Открытый урок по литературе по рассказу Юрия Нагибина "Зимний дуб"; 5 класс


Данный урок спроектирован в соответствии с принципами педагогической технологии «Развитие критического мышления через чтение произведений».

Цели урока:

формирование интереса учащихся к знакомству с творчеством Ю. Нагибина, с поэзией о родной природе; воспитание патриотизма,  уважения к отечественной литературе; формирование культуры чтения (адекватность восприятия написанного и услышанного, критическая оценка текста; развитие общеучебных  умений ( слушать и слышать, выразительно читать, выделять в информации главное планировать свою деятельность, формулировать выводы); развитие личностных качеств, формулирующих критическое мышление (толерантность, самостоятельность).,

Развитие связной речи учащихся..

Задачи:

  • Побудить учащихся к размышлению над «тонкими», неоднозначными вопросами, а также формулированию и объяснению своего мнения:
  • Пробудить интерес школьников к творческой внеурочной деятельности.

Основные этапы урока:

Актуализация и обобщение знаний по теме;

Развитие интереса к изученной теме;

Побуждение школьников к активной работе на уроке.

Инсценировка «Встреча ребят с Ю. Нагибиным в кафе»

Осмысление.

Фронтальная беседа по рассказу «Зимний дуб», просмотр и обсуждение фрагмента из фильма,  анализ    поступков  героя.  

Закрепление знаний:

Обобщение информации;

Присвоение учеником нового знания;

Формирование у каждого ученика собственного восприятия изучаемого материала и отношения к нему

Оборудование:

Фильм «Зимний дуб» по рассказу Ю. Нагибина «Зимний дуб»

Портрет Ю. Нагибина

Выставка книг Ю. Нагибина.

Класс оборудован как зал уютного кафе. Столики украшены букетиками цветов, накрыты белыми скатертями. Ученики размещаются за столиками.

Ход урока.

Вступительное слово учителя.

- Приветствую вас, ребята, сегодня мы проведем урок в форме литературного кафе. Я надеюсь, что урок вам понравится, многим пойдет на пользу.

Мы еще раз соприкоснемся с творчеством Ю. Нагибина, который ушел  из жизни в 1994 году, но его чудесные книги с нами. Они нам интересны, мы их читаем с удовольствием. и пример тому рассказ «Зимний дуб», о котором пойдет сегодня речь. Дома вы прочитали это произведение, а сейчас попробуем разобраться в его идейном содержании.

Добро пожаловать в наше кафе!

Инсценировка» Встреча ребят с Ю. Нагибиным.»

В дальнем углу зала сидит писатель и пьет кофе. Ребята, увидев его, подбегают к нему и со всех сторон осыпают вопросами.

Парвина:

 – Юрий Маркович, можно вам задать несколько вопросов?

Виталий  (Нагибин):

- Да, конечно.

- Скажите, пожалуйста, в каком городе вы родились?

- Правда ли , что Марк Левенталь является вашим отчимом?

- Да, мой настоящий отец-Кирилл Александрович Нагибин. Он был дворянином,  и  его расстреляли как  участника белогвардейского восстания в Курской губернии на реке Красивая Меча в1920 году.

- Когда вы узнали, что Марк Левенталь ваш  отчим?

- Мне было тогда  около 11 лет.

- А кем он работал?

- Адвокатом в Москве.

- Когда и как умер ваш отчим?

-В 1927 году его сослали в республику Коми, там он и умер, только в 1952 году.

- Вы благодарны ему  за что-нибудь?

- Да, конечно, я должен быть ему благодарен больше, чем любой другой сын своему отцу, кормившему, поившему, одевавшему его. Я его кормил, поил, одевал, в этом отношении мое чувство совершенно свободно.

- После смерти вашего отчима  ваша мама  была замужем повторно?

- Да, в 1928 году моя мать вышла замуж за писателя Якова Рыкачева. Кстати, он поощрял мои первые литературные опыты.

Когда вы поступили в институт?

-  Это было в 1938 году. Я поступил в 1938 году в Первый медицинский институт, но вскоре перешел во ВГИК, который не окончил из-за войны.

- В каком году вы опубликовали свой первый рассказ?

- В 1940 году. Мой дебют поддержали Ю. Олеша и В. Катаев, и  в тот же год меня приняли в Союз писателей. А первый мой сборник рассказов появился в 1943 году.

- Юрий Маркович, вы не только писатель, но журналист и сценарист. Так ли это?

- Да, так.

- Правда, что по вашим сценариям было снято более 40 фильмов?

- И это тоже правда.

Калеев Данил:

- Юрий Маркович, а я прочитал недавно ваш замечательный рассказ «Эхо», который на меня произвел сильное впечатление. Дело в том, что я не очень прощающий человек, я не прощаю подлость и предательство. Считаю, что героин                е этого рассказа Витьке не стоило прощать Сережу, ее друга, за предательство. И в то же время думаю, что надо простить, ведь от этой обиды  будет тяжело обоим

- Да, я с тобой согласен. От чувства обиды следует освобождаться, потому что оно может отравить все дальнейшее существование человека.

- Кристина:

- Юрий Маркович, А когда я читала ваши рассказы о природе , мне вспомнились стихи А .А. Блока. Можно я прочитаю стихотворение А. Блока «Ворона»

- Мне бы было очень интересно послушать.

Звучит стихотворение «Ворона» А. Блока.

 Арина:

- А  я хочу рассказать стихотворение С. Есенина  «Зима».

 Звучит стихотворение «Зима» С. Есенина.

Юрий Нагибин:

- Ну, ребята, спасибо, что вы читаете  мои книги, был рад с вами побеседовать, а сейчас  мне пора, меня ждут мои близкие. До свидания, желаю удачи, успехов в учебе.

Виталий  (Нагибин) уходит. А затем раздается стук в дверь, и заходит Виталик, но уже в роли Савушкина и говорит:

- Можно войти? извините за опоздание.

2 ч. Обсуждение рассказа «Зимний дуб»

Учитель:

-Как вы думаете, ребята, почему Савушкин все время опаздывал на уроки?

-Понравился ли вам этот мальчик?

-С чего начинается конфликт  между Савушкиным и Анной Васильевной?

Пересказ эпизода  «Урок изучения имени существительного»

Ученики:

- Конфликт можно было погасить. Если бы  учительница попросила  объяснить, почему именно «зимний дуб», а не  просто «дуб». Но Анна Васильевна решила пожаловаться  на Савушкина его матери.

Чтение диалога между учителем и учеником.

- Что удивительного показал Савушкин своей учительнице в зимнем лесу?

Пересказ  эпизода.

- В чем его красота? Какие слова и выражения использовал автор, чтобы лучше показать читателям эту красоту? Почему дуб назван «Великодушным стражем леса»? Опишите его, используя авторские эпитеты и сравнения.

Показ фрагмента из фильма «Зимний дуб».

- Как вы думаете, чем дерево так поразило Савушкина?

Правильно, ребята, от дерева исходило  столько  силы и  живой теплоты, что это не могло не задеть чуткую душу мальчика, лишенного отца.

Какие чувства испытала Анна Васильевна при виде этого сказочного дерева?

- Теперь и Анна Васильевна, очарованная зимним лесом, забыла, что ей надо торопиться к маме ученика. Она вся во власти  очарования природы.

Учитель:

- Дуб словно хранитель леса, хозяин, а человек- хранитель природы. Только добрым, заботливым хозяевам подарит природа свои богатства и тайны. Вот почему Анна Васильевна увидела в этот момент в своем ученике «чудесного и загадочного человека» Таким, как он, сохранять мир на земле, беречь все живое.

Поэтому мы можем утверждать, что ученик преподал урок своей учительнице. А как вы думаете, Анна Васильевна хорошая учительница или нет?

- Конечно, вы правы, ей просто не хватает опыта.

Рефлексия.

Какое сейчас у вас настроение, ребята, после нашей беседы?

Какую главную мысль вы сегодня унесете с урока?

Урок наш подходит к концу,  вы все сегодня отлично поработали.

Домашнее задание: написать сочинение на тему: «Можно ли Савушкина назвать учителем Анны Васильевны? Чему он ее научил?»

Нарисовать зимний дуб и его обитателей.


Полный текст материала Открытый урок по литературе по рассказу Юрия Нагибина "Зимний дуб"; 5 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Хайрутдинова Земфира Махмудовна  Публикатор
21.09.2015 0 16457 536

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


А вы знали?

Инструкции по ПК