Урок внеклассного чтения в 8 классе "Житие Серафима Саровского"
Цели: утверждение в сознании учащихся значения исторических связей с предшествующей жизнью своего Отечества, своего народа, глубокое восприятие ими гражданских и патриотических идей.
Оборудование: икона Серафима Саровского, фотоальбом монастыря, выставка книг.
ХОД УРОКА.
1.Колокольный звон. Чтение молитвы Серафиму Саровскому ( отрывок).
- Именно с этой молитвы вот уже два века люди обращаются к Серафиму Саровскому, мощи которого находятся в Дивеевском монастыре, где мы с вами побывали, по всей Руси за помощью.
- Сегодня наш урок посвящен преподобному Серафиму Саровскому, мы будем говорить о значении исторических связей с предшествующей жизнью своего Отечества, о восприятии гражданских и патриотических идей, о нравственных уроках изначальной Руси.
Мы приоткроем православную страничку нашей земли русской, человека, преобразившего ее своим подвижническим трудом, о его нравственных уроках, пополним знания о нашей малой Родине.
Мы обогатим нашу память фактами, которые позволят гордиться прошлым родной земли, культурой малого нашего Отечества.
СЕГОДНЯ ПРОБЛЕМЫ, НАД КОТОРЫМИ МЫ РАБОТАЕМ:
1.Помогло ли «Житие…» лучше узнать героя? Каковы его убеждения? Разделяете ли вы их?
2.Какие нравственные уроки преподнес вам Серафим Саровский? ( Любить людей, делать добрые дела, жить по чести, по совести).
- А теперь я хочу обратиться к эпиграфу.
ПОКЛОНЯЕМСЯ ВЕЧНЫМ СВЯТЫНЯМ,
И ЛЮБОВЬ НАША К МИРУ ЧИСТА.
СЕРДЦЕ РУССКОЕ ВЕРИТ И НЫНЕ –
МИР ЖЕСТОКИЙ СПАСЕТ КРАСОТА.
Александр Плотников (г.Арзамас)
- Что такое вечные святыни?
- Какие святыни есть у каждого народа?
- Как вы понимаете слова стихотворения: «Мир жестокий спасет красота»?
-(Запишите эпиграф, тему, число, наши проблемные вопросы).
-Сегодня мы говорим о славном имени.Серафим Саровский.Каждый образованный человек должен знать имя такой исторической личности, которая прославила землю русскую своим подвижническим трудом (сыгравшую огромную роль в духовной жизни России).
- Вы прочитали «Житие Серафима Саровского», побывали в его обители, Дивеевском монастыре. Поделитесь своими впечатлениями об увиденном и прочитанном.
I.Р/Р Страничка читательского дневника. Ваши отзывы о «Житии…».
II.- Теперь индивидуальные задания.
- Составьте план «Жития …» и характеристику героя.
III.- А мы с вами поработаем с текстом вместе.
ПЕРЕСКАЗ ЭПИЗОДОВ ТЕКСТА С РАЗЛИЧНЫМИ ЗАДАНИЯМИ.
1.Какими моментами текста можно доказать самостоятельность и силу характера героя?
2. Расскажите о поступке, в совершении которого герой раскаивается. Сделайте вывод, какие черты ему несвойственны?
3. Расскажите об отношениях героя к природе. (М ожно от лица героя).
4.Какие изречения отца Серафима запали вам в душу? Объясните, как вы понимаете смысл его слов.
IV.ПРОВЕРКА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ У ДОСКИ.
V. СВЯЗАННЫЙ РАССКАЗ О СЕРАФИМЕ САРОВСКОМ.
VI. ОТВЕТЫ НА ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ.
VII - Одно из сокровенных слов древности «житие». Что вы можете сказать об этом жанре?
-«Житие – это повествование о людях, которые в своей жизни неуклонно следовали заповедям Христа.
- Житийная традиция не знает трагического героя ( кроме Аввакума).
-Каким вы увидели героя «Жития…»? (упрощ.Агиограф никогда не описывает его бурных переживаний, страстей, слишком сдержанно и спокойно рассказывает о его тяжелых искушениях.
Нет рассказа о внутренней борьбе, переживаниях – это особенности жанра).
- Чем отличается житийный герой от героя художественной литературы?
(Герой художественного произведения не идеальное небесное видение, а портрет с натуры, не лик, а лицо).
VIII – Каковы особенности языка «Жития…»?
- Много церковнославянизмов.
- Риторических вопросов ( Кто же он, пресвятой отец Серафим? Почему его земная жизнь вызывает восхищение? и др.)
- В основном, слова книжные.
- Нет слов в переносном значении, только в прямом.
- Присутствуют инверсии.
- В приводимых цитатах из бесед отца Серафима с мирянами много мудрых сентенций (изречений нравоучительного характера).
-КАКОЙ УВИДЕЛИ СТРУКТУРУ ТЕКСТА? (Частое деление на абзацы, чтобы подчеркнуть новизну мысли).
-Каковы особенности композиции? (Ретроспекция)
IX.- А ТЕПЕРЬ ДАВАЙТЕ ОБРАТИМСЯ К ИКОНЕ И ВНИМАТЕЛЬНО ЕЕ РАССМОТРИМ. (Лицо у него светлое, глаза голубые, лучистые, под густыми бровями, нос прямой, волосы светло-русые, густая окладистая борода).
-Икона отличается от портрета? ( На иконе мы видим только строгую, суровую красоту.Лик святого. А на портрете внутренний мир человека, его взгляд на людей и жизнь).
X. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
--Сегодняшний наш урок – это преклонение перед святынею – Серафимом Саровским, это урок уважения к нашей истории.
- Уважение к истории. Почему, по-вашему, надо знать и уважать прошлое? ( ВЫ правы, нельзя строить будущее, не чтя и не уважая прошлое. Нам хочется видеть возрожденную Россию с ее добрым, умным, талантливым народом, который не предаст своих предков и свои святыни).
«Житие Серафима Саровского» - это история нашего края, которую нельзя считать неинтересной; она знала взлеты и падения; она – часть нашей культуры. Мы должны знать нашу культуру, нашу Россию, традиции, которые не должны потерять!
ОЦЕНКИ ЗА УРОК.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНЕЕ: написать сочинение-миниатюру «Уроки «Жития…».
В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ.
Тексты «Жития…» даются учащимся заранее, необходимо выделить самую главную информацию из высказываний отца Серафима. Например, «сей, всюду сей данную тебе пшеницу. Сей на благо земле, сей и на песке, сей и на камне, сей и при пути, сей и в тернии – все где-нибудь да и возрастет, и плод принесет. И данный талант не скрывай в земле. ( Твори добро всюду, где пребываешь. Бывает, путь к добру бывает тяжелым. Но отступать нельзя.) Не всем талант творить добро дается.
«РАДОСТЬ МОЯ, люблю тебя, стяжи дух мирен, и тогда тысячи душ спасутся около тебя».
«НЕ ОСУЖДАЙ РОДИТЕЛЕЙ СВОИХ».
ЛЕКСИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДАЕТСЯ ТОЖЕ ЗАРАНЕЕ, ЗАПИСЫВАЕТСЯ В «СЛОВАРИ ТЕРМИНОВ».
1. Подвижнический – ( высок.) самоотверженный
2. икона – живописное изображение святого;
3. лик –(устар.) внешние очертания, видимая поверхность чего-либо;
4. лицо – индивидуальный облик, отличительные черты;
5. портрет – изображение какого-нибудь человека на картине или фотографии;
6. пустынь – в старину: небольшой монастырь малолюдной пустынной местности;
7. молитва – установленный текст, читаемый при обращении к святым;
8. преподобный – у верующих: определение, прибавляемое к именам святых из пустынников и монахов;
9. окладистая борода – широкая, начинающая от висков, густая.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Орлова Галина Николаевна
→ gnorlova 31.10.2015 0 3500 269 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы