Разработка урока литературы "В.В. Маяковский. Любовная лирика"; 10 класс
Тема урока: «В.В.Маяковский. Любовная лирика»,21.03.2014,11 «В»класс
|
Этапы работы |
Содержание этапа |
|
1 |
Организационный момент: Цели и задачи: - проверка готовности к уроку - психологический настрой учащихся - сообщение темы урока - постановка цели урока -сообщение этапов урока - показать отражение в стихах и поэмах о любви социально-филосовских взглядов поэта -показать красоту и силу чувства в лирике -продолжить работу над развитием речи, развивать умение слушать и слышать учителя, учиться анализировать, обобщать, делать выводы. |
1.Постановка цели урока Здравствуйте, ребята! Садитесь. Дежурный, назовите отсутствующих. Проверьте все готовность к уроку – наличие на столе учебника, тетради, ручки, стихотворений Маяковского, дневника. Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, « Классная работа», тему урока «В.В.Маяковский. Любовная лирика». |
|
|
Оборудование урока На доске: Портреты М.Денисовой, Л.Брик, Т.Яковлевой Эпиграф к уроку: «Любовь – это жизнь, это главное… Любовь – это сердце всего…» (из письма-дневника В.Маяковского) 3)План урока 1.Тема любви – одна из вечных тем литературы 2.Отражение этой темы в ранней лирике: а) «Долой вашу любовь» («Облако в штанах») б) любовь – вечное, всеобъемлющее, тревожное чувство ( поэма «Человек») 3. тема любви в послеоктябрьской лирике: а)тема тоски и одиночества (стихотворение «Разговор на одесском рейде двух десантных судов «Советский Дагестан» и «Красная Абхазия»); б)громада-любовь («Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви»). |
|
|
2. |
Опрос учащихся по заданному материалу Цели и задачи: - проверка усвоения изученного материала -подготовка к восприятию нового материала. |
2.Проверка домашнего задания Стихотворение наизусть «Нате!» |
|
3. |
Повторение раннее изученного материала Цели и задачи: -выявит уровень усвоения изученных произведений о любви -настроить учащихся на восприятие нового материала. |
3. Повторение раннее изученного материала Беседа по вопросам: Как вы объясните значение слова «любовь»? Вспомните произведения русских писателей о любви и скажите, какой изображают они любовь? (любовь – чувство светлое, безрадостное, неразделённое…) |
|
4. |
Изучение нового нового материала Цели и задачи: -сообщение сведений из биографии В.Маяковского -учить анализировать -уметь делать выводы |
4. Постановка темы и цели урока. - предлагаю познакомиться с эпиграфом «Любовь – это жизнь, это главное… Любовь – это сердце всего…» Как видим любовь – чувство, сравниваемое с сердцем, с жизнью. Работать будем по плану (план на доске). а) Вступительное слово учителя о Маяковском На предыдущих уроках мы говорили о Маяковском как о фигуристе, о поэте – революции, о поэте – публицисте, о поэте – сатирике. Сегодня Маяковский откроется вам с новой стороны. Мы будем говорить о стихах Маяковского, посвященных любви. Эта тема одна из вечных тем литературы: и поэзии, и прозы. Способность любить в произведениях русских писателей была одним из критериев оценки человеческой личности. Вспомните, среди изученных произведений нет таких, в которых не звучала бы эта тема. Мы с вами вспомнили, что у Пушкина – любовь светлая, бескорыстная… У Лермонтова – любовь – чувство трагическое. -Как же раскрывает эту тему Маяковский? Маяковский-поэт – трибун, поэт-агитатор, поэт новой эпохи. Его считали поэтом революции, так как он первым ярко отразил революцию в поэзии. Отсюда и ораторский стиль. «Певец кипяченой и ярый враг воды сырой» писал плакаты, стихи о революции. Но тема любви проходила через все творчество поэта. Новый человек интересен Маяковскому не только как строитель нового мира, но интересна поэту способность человека на интимнейшее человеческое переживание – на любовь. В любовной лирике Маяковский раскрывает характер нового человека. Но то же время многие стихи несут черты автобиографичности. Это просматривается не только в стихотворениях «Вам», Письмо Татьяне Яковлевой», поэмах «Про это», «Люблю», но и в поэмах «Хорошо», «Облако в штанах». Любовь а произведениях Маяковского на протяжении всего творчества разная. В ранних стихах и поэмах любовь трагична. Почему? Давайте проследим это, листая страницы поэмы «Облако в штанах». б)чтение отрывков из поэмы «Облако в штанах». Учитель. Чуть ли не с первых строк охватывает вас торжественное чувство большой и страстной любви: Нежные! Вы любовь на скрипки ложте, Любовь на литавры ложит грубый А себя, как я, вывернуть не можете Чтобы были одни сплошные губы - Докажите, что тема любви в этой поэме автобиографична? И дальше с той же силой трагизма поэт рассказывает о своей безответной любви к Марии, любви, причинившей ему мучительную боль. в) Сообщение учащегося Мария Александровна Денисова, дочь крестьянина из Смоленской губернии, с которой познакомился Маяковский во время турне по Одессе, - первая любовь Маяковского. Между ними препятствие - социальное неравенство, материальный расчет. г) Чтение отрывка из поэмы «Облако в штанах» Мама! Ваш сын прекрасно болен! Мама! У него пожар сердца… д) Вопросно-ответная беседа: 1. Как поэт характеризует свои чувства? (Сравнивает с пожаром) 2. Какой изображает поэт любовь в поэме «Облако в штанах»? (Мучительное чувство, несущее герою страдание) -Чем так потрясен поэт, что его страдания выливаются в крик: «Долой вашу любовь»? (Действительность отняла у поэта любимую)
Вышла ты, резкая, как «нате!» Муча перчатки замш, сказала: «Знаете – я выхожу замуж» - Что здесь самое страшное? (Любовь невозможна в мире, где все продается и покупается) О том, что поэт не нашел в любви праздника, счастья, говорится и в поэме «Человек», звучащей гимном человеку-творцу с его сердцем, способным творить чудеса, любовь предстает в образах, выражающих страдание: Гремят на мне наручники любви тысячелетия и только боль моя - острей- стою, огнем обвит, на несгорающем костре немыслимой любви - Что же за чувство у Маяковского? Какое оно? (Большое тревожное чувство) В послеоктябрьской лирике это чувство окрашивается в более светлые тона. Теперь в произведениях слышится желание любви хорошей, настоящей, которая помогает, поддерживает в жизни и работе. Маяковский верит, что новый строй создаст условия для появления нового человека, новых отношений между людьми. Хотя Маяковский, испытавший разочарование в любви, говорил, что любить нельзя, он не мог не любить. Он влюбился в Л.О.Бриг через год после расставания с Марией. Но вскоре испытал разочарование и в этой любви. Это произошло летом 1922 года. В стихотворении «Юбилейное» он с улыбкой сообщает: Я теперь свободен от любви и от плакатов. Шкурой ревности медведь лежит когтист. е) Сообщение учащегося о Л.Брик. Лилия сотрудничала в журнале «Левый фронт». Она была сторонницей «свободной» любви в кружке пыталась проводить в жизнь эту идею. Маяковский переживал дисгармонию в их отношениях. Лилия была замужем за Осипом Бриком, с которым дружил Маяковский. Они прожили рядом 15 лет – с 1915 до года смерти Маяковского. Как ни усмирял поэт «интимное» во имя общего – тема «любовь» «приказала» писать оней. Тема пришла изнутри. Это поэма «Про это». ж) чтение отрывка из поэмы «Про это». Эта тема ко мне заявилась гневная… Эта тема пришла, остальные оттерла… Имя этой теме Любовь! - Каким предстает перед нами Маяковский (Страдающим) Ненавижу это все… Все, что молочинным роем оседало и осело бытом… - Что стояло выше любви? (Быт) В жизни не всегда есть любовь. А когда ее нет, человеку тяжело: сердце все готово отдать. Вот строчки из стихотворения « Дешевая распродажа»: …все чем владеет моя душа… Все это хотите? - сейчас отдам за одно только слово ласковое, человечье. Сердце Маяковского чуткое, ранимое, жаждет любви, ласки, тепла. Проанализируйте самостоятельно это состояние героя в стихотворении «Разговор на одесском рейде двух судов «Советский Дагестан» и «Красная Абхазия» (1926г.) |
|
5 |
Закрепление изученного материала -отработка умения анализировать стихотворение -воспитывать самостоятельность в овладении знаниями |
5. Закрепление изученного материала 1)Самостоятельная работа – анализ стихотворения «Разговор на одесском рейде двух судов «Советский Дагестан» и «Красная Абхазия» по плану (план на доске): 1.О чем это стихотворении? Определите Тему. 2.Каково настроение? 3.Состояние лирического героя. 4.Как изображен окружающий мир? 5.Какие изобразительные средства использует автор? 2)Проверка выполненной работы с комментированием Относясь к любви, как к величайшему благу, способному вдохновлять на дела и на труд, поэт замечает: «любовь – это жизнь, это главное. От нее разворачиваются и стихи, и дела. Любовь – это сердце всего. Если оно прекратит работу, все остальное отмирает, если оно работает, оно не может не проявится во всем. А сердце поэта было чувствительным. Об этом он пишет в поэме «Люблю». …У прочих знаю сердца дом я Оно в груди – любому известно! На мне же С ума сошла анатомия… Гудит повсеместно… Комок сердечный… разросся громадой Громада любовь, громада ненависть… - Как вы понимаете эту метафору: громада-любовь? (Любовь ко всему) Для поэта нет середины. Чувство объемлет собою и любовь к женщине, и слитность человеческого чувства с делами республики. Об этом пишет он в стихотворении «Юбилейное» Нынче наши перья - штык да зубья вил, - битвы революций посерьезнее «Полтавы» и любовь пограндиознее онегинской любви. - Как вы думаете, чего ждал поэт от революции в области человеческих чувств? (запись в тетрадь) По убеждению Маяковского, революция создаст общество, в котором интимные отношения будут чистыми, прекрасными в своей гуманности. Это подтверждается в поэме «Люблю»: Не смоют любовь ни ссоры, ни версты… Помни ежедневно, что ты зодчий и новых отношений и новых любовей… 3) Анализ стихотворения «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви» (1929г.) Хотя Маяковский продолжает называть Л.Брик любименькой, но из «Письма…» видно, что в сердце поэта появилась нова любовь. Так оно и было. Осенью 1928г. Поэт в Париже встретился с Татьяной Яковлевой. а)сообщение о Кострове (Журналист, редактор «Комсомольской правды», в которой сотрудничал Маяковский. Костров ждал строки. Статьи из Парижа. Стихотворение было напечатано в журнале «Молодая гвардия») б)Чтение стихотворения учащимися и беседа по вопросам: - Как начинается стихотворение? - Какова интонация стихотворения (ироничная) - Против кого настроена ирония? - Самоироничен ли герой? Обоснуйте свой ответ. - Становится ли герой серьёзнее?
|
|
6 |
Подведение итогов урока Цели и задачи: -определить степень усвоения материала учащимися -оценить работу учащихся. |
В стихотворении дано оправдание любви. Любовь – прекрасное чувство. Но поэт не мыслит себя в отрыве от страны, от народа. Любовь у него не был личным переживанием: Нам любовь гудит про то, что опять в работу пущен Сердца выстывший мотор… Чтобы поднимать и вести, и влечь Которых ослабли глазом -Каково настроение стихотворения? (радостное, светлое, нет печали, как в стихах дореволюционного периода. Эти стихи оптимистичны. Именно это звучит в стихотворении «Письмо Татьяне Яковлевой» -Какова любовь в стихотворении «Письмо товарищу Кострову…»? |
|
7 |
Задание на дом. Цели и задачи -разъяснить учащимся смысл выполнения домашнего задания -учащиеся должны использовать полученные на уроке знания для анализа поэтического произведения. |
6. Подведение итогов урока 1. Чтение эпиграфа к уроку -что утверждается в стихотворении «Письмо товарищу Кострову…» (Сущность чувства грмады-любовь – это любовь к женщине, к людям, к жизни, к творчеству, к борьбе. Вот мы, рассмотрев несколько произведений Маяковского о любви, убедились, что у поэта действительно любовь – громада, которая вдохновляла его на работу, на борьбу, на творчество во имя всеобщего дела (выводы записать в тетрадь)
Выставление оценок за урок с комментариями.
Домашнее задание 1) Письменный анализ стихотворения «Письмо Татьяне Яковлевой» Подготовить сообщение о Т.Яковлевой; Как показаны взаимоотношения поэта с любимой женщиной; Какую любовь поэт считает настоящей? |
На странице приведен фрагмент.
Автор: Дадаханян Неля Ражденовна
→ Публикатор 01.12.2015 0 6017 338 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы