Комбинированный урок "Любовь Герасима ко всему живому, его привязанность к Муму" (по рассказу И.С. Тургенева "Муму"); 5 класс
Технологическая карта урока русской литературы в 5 классе
Государственного учреждения образования «Средняя школа №16 г. Гродно»
Учитель: Болбат Мария Мечиславовна
Педагогический стаж: 21 год
Категория: I
Изучаемая тема: И.С.Тургенев «Муму»
Количество часов на
изучаемую тему: 4
Цели изучения темы: - изучение рассказа И.С.Тургенева;
- создание условий для осмысления содержания;
- совершенствование техники чтения;
- развитие любви и интереса к чтению, полноценного эмоционально-образного восприятия рассказа;
- подготовка учащихся к осмыслению нравственного и эстетического воздействия литературы на их личность.
Тема урока: Любовь Герасима ко всему живому, его привязанность к Муму.
Место урока
в изучаемой теме: 3
Задачи урока: - на основе анализа содержания произведения проследить, как проявляется любовь Герасима ко всему живому и
какое значение в жизни героя имела Муму;
- содействовать развитию умения читать, слушать и узнавать «слог» И.С.Тургенева, отрабатывая навыки
различных видов работы с текстом: выразительного чтения, чтения наизусть, чтения по ролям, художественного
пересказа, иллюстрирования;
- пробуждать у учащихся интерес к чтению, способность откликаться на чувства других, соразмышлять с ними;
- содействовать воспитанию чуткости, любви ко всему живому.
Тип урока: комбинированный
Технология: элементы технологии развивающего обучения (Л.В.Занков).
Учебно-дидактическое
обеспечение урока: учебник «Русская литература» 5 класс, тетради, детские иллюстрации, репродукции «Штурм коморки» и
«Последние минуты с Муму», опорные карточки, записи на доске, аудиозапись.
Используемые приемы,
формы обучения: коллективная, групповая, индивидуальная работа; чтение, беседа, творческое комментирование; репродуктивно-
продуктивная работа с текстом, иллюстрациями, самостоятельная творческая работа учащихся.
План изучения темы урока:
Любимые персонажи И.С.Тургенева в рассказе «Муму». Любовь Герасима к Татьяне.
Муму в жизни Герасима.
Одиночество, любовь, сострадание Герасима, его покорность барыне.
Главная мысль автора рассказа.
Правдивость художественного произведения.
Этапы |
Время |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Прогнозируемые результаты |
Средства коррекции |
Мотивация |
3 |
Читает отрывок из стихотворения Р.Рождественского «Все начинается с любви…». Мотивирует учащихся, создает ситуацию эмоционального введения в тему урока (деталь – «сердце» в руках учителя). |
Слушают, выражают свои чувства, высказывают мнения, размышляют. Выявляют отношение автора к героям. |
Эмоционально настраиваются на восприятие темы урока. Конструируют монологическую речь, выстраивают собственное суждение. |
|
Проверка домашнего задания |
5 |
Инициирует учащихся к выборочному пересказу эпизода «Любовь Герасима к Татьяне»; предлагает ответить на вопрос о том, каким образом Герасиму удается передать свои чувства к ней. Выставляет отметку. Проверяет понимание: герой произведения, персонаж. |
Изъявляют желание пересказать отрывок. Пересказывают, слушают, высказывают мнения, работают с текстом. Называют персонажей, героев литературного произведения. |
Умение слушать, выражать чувства, вызванные художественным произведением, видеть внутренний мир героя. Восприятие и оценка прочитанного. |
Как характеризует Герасима то обстоятельство, что даже через год он не утратил расположения к Татьяне и единственный из всех пожалел ее? Герой художественного произведения. Персонаж. |
Актуализация знаний. Изучение нового материала |
20 |
Организует деятельность учащихся по усвоению нового материала. Предлагает подумать, как звучит продолжение темы (вторая часть темы на доске закрыта).
----------------------------------------------------- Инициирует к ответу на вопрос, какой важный эпизод следует после сцены прощания с Татьяной. Предлагает рассмотреть иллюстрацию «Герасим спасает Муму», выполненную учеником, и послушать комментарий к ней. Ставит отметку.
----------------------------------------------------- Предлагает найти ключевую цитату к проиллюстрированному эпизоду. Ставит аналитические вопросы: Почему Герасим так самозабвенно возился со спасенным щенком? Определите чувства, вызвавшие эти поступки Герасима, назовите их. Слова какой части речи использовал автор, чтобы передать состояние героя в этот момент?
---------------------------------------------- Готовит учащихся к восприятию следующего эпизода, предлагает ответить на вопрос, какой будет следующая иллюстрация, а подготовленному учащемуся показать и прокомментировать иллюстрацию «Муму помогает Герасиму в работе». Ставит отметку.
----------------------------------------------------- Предлагает учащемуся прокомментировать созданную им иллюстрацию «Герасим разыскивает Муму». Инициирует к работе с текстом и записи ключевой цитаты. Организует коллективную деятельность учащихся, задавая аналитический вопрос: «О чем нам позволяет судить обилие глаголов-действий Герасима?»
---------------------------------------------------- Инициирует учащихся к прочтению по ролям сцены «Штурм коморки». Предлагает выписать опорную цитату. Ставит аналитический вопрос о том, почему у Герасима созрело желание самому убить Муму и как должен поступить человек, когда участь близкого существа физически решена. Предлагает посмотреть репродукцию картины «Штурм коморки», соотнести ее с прочитанным, выразить свое отношение.
----------------------------------------------------- Предлагает учащемуся показать и прокомментировать иллюстрацию «Последние часы с Муму», а классу – записать ключевую цитату. Выставляет отметку. |
Логически выстраивают суждения, высказывают свое мнение.
--------------------------------Учащийся демонстрирует иллюстрацию, прикрепляет ее к доске, комментирует. Остальные слушают, осмысливают.
---------------------------------- Записывают ключевую цитату, находят в тексте глаголы, передающие состояние Герасима, размышляют, выстраивают суждения.
----------------------------------- Продолжают выстраивать сюжетную линию. Учащийся демонстрирует иллюстрацию, прикрепляет к доске, предлагает классу записать ключевую цитату.
----------------------------------- Учащийся комментирует иллюстрацию, все слушают, записывают цитату, работают с отрывком из текста о том, как Герасим разыскивает Муму, отвечают на вопросы.
----------------------------------- Изъявляют желание прочесть отрывок. Выразительно читают, говорят о возникших после просмотра иллюстрации чувствах. Анализируют, высказывают мнения, отвечая на вопросы. Оценивают позицию автора.
----------------------------------- Слушают, высказывают свои мнения об иллюстрации, записывают цитату. |
Конкретизация темы урока. Начало выстраивания сюжетной линии «Муму в жизни Герасима». -------------------------------- Самостоятельная творческая деятельность, монологическая речь. Подготовка к работе над цитатным планом части изучаемой темы.
-------------------------------- Совершенствование умений находить главное в тексте, слушать, делать выводы. Аналитическая и оценочная работа.
-------------------------------- Усвоение содержания, углубление осмысления прочитанного, формирование умений выстраивать сюжетную линию, находить главное. Литературно-творческая деятельность.
-------------------------------- Отработка умений составлять цитатный план, работая с текстом, находить существенное. Формирование умения определять роль художественных и языковых средств в произведении.
-------------------------------- Делают вывод о том, почему Герасим сам решил убить Муму. Находят доказательства авторской позиции.
-------------------------------- Эмоциональное восприятие кульминационного эпизода «Герасим топит Муму». |
Привязанность к какому живому существу наиболее подробно описана в рассказе? -------------------------
------------------------
------------------------
------------------------
-------------------------
------------------------- |
Физкультпауза |
1 |
Предлагает сесть, прижав спину к спинке стула, положить руки на колени, закрыть глаза , вспомнить свое любимое животное, представить самый счастливый момент общения с ним и зажмурить глаза о счастья. |
Выполняют упражнения. |
Здоровьесбережение |
|
Читательская деятельность |
3 |
Предлагает учащемуся выразительно прочитать наизусть отрывок «Герасим топит Муму». Включает фоновую аудиозапись. Ставит отметку. Проблема: Мог ли Герасим поступить иначе? Почему автор не спас Муму? |
Один учащийся выразительно читает наизусть, остальные слушают, сопереживают, осмысливают ответы на возникшие вопросы. |
Углубление восприятия на основе осмысления. Обдумывают и задают вопросы. Домысливание сюжета – литературно-творческая деятельность. Делают вывод. |
|
Работа в группах по углублению анализа и оценки прочитанного |
10 |
Организует деятельность учащихся в группах по последнему эпизоду. Дает задания: 1 гр.: найти в тексте слова, коорые передают силу чувств Герасима. 2 гр.: составить план эпизода, найти ключевую цитату. 3 гр.: подготовиться к словесному иллюстрированию. 4 гр.: определить авторскую позицию по отношению к герою, к событиям. Предлагает записать последнюю ключевую цитату. Ставит отметки.
|
Работают в группах из пяти человек, консультанты распределяют задания; работают индивидуально, выстраивают диалог, делают совместный вывод. Представитель афиширует подготовленный материал. Записывают последнюю ключевую цитату. |
Составлен цитатный план темы «Муму в жизни Герасима» для подготовки дома к выборочному пересказу. Определена авторская позиция, углубляются знания о роли изобразительно-выразительных средств художественного произведения. |
|
Итоговая рефлексия |
3 |
Выставляет отметки. Рефлексирует, предлагает учащимся высказаться, используя опорные начала суждения. Организует эмоциональную рефлексию о том, какой человек способен любить (деталь – «сердце» в руках). |
Высказываются, используя записанные на доске варианты начала суждения. Эмоционально рефлексируют, передавая друг другу «сердце». |
Усвоение темы урока. Удовлетворение от проделанной работы. Эмоциональное завершение урока. |
|
На странице приведен фрагмент.
Автор: Болбат Мария Мечиславовна
→ Публикатор 05.05.2016 0 5657 365 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.