Как сократить «бумажную» работу учителя и сэкономить время? Девять советов учителю по организации своей работы
Любой преподаватель может вспомнить случаи, когда ему приходилось жертвовать живым общением с учениками, а зачастую и личным временем во имя бумажной работы. Ситуация усугубляется с каждым годом: «сверху» требуют все новые отчеты, планы и формуляры, вводят новые стандарты обучения, а в сутках по-прежнему всего 24 часа.
Однако любому учителю под силу упростить и оптимизировать работу. Мы собрали несколько советов, призванных помочь вам сделать это.
Не храните информацию о том, что предстоит сделать, в своей памяти
Даже компьютер, выполняющий несколько задач одновременно, зависает. Человеческая память устроена по тому же принципу: если одновременно держать в голове несколько дел, то работоспособность снижается, а сам человек начинает нервничать и переживать — как бы что не забыть. Поэтому все, что предстоит сделать, записывайте на листочках или в специальных блокнотах — таким образом, вы сразу освобождаете свою память, а значит, она полностью свободна для решения текущих дел. К тому же, таким образом вы полностью спокойны, что ничего не забудете и все сделаете вовремя (это возможно, если вы будете точно уверены в том, что листочки никуда не пропадут). Поэтому организуйте специальное место хранения таких записей: одну папку — для долгосрочных «хочу» (может быть, когда-нибудь потом сделаете, идеи) и вторую — для оперативных задач.
Маленькая хитрость: записывайте задачи на листочек максимально понятно: не «Владик 21 сентября», а «Позвонить маме Владика Петрова 21 сентября по поводу пропуска физкультуры 19 сентября. Где записка о пропуске? Позвонить после 14-00 в любое время».
Забудьте о рукописных документах
Стоит перевести все документы, которые это позволяют, в электронный вид. На компьютере можно собрать электронные шаблоны для всех отчетов и планов, которые вы сдаете регулярно, а также хранить различные наработки для проведения уроков, демоверсии КИМов и т.д. Электронные документы проще создавать, вносить изменения и хранить. Они выглядят привлекательно и позволяют лучше систематизировать информацию.
Маленькая хитрость: сразу продумайте систему организации файлов на компьютере. Вы можете завести папки с дидактическими материалами по классам — в дальнейшем, при подготовке учебного плана в начале года, вам будет гораздо легче, так как все упражнения и методички будут в одном месте.
Не называйте папки и файлы «Документ 1», «Для отчета» и т.п. — давайте такие названия папкам и документам, чтобы и через годы понять, что именно хранится в них.
Делайте резервные копии документов
Иногда что-то происходит с компьютером, и все, что нажито непосильным трудом, все пропало: удалось, исчезло, перестало открываться. Во-первых, постарайтесь избежать возникновения таких ситуаций, во-вторых, имейте копии всех документов.
Избежать пропажи файлов можно, храня их не на рабочем столе и Моих документах на диске C, а на диске D, потому что когда происходит переустановка операционной системы Windows, то все, что было на диске C, стирается, а то, что на диске D — сохраняется. Попросите вашего специалиста по компьютеру разбить диск на части (это можно сделать в любое время после установки системы), а при переустановке операционной системы обязательно попросите сохранить все ваши документы — для этого нужно просто знать, где они лежат.
Для создания копий документов, используйте, например, Яндекс.Диск и функцию синхронизации. Таким образом отдельные документы будут храниться и на вашем компьютере, и в интернете в вашем аккаунте. К документам на Яндекс.Диске вы сможете обращаться с любого компьютера, подключенного к интернету, не нужно будет носить файлы туда-сюда на флешке.
Обзаведитесь МФУ
Само собой, без принтера или МФУ электронный документооборот теряет смысл, ведь школьной администрации нужны «живые» бумаги, а ученикам не обойтись без постоянного потока раздаточных материалов. МФУ для учителя не обязательно должен иметь много функций, а вот простота, надежность, компактность и удобство в обращении обязательны .
Хороший выбор для преподавателя МФУ Ricoh SP 150SU стоит совсем недорого. Покупатели, зарегистрировавшие по этой ссылке новое устройство, получат шанс выиграть широкоформатный монитор, планшет, смартфон или другой ценный приз. Японский бренд Ricoh уже 80 лет производит печатное оборудование, и применяет в своих продуктах весь накопленный опыт. Принтеры Ricoh зарекомендовали себя как простые и надежные машины, и SP 150SU — не исключение. Его можно поставить дома или прямо в классе — он очень компактен и не займет много места на учительском столе. С подключением справится каждый (USB-кабель есть в комплекте), при установке драйверов с диска на рабочем столе появится Виртуальная панель управления, с помощью которой удобно печатать, сканировать и копировать. Причем копирование возможно и без компьютера. В использовании МФУ также невероятно просто: откидываем верхнюю крышку, загружаем бумагу, отправляем файл на печать — и получаем распечатки со скоростью 22 страницы в минуту. Быстро и удобно! |
Маленькая хитрость: вам обязательно пригодится еще одна полезная функция принтера или МФУ — режим экономии тонера, который можно включить в настройках. Он чуть снижает контрастность изображения на бумаге, но на практике это не сильно заметно. А вот срок службы картриджа будет значительно продлен — до двух раз! В режиме экономии тонера делать раздаточный материал для класса можно хоть к каждому уроку. Таким образом, МФУ не только сэкономит время учителя, но и поможет всему классу в усвоении материала!
Активнее пользуйтесь интернетом при подготовке к урокам
В интернете можно найти огромное количество самых разных материалов для ваших уроков. Готовые схемы, графики, раздаточный материал — все это способно здорово сэкономить время на подготовку к уроку. Найденные заготовки можно тут же распечатать — для себя или для всего класса, особенно если речь идет об упражнениях для самостоятельной работы. Чтобы было проще найти графические материалы, используйте специализированный поиск Яндекс или Google по картинкам. С ним вам будет легче найти нужные иллюстрации, а не только текстовые материалы. Чтобы воспользоваться таким поиском, введите запрос в поисковой строке (на сайте Yandex.ru или Google.ru, а затем нажмите на слово «Картинки» под ней). Читайте как найти похожие картинки или ту же картинку, но большего размера, лучшего качества.
Автоматизируйте все, что можно
Многие регионы внедрили электронные журналы и дневники. Для ряда учреждений уже стала нормой возможность загрузить заранее составленное КТП, из которой будут автоматически проставляться темы уроков. Так как форма, структура и порядок утверждения КТП и РП определяются локальными актами образовательной организации, согласовывать их тоже гораздо удобнее в электронном виде.
Маленькая хитрость: обратите внимание, насколько автоматизирован переход учащихся в следующий класс. В настоящее время существует достаточно много программных решений, позволяющих минимизировать рутинную часть этого процесса. Заинтересуйте в их внедрении руководство образовательного учреждения. К примеру, ознакомьтесь с возможностями системы «Директор».
Научитесь работать в электронных таблицах (например, в Excel), чтобы быстро создавать любые отчеты, которые в дальнейшем вы сможете использовать многократно, просто внеся новые данные в таблицу.
Заполняйте электронный журнал во время урока
Да, мы понимаем, что не везде есть необходимое оборудование. Но если в вашем кабинете есть компьютер — не откладывайте на потом. С современными недорогими тарифами на мобильный интернет вы можете сами настроить доступ к данным в любом классе, достаточно запустить свой телефон в режиме модема и подключить его к компьютеру. Да, с одной стороны это дополнительная нагрузка на вас, но в итоге именно вы останетесь выигрыше, сэкономив время вечером.
Маленькая хитрость: научитесь определять проценты уровня обученности, качества знаний, пропуски уроков и т.п. в электронном журнале, это поможет сэкономить время и силы. Запомните, где хранятся эти данные, они пригодятся вам при составлении отчетных документов. Всю необходимую для этого информацию вы найдете по поисковому запросу «мониторинг качества образования».
Используйте программы для составления расписания
Возможно, в вашей школе до сих пор составляют расписание по старинке вооружившись схемами нагрузки учителей. Результат, надо сказать, редко оправдывает ожидания. А ведь можно было воспользоваться специальными программами, например, «Ректором», который на порядок сокращает трудозатраты на составление расписания. При этом вы получите сразу два взаимосвязанных расписания — общешкольное и расписание учителей.
На нашем форуме, кстати, тема программ для составления расписания уже не раз обсуждалась. К примеру, здесь или здесь.
Маленькая хитрость: при выборе программы для составления расписания рекомендуем убедиться, что она умеет учитывать при работе все необходимые требования СанПиН. К таковым относятся, например, «Школа Мини», уже упоминавшийся выше «Ректор», «Экспресс-расписание Школа» и другие.
Обратите внимание, что у учителя не может быть более двух окон подряд — такое допускается только с письменного согласия. Администрация обязана составить расписание без длинных окон.
Освойте тайм-менеджмент
По тайм-менеджменту издано огромное количество книг, эта тема бесконечна. Как в любой «науке», здесь тоже есть свои технологии. Во-первых, научитесь говорить «нет». Во-вторых, попробуйте несколько дней записывать все-все, что вы делали в течение дня, так вы сможете определить пожирателей времени. В-третьих, за самые тяжелые и неприятные дела беритесь с утра, не откладывайте на вечер. У нас на сайте есть подробная статья про тайм-менеджмент для учителей.
Маленькая хитрость: если какое-то дело можно сделать за две минуты, сделайте его немедленно. Если оно требует больше времени на исполнение — запланируйте под него время в календаре или напишите себе записку.
Пользуясь этими нехитрыми советами, вы сможете экономить как минимум несколько часов в неделю. Если же у вас есть свои секреты оптимизации рабочих процессов, делитесь ими в комментариях и на форуме. Мы уверены, что многие перегруженные преподаватели будут вам за это благодарны.
Не выполняйте работу, которой нет в ваших должностных обязанностях
Учитель, как и любой наемный рабочий, выполняет работу не по требованию или просьбе директора или завуча, а по указу, и делать он должен то, что указано в трудовых обязанностях. Если вам хотят вменить в обязанности что-то, с чем вы не согласны, отвечайте: "Хорошо. Оформите, пожалуйста, приказ". Если директор знает, что заведомо требует от вас выполнения работы незаконно, то такого приказа не будет. А значит, вы ничего не должны. А если такой приказ сделают, с подписью директора, то снимите копию приказа и направьте в государственную инспекцию труда. Им все равно, кто директор, они не связаны с министерством образования, а работают для защиты прав трудящихся.
Маленькая хитрость: государственная инспекция труда (ГИТ) есть в каждом регионе, в ее обязанности входит не только обрабатывать жалобы, но и бесплатно консультировать работников — устно, письменно, через интернет. Если у вас возникает вопрос по работе, просто обратитесь в ГИТ для получения консультации. Ежемесячно ГИТ дает тысячи консультаций по вопросам работающих граждан, почему бы и вам не обращаться туда время от времени.
И научитесь отдыхать и снимать усталость после работы
Читайте статью Алины Бикеевой Советы усталого учителя.
На правах рекламы
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.