалом, исследуя самые разнообразные области эволюции человека, материальную и духовную культуру.
В Самарской области участие школьников в археологических экспедициях достаточно распространенный метод внеклассной работы (школьная экспедиция на базе археологической экспедиции Самарского областного историко-краеведческого музея имени П.В. Алабина, школьные группы в археологических экспедициях СамГУ и ПГСГА). Но данные экспедиции ограничивались участием школьников в археологических раскопках и не более.
В 2011 г. на базе Межрегиональной молодежной научной экспедиции «Ноосфера» была организована школьная смена археологической экспедиции, которая не ограничилась только раскопками. Данный образовательный проект предполагает летнюю полевую школу по обучению технике ведения археологических раскопок и обучение школьников древним ремесленным техникам (ткачество, гончарство, строительство, кулинария), то есть участие детей в исторической реконструкции, в оживлении истории. Помимо этого, программа летней школы предусматривает интерактивные и образовательные экскурсии, участие в мастер-классах и археологических исследованиях под руководством ученых, а также лекционные и практические занятия.
Ключевым моментом данной экспедиции является сочетание археологических раскопок и исторической реконструкции, то есть воссоздание материальной и духовной культуры той или иной исторической эпохи и региона с использованием археологических, изобразительных и письменных источников. А главными действующими лицами реконструкции становятся учащиеся, которые получают историческое знание через создание исторических объектов.
Основной целью археологической экспедиции является выявление одаренных школьников, обладающих нестандартным творческим мышлением, склонных к творческой и исследовательской работе, поддержка и дальнейшее развитие их научных и проектных изысканий.
Спектр задач, которые позволяет решить такой способ организации внешкольной деятельности учащихся достаточно широк:
- развитие у учащихся интереса к творческой и научно-исследовательской деятельности;
- выявление и отбор школьников, проявляющих способности к научно-исследовательской деятельности и дальнейшая работа с ними;
- развитие форм и методов дополнительной работы с талантливыми школьниками;
- создание ситуации индивидуально ориентированного обучения через непосредственное общение и сотрудничество (вплоть до работы в составе одной исследовательской группы) ученых, учителей, студентов и школьников;
- гармоничное сочетание учебно-научной и воспитательной работы с активным отдыхом и оздоровлением;
- стимулирование школьников к продолжению исследований по выбранным темам в течение учебного года и представлению своих результатов на конференциях школьников различного уровня;
- активизация деятельности учителей в различных направлениях и формах учебно-исследовательской деятельности учащихся, привлечение к такой деятельности представителей вузов;
- реализация идеи непрерывного образования путем подготовки одаренных учащихся для продолжения обучения в учреждениях, обеспечивающих получение высшего образования.
Данный вид работы с детьми рассчитан на учащихся общеобразовательных учреждений, воспитанников учреждений дополнительного образования. Возраст участников — от 14 лет.
Об авторе: Кузнецов Артем Валериевич, Учитель истории и обществознания, МОУ СОШ №5 "Образовательный центр "Лидер" г. Кинель, Самарская область.
2011 г.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.